Дело № 2-389/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Солнечный 20 августа 2018 года
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Нестерова П.А.,
с участием: представителя истца, помощника прокурора Солнечного района Хабаровского края Никонова А.С.,
представителя ответчика администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Круглова А.В.,
при секретаре Жигалюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солнечного района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края об обязании провести капитальный ремонт электрических сетей,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что прокуратурой Солнечного района во исполнение указания прокуратуры Хабаровского края осуществлены надзорные мероприятия за соблюдением законодательства в ходе подготовки топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2018/2019 гг. В ходе осуществления названных мероприятий прокуратурой района проанализировано состояние законности при включении в графики подготовки сетевого хозяйства процента замены и капитального ремонта изношенных сетей с учетом произошедших в отопительном периоде 2017-2018 гг. аварий, дана оценка соблюдению администрацией Солнечного муниципального района требований действующего законодательства по надлежащему содержанию имущества, используемого для оказания услуг в жилищно – коммунальной сфере. В ходе проведенной прокурорской поверки выявлены электрические сети находящиеся в аварийном состоянии. В связи с чем, прокурор просил суд обязать администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края безотлагательно после вынесения судебного решения организовать проведение капитального ремонта следующих электрических сетей, расположенных в с. Эворон Солнечного муниципального района: линия электропередачи 10 кВ Фидер 1 от ТП 35/10 ж.д. пункт 6 приложения, кадастровый номер №; линия электропередачи 10 кВ от ТП-35/10 кВ (Ф.5) пункт 1 приложения», кадастровый номер №; ул. Гаражная – «пункт 14 – Линия электропередач 0,4 кВ КТП– «Дачи» кадастровый номер №; ул. Олимпийская, ул. Лесная – «пункт 8 – Линия электропередач 0,4 кВ КТП» кадастровый номер №; ул. Охотничья – «пункт 13 – Линия электропередач 0,4 кВ КТП–«Лесхоз» кадастровый номер №; ул. Таёжная – «пункт 12 – Линия электропередач 0,4 кВ ТП–4» кадастровый номер №.
Прокурор Никонов А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Круглов А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Подтвердил, что спорные электрические линии находятся в аварийном состоянии. Просил учесть, что прокурором заявлены три аналогичных исковых заявлений о возложении обязанности по трем поселениям, что влечет увеличение финансовой нагрузки, а также увеличение временных затрат на выполнение самих работ, с учетом этого просил дать более долгий срок на исполнение решения суда.
Представитель третьего лица ООО «Районная энергетическая компания» в судебное заседание не явился, в соответствии с поступившим ходатайством от генерального директора Захарова А.В., последний просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя общества.
В связи с чем, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «РЭК».
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с п. 1 ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом., бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом под бременем содержания имущества понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления городского поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В силу положений части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с выписками из ЕГРН от 18.04.2017, 29.01.2018, 22.05.2018 в собственности Солнечного муниципального района Хабаровского края находятся объекты коммунального назначения, предназначенные для организации в с.Эворон электроснабжения, а именно:
- линия электропередачи 10 кВ Фидер 1 от ТП 35/10 ж.д. пункт 6 приложения, кадастровый номер №;
- линия электропередачи 10 кВ от ТП-35/10 кВ (Ф.5) пункт 1 приложения», кадастровый номер №;
- ул. Гаражная – «пункт 14 – Линия электропередач 0,4 кВ КТП– «Дачи» кадастровый номер №;
- ул. Олимпийская, ул. Лесная – «пункт 8 – Линия электропередач 0,4 кВ КТП» кадастровый номер №;
- ул. Охотничья – «пункт 13 – Линия электропередач 0,4 кВ КТП–«Лесхоз» кадастровый номер №;
- ул. Таёжная – «пункт 12 – Линия электропередач 0,4 кВ ТП–4» кадастровый номер №.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества администрации Солнечного муниципального района на 01 июня 2018 года, год ввода в эксплуатацию и процент износа указанных линий электропередач составляют:
- линия электропередачи 10 кВ Фидер 1 от ТП 35/10 ж.д. год ввода в эксплуатацию 1986, процент износа 100 %;
- линия электропередачи 10 кВ от ТП-35/10 кВ (Ф.5) год ввода в эксплуатацию 1981, процент износа 100 %;
- ул. Гаражная – Линия электропередач 0,4 кВ КТП– «Дачи» год ввода в эксплуатацию 1982, процент износа 100 %;
- ул. Олимпийская, ул. Лесная – Линия электропередач 0,4 кВ КТП год ввода в эксплуатацию 1987, процент износа 100 %;
- ул. Охотничья – Линия электропередач 0,4 кВ КТП–«Лесхоз» год ввода в эксплуатацию 1982, процент износа 100 %;
- ул. Таёжная – Линия электропередач 0,4 кВТП–4 год ввода в эксплуатацию 1982, процент износа 100 %.
Из ответа обслуживающей организации – арендатора по договору – ООО «Районная энергетическая компания» следует, что необходим капитальный ремонт названных линий электропередач, поскольку согласно акта осмотра на указанных линиях выявлено следующее: загнивание деревянных элементов опор свыше нормативного, алюминиевые неизолированные провода в результате длительной эксплуатации потеряли свои электромеханические свойства. Состояние линий характеризуется как аварийное, существует необходимость в полной замене опор, оснащении железобетонными приставками и замене неизолированного провода на самонесущий изолированный провод (СИП) и выносу линий на территории, свободные от частных земельных участков.
Так в соответствии с договором № 13 от 06 сентября 2017 года в аренду ООО «Районная энергетическая компания» передано муниципальное имущество, относящееся к коммунальной инфраструктуре и предназначенное для организации в границах поселения передачи и распределения электрической энергии, в том числе линии электропередач, предназначенные для снабжения абонентов, проживающих в с.Эворон электрической энергией (далее – Договор).
В соответствии с пунктом 1.1. Договора Имущество, передаваемое в аренду, находится в исправном техническом состоянии.
В соответствии с пунктом 2.2.3. Договора Арендатор обязан поддерживать Имущество в исправном состоянии, включая текущий ремонт, нормативное техническое обслуживание, нести расходы на его содержание.
Согласно ст. 616 ГК РФ, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Так указанным выше договором на арендатора обязанность по проведению капитального ремонта предоставленного ему в пользование муниципального имущества не возложена, в связи с чем, проведение таких работ является обязанностью арендодателя, т.е. администрации Солнечного муниципального района.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» одним из принципов организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей.
Так в соответствии с пунктом 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 Государственного стандарта Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158-ст, потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, правила, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 9 приложения 1 к Правилам допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа - при наличии 1 источника питания.
Из ответа от 15.06.2018 на запрос прокурора Солнечного района Хабаровского края от ООО «Районная энергетическая компания», установлено, что в период 2016-2018 г. на территории с. Эворон, Солнечного муниципального района Хабаровского края неоднократно возникали аварийные ситуации, связанные с использованием электросетей.
Таким образом, Солнечный муниципальный район, являясь собственником систем электроснабжения, обладая полномочиями по организации в сельских поселениях района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обязан содержать сети в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений объектов ЖКХ.
Передача имущества в аренду эксплуатирующим организациям не освобождает Солнечный район в лице его полномочных органов от обязанности как собственника этого имущества содержать его в надлежаще исправном состоянии.
Кроме того, при принятии решения судом принимается во внимание, что с момента передачи спорного муниципального имущества (06.09.2017) в аренду ООО «Районная энергетическая компания» прошел не значительный промежуток времени, в связи с чем, суд приходит к выводу, что на момент передачи данного имущества, состояние спорных электросетей соответствовало тому состоянию, в котором они находятся в настоящее время.
По мнению суда, дальнейшая эксплуатация электрических сетей в с. Эворон Солнечного муниципального района Хабаровского края без осуществления их капитального ремонта может повлечь возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, их имуществу, нарушает право жителей района на бесперебойное электроснабжение.
Непринятие таких мер создает условия для нарушения прав неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом, непроведение работ по капитальному ремонту с учетом значительного процента изношенности электрических сетей создает условия аварий, что создает угрозу жизни и здоровья, а также утраты имущества неопределенного круга лиц, которым оказываются услуги по электроснабжению посредством сетей, требующих капитального ремонта.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования рассматриваемого иска являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
С учетом необходимости изыскания ответчиком значительных денежных средств, необходимых для ремонта спорных электросетей, суд приходит к выводу, что незамедлительный срок для исполнения решения суда является не исполнимым. Таким образом, суд приходит к выводу, что срок в один год с момента вступления в законную силу решения суда, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Солнечного района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, об обязании организовать проведение капитального ремонта электрических сетей, удовлетворить частично.
Обязать администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда, организовать проведение капитального ремонта электрических сетей, расположенных в с. Эворон Солнечного муниципального района Хабаровского края, а именно:
- линия электропередачи 10 кВ Фидер 1 от ТП 35/10 ж.д. пункт 6 приложения, кадастровый номер №;
- линия электропередачи 10 кВ от ТП-35/10 кВ (Ф.5) пункт 1 приложения», кадастровый номер №;
- ул. Гаражная – «пункт 14 – Линия электропередач 0,4 кВ КТП– «Дачи» кадастровый номер №;
- ул. Олимпийская, ул. Лесная – «пункт 8 – Линия электропередач 0,4 кВ КТП» кадастровый номер №;
- ул. Охотничья – «пункт 13 – Линия электропередач 0,4 кВ КТП–«Лесхоз» кадастровый номер №;
- ул. Таёжная – «пункт 12 – Линия электропередач 0,4 кВ ТП–4» кадастровый номер №.
В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, через Солнечный районный суд, в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья П.А. Нестеров