Дело № 2а-3088/2021
91RS0024-01-2021-003601-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2021 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием истца – Федотова С.Д., представителя ответчика – Хачатуровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Федотова С. Д. к начальнику отделения № 3 Межрегионального регистрационного экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым Сабельникову Александру Александровичу, Министерству внутренних дел по Республике Крым о признании решения незаконным,
установил:
Федотов С.Д. обратился в суд с административным иском к начальнику отделения № 3 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым Сабельникову А.А. со следующими требованиями: признать незаконным решение ответчика, выраженное в письме от 08.06.2021 года №<номер>, об отказе в регистрации указанного автомобиля марки «ВАЗ 21213», идентификационный номер (VIN) №<номер>, государственный регистрационный знак №<номер>; обязать ответчика выдать истцу паспорт транспортного средства на указанный автомобиль. В обоснование своих требований истец указал, что 15.09.2012 года он приобрел вышеуказанный автомобиль на основании доверенности на распоряжение транспортным средством. С целью регистрации автомобиля он обратился в Отделение №3 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым. Однако оспариваемым решением ему было отказано в производстве регистрационных действий со ссылкой на отсутствие паспорта транспортного средства. Истец считает решение ответчика незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Крым.
В судебном заседании истец Федотов С.Д. поддержал иск, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель МВД по Республике Крым Хачатурова А.Н. возражала против иска, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Начальник отделения № 3 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым Сабельников А.А. в суд не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Установлено, что автомобиль марки <данные изъяты>», идентификационный номер (VIN) №<номер>, государственный регистрационный знак №<номер>, 2005 года выпуска, принадлежал Лищенко С.В. на основании свидетельства о регистрации транспортного средства от 22.11.2005 года серии КХС №<номер>, выданного ГАИ ГУ УМВД Украины в Одесской области.
15.09.2012 года Лищенко С.В. выдал на имя истца Федотова С.Д. доверенность, которой предоставил ему право пользоваться и распоряжаться автомобилем. Доверенность выдана сроком на три года, то есть до 15.09.2015 года. В этот же день доверенность удостоверена частным нотариусом Одесского городского нотариального округа Беликом В.В., зарегистрирована в реестре под номером №<номер>.
11.06.2016 года Федотов С.Д. зарегистрировал автомобиль в отделении №3 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым с заменой государственного регистрационного знака на №<номер>, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства серии №<номер>. Установленный регистрационным органом срок действия свидетельства о регистрации транспортного средства – до 15.06.2021 года. Паспорт транспортного средства истцу не выдавался.
С целью постоянной регистрации автомобиля истец обратился в Отделение №3 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым
Письмом начальника отделения № 3 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым Сабельникова А.А. от 08.06.2021 года №<номер> истцу Федотову С.Д. отказано в осуществлении регистрационных действий. Истцу разъяснено, что для дальнейшей регистрации автомобиля ему необходимо получить паспорт транспортного средства. В свою очередь паспорт транспортного средства может быть выдан на основании документов, удостоверяющих право собственность на автомобиль, в том числе на основании вступившего в законную силу решения суда.
Суд соглашается с данным решением административного ответчика.
Правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией транспортных средств, урегулированы Федеральным законом от 03.08.2018 N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №283-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 283-ФЗ документом, идентифицирующим транспортное средство является паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона №283-ФЗ установлено, что должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления, в том числе документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета.
Согласно пункту 2 этой же статьи документами, устанавливающими основания для постановки транспортного средства на государственный учет и для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а в необходимых случаях - также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта 4 пункта 5 статьи 20 Федерального закона №283-ФЗ к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится, среди прочего, непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств.
Приказом МВД России от 21.12.2019 года N 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, в соответствии с п. 27 которого для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 03.08.2018 года N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе документы, идентифицирующие транспортное средство (шасси транспортного средства), к которым относятся паспорт транспортных средств (шасси транспортных средств) (п. 27.3).
В п. 92 Административного регламента определено, что основаниями для отказа в совершении регистрационных действий является непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств.
Из приведенных норм следует, что обязательным условием для постановки транспортного средства на регистрационный учет является наличие паспорта транспортного средства, который выдается органом Государственной инспекции безопасности дорожного движения при предоставлении, в том числе документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство.
Особенности регистрации транспортных средств на территории Республики Крым и г. Севастополя установлены Постановлением Правительства РФ от 27.04.2015 N 399 «О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя» (далее - Постановление N 399).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 399 до 1 января 2018 года регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 года, не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом следующих особенностей, в частности: регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, совершаются без выдачи паспортов транспортных средств.
Пунктом 2 Постановления N 399 установлено, что регистрационные действия с транспортными средствами, зарегистрированными в соответствии с пунктом 1 данного Постановления, связанные с изменением собственника транспортного средства, осуществляются в установленном порядке при представлении документов, указанных в абзаце четвертом подпункта «а» пункта 1 названного Постановления, и документов, удостоверяющих право собственности граждан и юридических лиц на транспортные средства, в том числе заключенных в установленном порядке договоров или вступивших в законную силу судебных решений.
Таким образом, транспортные средства регистрируются на основании Постановления N 399 временно, без выдачи паспорта транспортного средства, на имя владельца, а не собственника транспортного средства.
Указанным нормативно-правовым актом предоставляется возможность пользоваться транспортным средством на срок временной регистрации лицом, обратившимся за такой регистрацией. При этом лицу в течение срока временной регистрации дается возможность подготовить документы, подтверждающие право собственности на указанный автомобиль.
В рассматриваемом случае истец Федотов С.Д., обращаясь в отделение № 3 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым с заявлением о регистрации транспортного средства, не представил документов, подтверждающих возникновение у него права собственности на транспортное средство. Сам по себе факт временной регистрации автомобиля на основании Постановления N 399 данного права истца не подтверждает.
При таких обстоятельствах ответчик принял законное и обоснованное решение об отказе истцу в совершении регистрационных действий, разъяснив положения Постановления N 399.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении требований, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Поскольку оспариваемое решение полностью соответствует положениям действующего законодательства, при этом не нарушает прав истца, суд оставляет требования истца без удовлетворения.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ суд оставляет расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил :
░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.