Дело №2а-1-1010/2018
Решение
Именем Российской Федерации
11 сентября 2018 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Черняевой Л.В.
при секретаре Макеевой Т.В.
с участием административного истца Кудайбергеновой А.А., её представителя Лопастейского Д.А.,
представителя административного ответчика, заинтересованного лица Кирюхиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вольского районного суда Саратовской области административное дело по административному исковому заявлению Кудайбергеновой А. А. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, понуждении произвести изменение вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
истица обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, понуждении произвести изменение вида разрешенного использования земельного участка, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для огородничества. В 2018 году она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее – Управление Росреестра по Саратовской области) с заявлением о кадастровом учете изменений вида разрешенного использования «для огородничества» на вид разрешенного использования «земельные участки для размещения индивидуальной жилой застройки». 7 мая 2018 года оспариваемым решением ей было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета указанных выше изменений земельного участка, поскольку ответчик сделал необоснованный вывод о возведении истицей на земельном участке жилого здания, а также вывод, то такое изменение вида разрешенного использования земельного участка действующим законодательством не предусмотрено. Она полагает обжалуемый отказ неправомерным, так как в соответствии с п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Согласно Выписке от 29.01.2018 года из Правил землепользования и застройки муниципального образования город Вольск (утв. Решением Совета муниципального образования город Вольск № 42/2-256 от 16.02.2012 г.) земельный участок истицы расположен в жилой зоне застройки первого типа (Ж-1). В перечень основных видов размешенного использования земельных участков в данной жилой зоне входит такой вид разрешенного использования, как «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки». Исходя из изложенного, она считает, что как правообладатель земельного участка, имеет исключительное право на самостоятельный выбор вида разрешенного использования земельного участка. Также полагает, что действиями ответчика нарушено её право собственности. На основании изложенного она просит признать незаконным уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 07.05.2018 года №, обязать ответчика произвести изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № с «для огородничества» на «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки».
В судебном заседании истица и её представитель заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить, дав объяснения, аналогичные изложенным в иске.
Судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Вольского муниципального района Саратовской области, представитель которой Кирюхина В.В. в судебном заседании возражений на иск не представила, просила принять решение по делу на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами Администрации Вольского муниципального района Саратовской области Кирюхина В.В. в судебном заседании возражений на иск не представила, просила принять решение по делу на усмотрение суда.
Представитель ответчика - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представил. В ходе рассмотрения дела представитель ответчика против иска возражал, указав следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации (ФЗ от 13.07.2015 года № 218) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. При этом за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении и представленных документах, ответственность несут заявители и органы и организации, выдавшие эти документы. По состоянию на 16.08.2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) имеются сведения о государственной регистрации права собственности Кудайбергеновой А.А. на земельный участок площадью 1000 кв.м., кадастровый №, вид разрешенного использования - для огородничества, расположенного по адресу: <адрес>. Государственная регистрация права проведена на основании постановления Главы администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 09.04.2010 №, договора купли-продажи земельного участка от 14.04.2010 № и акта приема-передачи земельного участка от 21.04.2010 г.. 02.02.02 г. в Управление обратилась Кудайбергенова А.А. с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении вышеуказанного земельного участка «для размещения домов индивидуальной жилой застройки». К заявлению о государственном кадастровом учете были представлены: свидетельство о государственной регистрации права, выписки из Правил землепользования и застройки и декларация о выбранном виде разрешенного использования. 07.02.2018 г. в результате проведенной правовой экспертизы представленных документов в порядке статьи 29 Закона о регистрации, государственным регистратором принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, по следующим основаниям: - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации). 07.05.2018 г. в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин вынесено уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по следующим основаниям. Согласно пункту 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. На основании пункта 1 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее - Классификатор). Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Классификатора, ведение огородничества предусматривает: осуществление деятельности, связанной с выращиванием ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции и не предусматривает возведения жилых зданий, а индивидуальное жилищное строительство предусматривает: размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений. В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Закона о регистрации разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества. Особенности внесения сведений в ЕГРН установлены Порядком ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее - Порядок). Пунктом 22 Порядка, установлено, что в ЕГРН указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, путем указания: установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования; вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне). В соответствии со статьей 13 Закона о регистрации недвижимости внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости. Пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона о регистрации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка. Таким образом, сведения об изменении вида разрешенного использовании земельного участка подлежат внесению в ЕГРН исключительно в порядке межведомственного взаимодействия. При этом соответствующие сведения вносятся органом регистрации на основании принятого уполномоченным органом решения (акта) об изменении вида разрешенного использования. Однако решения уполномоченного органа об изменении вида разрешенного использования в регистрирующий орган не представлено. Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель. То есть, изменение вида разрешенного использование земельного участка, даже произведенное с соблюдением законных механизмов и градостроительных регламентов, не может подменять собой предусмотренный законом определенный порядок предоставления земельных участков. В связи с этим законодателем и предусмотрены различные процедуры и механизмы предоставления земельных участков для различных целей использования. Поскольку уведомление об отказе в государственном кадастровом учете является законным, обоснованным и мотивированным, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав лиц по делу, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статья 1, часть 3 статья 37 ГрК РФ).
Разрешенное использование земельных участков по общему правилу определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статья 1, подпункты 2 и 6 статьи 30 ГрК РФ).
Как установлено пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ, части 4 статьи 37 ГрК РФ, правообладатель земельного участка выбирает любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Изменение одного вида решенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).
Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации) государственным кадастровым учетом является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона о регистрации орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Закона о регистрации сведения о виде разрешенного использования земельного участка являются дополнительными сведениями объекте недвижимости.
Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в соответствии с главой 3 указанного Закона, статьями 14 и 21 которого установлены основания и требования к документам, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 22 приказа Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются вид или виды разрешенного использования земельного участка путем указания: установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе, реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования; вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок.
Таким образом, из анализа вышеприведенного законодательства следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено обязательное проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Как видно из материалов дела, истице на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1000 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, разрешённое использование: для огородничества.
Из ответа Администрации Вольского муниципального района следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Вольск, утвержденными решением Совета МО город Вольск от 16 февраля 2012 года № (далее - Правила землепользования и застройки муниципального образования город Вольск), территориальная зона, на которой расположен спорный земельный участок, включена в состав территориальной зоны жилой застройки Ж-1, и запрашиваемый разрешенный вид использования земельного участка соответствует основному разрешенному виду использования земельных участков для данной территориальной зоны.
Истица 02.02.2018 года обратилась с заявлением в ФГБУ ФКП Росреестра по Саратовской области о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка.
Уведомлением от 07.02.2018 года за № приостановлен кадастровый учет изменений земельного участка, при этом истице рекомендовано для устранения причин приостановления: указать выбранный вид разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Вольск в соответствии с целевым назначением земельного участка.
Уведомлением от 07.05.2018 года за № отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с неустранением препятствий к осуществлению государственного кадастрового учета: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Отказ регистрирующего органа обоснован тем, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости для земельного участка истицы установлен вид разрешенного использования - «для огородничества», которое не предусматривает возведение на нем жилых зданий. Иной документ, устанавливающий выбранный вид разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных Праивлами землепользования и застройки муниципального образования город Вольск, в соответствии с целевым назначением земельного участка не представлен.
Оценивая изложенное, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку ЗК РФ, предоставляя собственникам земельного участка право самостоятельного выбора вида разрешенного использования такого участка из предусмотренных зонированием территорий видов разрешенного использования, в то же время предусматривает, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об измененном в таком порядке виде разрешенного использования обусловлено фактическим изменением вида использования земельного участка.
Поскольку при проверке представленных истцом в Управление Росреестра по Саратовской области документов было выявлено, что по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, фактическим видом использования спорного земельного участка с кадастровым номером № является «для огородничества» и заявителем в установленный уведомлением о приостановлении государственной регистрации изменений срок не представлено документов, подтверждающих использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки», либо иных документов, являющихся основанием для изменения вида разрешенного использования, у Управления Росреестра по Саратовской области оснований для государственной регистрации изменения вида разрешенного использования не имелось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Доводы истца о том, что обжалуемый отказ в государственной регистрации изменении вида разрешенного использования земельного участка нарушает его права собственника не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения регистрирующего органа и не могут повлечь его отмену.
В связи с этим в удовлетворении заявленных истицей требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Кудайбергеновой А. А. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, понуждении произвести изменение вида разрешенного использования земельного участка отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд Саратовской области.
Судья Черняева Л.В.