Дело № 3а-42/18
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск 20 августа 2018 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Яковлевой Н.А.
с участием прокурора Птицыной М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антонова Ф.А. о признании незаконным и отмене решения Гагаринской окружной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2018 года № 10 «О регистрации кандидата в народные депутаты»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС № 1366-V от 08 июня 2018 года «О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)» на 09 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Решением Гагаринской окружной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2018 года № ... Данилов И.И. зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Гагаринскому одномандатному избирательному округу №8.
Антонов Ф.А., зарегистрированный кандидатом по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском о признании указанного постановления Гагаринской окружной избирательной комиссии незаконным и его отмене, сославшись на то, что названным кандидатом допущен ряд нарушений избирательного законодательства, каждое из которых должно было повлечь отказ в регистрации его кандидатом в депутаты.
Согласно пунктов «г», «е» части 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) недействительными признаются подписи избирателей без указания каких либо сведений, требуемых в соответствии с законом и с неоговоренными исправлениями. Так, в папке 3 на листе 35 в строе 2 в номере паспорта избирателя имеются неоговоренные исправления, в папке 4 на листе 11 в строке 1 – неоговоренные исправления в адресе избирателя, в папке 4 на листе 41 в строке 2 – неверно указан адрес места жительства (г.Якутия), в папке 5 на листе 9 в строке 3 - в отчестве избирателя неоговоренные исправления, в папке 5 на листе 36 в строках 1 и 2 дата внесения подписей избирателей за пределами заверения данных подписей кандидатом, в папке 6 на листе 15 в строках 1, 2, 3 – в дате внесения подписи кандидатом неоговоренные исправления.
Заявитель также полагает, что все подписи избирателей следует признать недействительными, поскольку в представленных подписных листах в нарушение пункта 9 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ сведения о принадлежности Данилова И.И. к избирательному объединению не указаны, тогда как в заявлении о согласии баллотироваться Данилов И.И. сообщил, что он является членом ВПП «Единая Россия».
Кроме того, Даниловым И.И. в справках о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимого имущества и об обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации не заполнены таблицы «Обязательства имущественного характера», где обязательно должно быть указано слово «отсутствует».
На основании данных обстоятельств, Антонов Ф.А. просит признать незаконным и отменить вышеуказанное решение Гагаринской окружной избирательной комиссии о регистрации Данилова И.И. в качестве кандидата в народные депутаты.
В судебном заседании административный истец Антонов Ф.А. заявленное требование поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске и дополнении к нему основаниям, а также заявил дополнительное основание для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, а именно - не представление Даниловым И.И. в избирательную комиссию копий документов, подтверждающих смену фамилии.
Представитель административного истца Яшинов А.В., также поддержал заявленные требования в полном объеме, просит удовлетворить заявление по вышеуказанным доводам.
В судебном заседании представитель административного ответчика Гагаринской окружной избирательной комиссии Томтосов А.А., с мнением которого согласилась председатель Гагаринской окружной избирательной комиссии Атласова А.А., с административным исковым заявлением не согласился. Пояснил, 31 июля 2018 года рабочей группой окружной избирательной комиссии проведена проверка подписных листов в поддержку кандидата Данилова И.И., проверено 188 подписей избирателей, отобранных путем случайной выборки. По результатам проверки оснований для отказа в регистрации кандидата Данилова И.И., не установлено. Все подписи избирателей, отобранные для проверки, признаны рабочей комиссией действительными, адреса места жительства избирателей содержат все необходимые реквизиты, а отсутствие на субъект и район не препятствовали однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Исправлений, являющихся основанием для признания подписей недействительными, избирательная комиссия не усматривает. 9 подписей, указанные заявителем как недействительные, не могут являться основанием для отказа в регистрации кандидата Данилова И.И., поскольку составят менее 10% от проверенных 188 подписей избирателей. Относительно отсутствия в подписных листах сведений о принадлежности к политической партии пояснил, что Данилов И.И. не является членом ВПП «Единая Россия», о чем им 22 июля 2018 года в окружную избирательную комиссию поданы сведения об изменениях в данных о кандидате по установленной форме с приложением соответствующих документов. Сведения в графе «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» в Справках о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе и об обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации дополнены словами «отсутствует», о чем Данилов И.И. 22 июля 2018 года представил сведения об изменения в данных о кандидате согласно установленной формы. Считает, что неуказание слова «отсутствует» в разделе 4 справок существенного значения не имеет, поскольку само по себе незаполнение графы не искажает сути излагаемых сведений в справках в целом, не влияет на однозначность их объективного восприятия. Утверждение истца о смене Даниловым И.И. фамилии считает необоснованными.
В судебное заседание заинтересованное лицо Данилов И.И. не явился, извещен судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, уважительных причин неявки не представил, реализовал свое право на участие в судебном заседании, выдав полномочия представителю Тимофееву Н.П.
Представитель заинтересованного лица Тимофеев Н.П., пояснил, что административное исковое заявление является необоснованным, истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие среди подписей, представленных кандидатом Даниловым И.И. - 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей. Доводы в части признания всех подписей избирателей недействительными в связи с неуказанием в подписном листе сведений о принадлежности к политической партии, полагает несостоятельными. Так, 22 июля 2018 года Данилов И.И. представил в окружную избирательную комиссию сведения об изменениях в данных о кандидате, в части партийной принадлежности в заявление о согласии баллотироваться, так как Данилов И.И. прекратил членство в ВПП «Единая Россия». Также считает несостоятельным довод об отсутствии необходимых данных в графе «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» в Справках о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе и об обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации, так как необходимые сведения представлены кандидатом Даниловым И.И. в окружную избирательную комиссию 22 июля 2018 года. Полагает оспариваемое решение о регистрации Данилова И.И. законным и обоснованным. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Свидетель Б., вызванный судом для дачи пояснений по обстоятельствам дела, пояснил, что является членом Гагаринской окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 10 августа 2018 года в помещении Гагаринской окружной избирательной комиссии он изучал документы, представленные Даниловым И.И. для выдвижения и регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия). Среди просмотренных документов Сведений об изменениях в данных о кандидате, выдвинутом по Гагаринскому одномандатному избирательному округу №8 со вх.№008 от 22 июля 2018 года, в том числе копия заявления Данилова И.И. от 10 июля 2018 года о добровольном выходе из ВПП «Единая Россия» с отметкой о принятии, справка ЯМО ВПП «Единая Россия» от 11 июля 2018 года №183, не было. При этом пояснил, что документов входящей корреспонденции Гагаринской окружной избирательной комиссии он не смотрел.
Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился. Ходатайства об отложении рассмотрения административного дела не представлено.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктом 9 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ установлено, что если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
Порядок выдвижения и регистрации списка кандидатов в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) установлен в Главе 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З № 1007-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» (далее – Закон республики).
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона республики необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Из материалов дела установлено, что 10 июля 2018 года Данилов И.И. в Гагаринскую окружную избирательную комиссию подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Гагаринскому одномандатному избирательному округу № 8 в порядке самовыдвижения.
24 июля 2018 года Даниловым И.И. в Гагаринскую окружную избирательную комиссию представлено 7 папок с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения на 292 подписных листах с общим количеством 771 подписей избирателей.
30 июля 2018 года рабочей группой Гагаринской окружной избирательной комиссии путем случайной выборки из общего числа представленных подписей отобрано 188 подписей для проверки на предмет достоверности в соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, что подтверждается протоколом случайной выборки подписей избирателей.
31 июля 2018 года по итогам проверки рабочей группой Гагаринской окружной избирательной комиссии не установлено недостоверных (недействительных) подписей, связи с чем 03 августа 2018 года Гагаринская окружная избирательная комиссия приняла решение о регистрации Данилова И.И. в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва.
По мнению административного истца, при проверке представленных Даниловым И.И. подписных листов, окружной избирательной комиссией необоснованно не были учтены как недействительные 9 подписей избирателей на основании подпунктов «г» и «е» части 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ ввиду того, что подписи избирателей указаны без каких либо сведений, требуемых в соответствии с законом и с неоговоренными исправлениями. Так, в папке 3 на листе 35 в строе 2 в номере паспорта избирателя имеются неоговоренные исправления, в папке 4 на листе 11 в строке 1 – неоговоренные исправления в адресе избирателя, в папке 4 на листе 41 в строке 2 – неверно указан адрес места жительства (..........), в папке 5 на листе 9 в строке 3 - в отчестве избирателя неоговоренные исправления, в папке 5 на листе 36 в строках 1 и 2 дата внесения подписей избирателей за пределами заверения данных подписей кандидатом, в папке 6 на листе 15 в строках 1, 2, 3 – в дате внесения подписи кандидатом неоговоренные исправления.
По указанным доводам административного истца суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2018 года №43/2-6 для регистрации кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Гагаринскому одномандатному избирательному округу №8 требуется представить 701 подпись.
Как было указано выше, Даниловым И.И. в Гагаринскую окружную избирательную комиссию представлено 771 подписей избирателей, из которых путем случайной выборки отобрано для проверки 188 подписей.
Согласно подпункту «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является.
Таким образом, административный истец не представил доказательств подтверждающих 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей, поскольку 9 подписей, которые, по мнению административного истца являются недействительными, не превышают установленный законом 10 % порог необходимый для отказа в регистрации кандидата, и правового значения в данном случае не имеют.
Доводы административного истца относительно отсутствия в представленных подписных листах сведения о принадлежности Данилова И.И. к избирательному объединению суд считает необходимым отклонить, на основании следующего.
Согласно статье 59 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Так, суд в соответствии с частью 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства РФ, в целях правильного разрешения дела вправе истребовать доказательства.
В определении Конституционного Суда от 10 февраля 2016 года №216-О раскрыт смысл положений подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому, суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией. Он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии об их несоответствии действительности и должен выносить свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности.
Пункт 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно Приложению 5 к названному Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Приложения 5 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что в подписном листе указываются сведения о принадлежности к политической партии, форма подписного листа не может быть признана соответствующей закону, если объем сведений, содержащийся в нем, не соответствует объему сведений, предусмотренному законом. Наличие в подписном листе информации о кандидате в ином объеме, чем предусмотрено законом, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате.
Как следует из материалов дела, Данилов И.И. на период выдвижения кандидатом в депутаты являлся членом ВПП «Единая Россия», что подтверждается справкой Якутского местного отделения ВПП «Единая Россия» от 05 июля 2018 года, о чем указал в заявлении о согласии баллотироваться.
Из информации ВПП «Единая Россия» от 20 августа 2018 года № ..., представленной по запросу суда следует, что Даниловым И.И. в Якутское местное отделение Якутского регионального отделения Партии «Единая Россия» 10 июля 2018 года подано заявление о добровольном выходе из членства Партии, которое зарегистрировано в журнале входящих документов под № ... от 11 июля 2018 года. Местным политическим советом Якутского местного отделения Якутского регионального отделения Партии «Единая Россия» 11 июля 2018 года принято решение о снятии Данилова И.И. с учета для последующего исключения из Единого реестра Партии.
Таким образом, судом установлено, что с 11 июля 2018 года Данилов И.И. прекратил членство в Партии, в связи с чем, правомерно не указал партийную принадлежность в подписных листах, так как на момент сбора подписей избирателей не являться членом ВПП «Единая Россия», иное бы свидетельствовало о нарушении формы подписного листа.
При этом суд исходит из того, что согласно пункта 4.3.1 Устава ВПП «Единая Россия» член Партии может добровольно выйти из Партии, прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления гражданина, принявшего решение о выходе из Партии, которое подается в первичное (местное, региональное) отделение Партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена Партии. Прекращение членства в Партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном (местном региональном) отделении.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Аналогичные нормы закреплены в пунктах 1 и 2 части 5.1 статьи 36 Закона республики.
Формы справок, а также требования к их заполнению утверждены Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года №546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» (далее Указ Президента РФ № 546).
Пунктом 3 Указа Президента РФ №546 предусмотрено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Таким образом, данный нормативный правовой акт содержит прямое указание на объем сведений, которые кандидат обязан сообщить в названной справке, и не указание в справках сведений об отсутствии обязательств имущественного характера кандидата, его супруга, несовершеннолетних детей расценивается не иначе как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации.
Материалами дела подтверждается, что в графе 1 «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» Справок о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимого имущества и об обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации, представленной Даниловым И.И. в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетнего ребенка в Гагаринскую окружную избирательную комиссию, записей об отсутствии обязательств имущественного характера, включая слово «отсутствует», им не внесено.
Следовательно, не указание Даниловым И.И. в данной Справке сведений об отсутствии у него, его супруги и несовершеннолетнего ребенка обязательств имущественного характера суд расценивает как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации.
То обстоятельство, что в соответствующих сносках к разделу 4 «Обязательства имущественного характера» указанной справки в отличие от сносок к разделу 2 «Сведения об имуществе» не содержится указания на необходимость проставления в графе 1 слова «отсутствует», не освобождает кандидата от исполнения положений, содержащихся в пункте 3 Указа президента РФ № 546, притом что вопреки доводам административного ответчика и заинтересованного лица о предоставлении Даниловым И.И. 22 июля 2018 года в Гагаринскую окружную избирательную комиссию Сведений об изменения в данных о кандидате о дополнении указанных справок словом «отсутствует», записью об отсутствии обязательств имущественного характера не является.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что, не проставив в графе 1 «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» Справки о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимого имущества и об обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации запись об отсутствии обязательств имущественного характера, Данилов И.И. нарушил требования Указа Президента № 546, предъявляемые к оформлению документов и влияющие на объем изложенной в них информации, и, как следствие, - пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ, пунктов 1 и 2 части 5.1 статьи 36 Закона республики.
При таких обстоятельствах, поскольку по делу установлено, что постановление Гагаринской окружной избирательной комиссии от 03 августа 2018 года №10 было принято с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, а именно, при наличии на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата Данилова И.И., среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, части 5.1 статьи 36 Закона республики, суд приходит к выводу о том, что заявленные Антоновым Ф.А. требования подлежат удовлетворению, а обжалуемое решение избирательной комиссии - признанию незаконным и отмене.
Не свидетельствуют об обратном доводы административного ответчика и заинтересованного лица, поскольку они вышеприведенных выводов суда не опровергают и на отсутствие у Гагаринской окружной избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации кандидата Данилова И.И. применительно к представленным им документам не указывают.
Вопреки доводам административного ответчика и заинтересованного лица не может повлечь отказ в удовлетворении административного искового заявления и то обстоятельство, что 22 июля 2018 года Данилов И.И. уведомил Гагаринскую окружную избирательную комиссию об уточнении сведений путем представления Сведений об изменения в данных о кандидате, поскольку сведения в графе «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» не являются сведениями о кандидате, а относятся к сведениям об имуществе и расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей.
Из содержания пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ в системном единстве с положениями пункта 24 названной статьи, предусматривающими перечень оснований отказа в регистрации кандидата, а также предписаниями части 6 статьи 76 указанного федерального нормативного правового акта о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, следует, что ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, необходимых для его регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными.
Заявленный в ходе судебного заседания довод административного истца о смене Даниловым И.И. фамилии, поскольку фамилия отца Данилова И.И. – А., носит предположительный характер и не подтвержден доказательствами в соответствии с положениями статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом суд отмечает, что наличие у отца и сына разных фамилий не может служить основанием для ограничения пассивного избирательного права кандидата.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 239-241, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Антонова Ф.А. – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Гагаринской окружной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2018 года № 10 «О регистрации кандидата в народные депутаты», которым Данилов И.И. зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Гагаринскому одномандатному избирательному округу № 8.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Решение изготовлено в окончательной форме 22 августа 2018 года.