Решение по делу № 2-122/2023 (2-2994/2022;) от 24.10.2022

Дело № 2-122/2023 (2-2994/22)

УИД 34RS0001-01-2022-004958-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Волгоград 13 февраля 2023 года

Ворошиловский районный суд города Волгограда

в составе: председательствующего судьи Алексеевой И.В.,

при секретаре судебного заседания Юдине Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юриной Виктории Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности,

установил:

Юрина В.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Отделению Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области о признании права на досрочную пенсию и признании решения ОПФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.    

В обоснование иска указано, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГг истцом был получен отказ в назначении досрочной пенсии по старости в связи с исполнением ДД.ММ.ГГГГ лет специальной педагогической деятельности. Свой отказ в назначении ей досрочной страховой пенсии ответчик мотивировал тем, что, по его мнению, не подлежит зачету в специальный стаж её педагогической работы временной период работы в должности <данные изъяты>). С данным решением истец не согласна, что послужило основанием для её обращения в суд с заявленными требованиями, в которых с учетом утонений в порядке ст.39 ГПК РФ просит признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным и отменить его, обязать ответчика засчитать в специальный стаж педагогической работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию период с ДД.ММ.ГГГГг по ДД.ММ.ГГГГг., работы в должности воспитателя ясли - сада <адрес>, произвести перерасчет выплачиваемой пенсии с учетом зачтенного периода с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в её пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.    

Определением Ворошиловского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области надлежащим Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области.

В судебном заседании истец Юрина В.В. уточненные исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.

Ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области в лице представителя Караваевой О.Г., действующей на основании доверенности в удовлетворении исковых требований Юриной В.В. просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Третье лицо ПАО "Ростелеком" о месте и времени рассмотрения дела, извещены надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки не сообщили, каких-либо ходатайств не заявляли.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии со ст.8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО6 "О государственных пенсиях в ФИО6", утвержденный Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, определено, что периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

В судебном заседании установлено, что Юрина В.В. ДД.ММ.ГГГГ обращалась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж Юриной В.В. засчитано ДД.ММ.ГГГГ. При этом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляющий: ДД.ММ.ГГГГ включен в страховой стаж, но в специальный стаж по п.19 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ не засчитан в связи с тем, что находящиеся в распоряжении территориального органа ПФР документы, содержат противоречивые сведения о наименовании учреждения. Документы, подтверждающие, что учреждение, в котором протекала работа Юриной В.В., являлось структурным подразделением <адрес>, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.

Как следует из материалов дела, копии трудовой книжки истца от ДД.ММ.ГГГГ , а также из объяснений сторон, Юрина В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя ясли-сад Волгоградской междугородной телефонной станции.

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной <данные изъяты>» Юрина В.В. принята воспитателем в <данные изъяты> <адрес>. Согласно справке о реорганизации предприятия, наименование учреждения указано «<адрес>) ».

В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ учреждения и организации создаются в любой форме, предусмотренной законом, вследствие чего <данные изъяты>

В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни Постановлением ЦК КПСС и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений – детских яслей и детских садов в единое детское учреждение, которому присвоено название "Ясли-сад (детские комбинаты)", поэтому учредители детских дошкольных учреждений должны были использовать именно такое наименование. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.

Таким образом, <данные изъяты>».

Поскольку действовавшее в спорный период законодательство предусматривало такие учреждения для детей как детские комбинаты (ясли-сады), независимо от ведомственной подчиненности этих учреждений, педагогическая деятельность в которых давала право на пенсию за выслугу лет; истец в спорный период работала воспитателем - в должности, указанной в соответствующих Списках, в связи с чем, наименование учреждения - детский комбинат в архивной справке не должно являться препятствием для реализации истцом права на досрочное пенсионное обеспечение.

В связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить в части требования истца Юриной В.В. возложив на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанность засчитать в специальный стаж педагогической работы, дающий право на досрочную страховую пенсию период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. (<данные изъяты>), работы в должности <данные изъяты> <адрес>, назначив досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отказав в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требования истца о взыскании в её пользу с ответчика расходов по уплате государственной пошлины и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из следующего.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Согласно пп. 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации (абзац второй п. 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (п. 1 названного Указа Президента Российской Федерации).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим (ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ).

Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета (абзац восьмой п. 2 ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ).

С учетом позиции Пленума Верховного Суда РФ, отраженной в п. 25 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного Кодекса РФ, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ», можно сделать вывод об освобождении территориальных органов ПФР от уплаты государственной пошлины за подачу исковых заявлений, апелляционных, кассационных жалоб, в соответствии со ст. 333.36 НК РФ.

Указанная позиция подтверждается выводами Верховного суда РФ, изложенными в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2021)» утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ далее по тексту – Обзор ВС РФ (2021). Как следует из п.17 Обзора ВС РФ (2021) территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в случаях когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости.

Таким образом, государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная Истцом при подаче иска, не может быть взыскана с Центра ПФР в случае удовлетворения исковых требований, поскольку Центр ПФР, являясь территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче процессуальных документов в суды общей юрисдикции.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом и такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Как следует из материалов дела, причиной обращения Юриной В.В. в суд с иском явилось её несогласие с решением пенсионного органа об отказе в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.

Таким образом, исходя из приведенного выше участие пенсионного органа в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, обусловлено осуществлением пенсионным органом публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, в связи с чем, пенсионный орган в соответствии с положениями подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах заявленные истцом требования о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Юриной Виктории Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, незаконным и его отмене, возложении обязанности, удовлетворить в части.

Признать незаконным решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области включить в специальный стаж педагогической работы, дающий право на досрочную страховую пенсию Юриной Виктории Викторовны период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. <данные изъяты>).

Признать за Юриной Викторией Викторовной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, отказав в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Алексеева

Мотивированное решение суда составлено 20 февраля 2023 года.

Судья                         И.В. Алексеева

2-122/2023 (2-2994/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Юрина Виктория Викторовна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области
Другие
ПАО "Ростелеком"
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгоград
Судья
Алексеева Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
vor.vol.sudrf.ru
24.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2022Передача материалов судье
31.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2022Подготовка дела (собеседование)
17.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2022Судебное заседание
16.01.2023Судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее