Дело № 5-141/2024
76RS0008-01-2024-000897-62
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Переславль-Залесский 17 июня 2024 г.
Судья Переславского районного суда Ярославской области Шашкин Д.А., с участием в качестве защитника ООО «Мехуборка Переславль» его представителя по доверенности Гончарова Ф.В., при секретаре Леонтьевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело в отношении ООО «Мехуборка Переславль», юридический адрес: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Магистральная, д.12, пом.13, ИНН 5263131732, КПП 762201001, ОГРН 1175275048497, о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Мехуборка Переславль» совершило нарушение установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей среды в охранной зоне особо охраняемой природной территории федерального значения национальный парк «Плещеево озеро» при следующих обстоятельствах.
В ходе обследования территории земельного участка с кадастровым номером 76:18:010814:50 по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д. 98, расположенного в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории национальный парк «Плещеево озеро», проведенного государственными инспекторами в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро»» 28.02.2024 г., 06.03.2024 г., 10.04.2024 г. и 23.04.2024 г., было установлено, что ООО «Мехуборка Переславль», занимаясь в соответствии с лицензией от 15.05.2018 г. №(76)-5707-СТО деятельностью по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и обработке отходов IV класса опасности, получив указанный земельный участок на правах аренды, срок которой 08.01.2023 г. истек, разместило на нем пункт перегрузки мусора, при этом допустило на протяжении длительного времени складирование твердых коммунальных отходов, собранных на территории городского округа г. Переславль-Залесский, на всей площади земельного участка, в том числе на почвенный покров, что создает как угрозу попадания стоков в протекающую вблизи реку Ветлянка, являющуюся притоком озера «Плещеево», так и влечет захламление земель охранной зоны, нарушению воздушной и водной проницаемости почв, чем были нарушены ст.ст.3, 4, 34, абз.1 и 2 п.2 ст.51, ст.55 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», п.п.1, 2 ст.59 Водного кодекса РФ, п.1 подп.2 п.2 ст.13 и абз.1, 6, 7 ст.42 Земельного кодекса РФ, п.п.1, 3 ст.13.4 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».
В судебном заседании в качестве защитника ООО «Мехуборка Переславль» ее представитель по доверенности Гончаров Ф.В. с правонарушением не согласился, указав, что срок давности привлечения ООО «Мехуборка Переславль» к административной ответственности истек, указанную площадку Общество использует в качестве промежуточной, куда свозятся собранные на территории города бытовые отходы, они сортируются и вывозятся на полигон, на момент проверки сложилась ситуация, когда из-за бездорожья вывоз на полигон отходов был затруднен, в последующем для вывоза накопленных на площадке отходов был привлечен дополнительный транспорт, в настоящее время мусор убран, поэтому полагает, что состав административного правонарушения в деянии Общества отсутствует.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, выслушав защитника привлекаемого к административной ответственности юридического лица, исследовав письменные материалы, судья пришел к следующему.
Статьей 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, что влечет наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Исходя из содержания данной нормы следует, что с объективной стороны данное правонарушение характеризуется виновным неисполнением требований, содержащихся в Федеральном законе от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», положениях о заповедниках, национальных парках и иных актах, устанавливающих правовые режимы ограничения хозяйственной и иной деятельности, меры охраны указанных территорий, а также положениях о конкретных особо охраняемых природных территориях и объектах.
Согласно статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федерального закона №33-ФЗ) в пункте 2, а так же аналогичных ему требований пункте 10 Положения о национальном парке «Плещеево озеро», утвержденного приказом Минприроды России от 15.03.2012 г. N60, на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка
При этом пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Применительно к рассматриваемому правонарушению Постановлением Губернатора Ярославской области от 14.08.2002 г. №551 в целях защиты природных комплексов национального парка «Плещеево озеро» от неблагоприятных антропогенных воздействий и в соответствии с действующим природоохранительным законодательством на прилегающих к нему землях установлена охранная зона национального парка «Плещеево озеро». При этом этим же Постановлением утверждено Положение об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро», которым установлен особый режим использования земель в границах данной охраной зоны и суть которого заключается в установлении особых правил и ограничений хозяйственной деятельности на территории данной охранной зоны.
Из содержания данного Положения об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро» следует, что на территории охранной зоны запрещается деятельность, которая может нанести невосполнимый ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно - историческим объектам национального парка, в том числе деятельность, влекущая за собой уменьшение водности и ухудшение гидрологического и гидрохимического режима озера Плещеево, размещение промышленных предприятий и объектов высоких классов санитарной вредности.
Кроме того, согласно тому же Положению об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро» следует, что земельные участки, в том числе и земли водного фонда, включаются в состав охранной зоны национального парка без изменения прав землепользования и без изъятия из хозяйственной эксплуатации, а режим использования этих земель определяется законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и настоящим Положением.
Таким образом под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами, такими как правилами пожарной безопасности, санитарными правилами, региональными правилами охоты, бассейновыми правилами рыболовства, законодательством о недрах, о пользовании водными объектами, и т.п., и совершаемыми именно в пределах особо охраняемых природных территорий или их охранных зон.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципов приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, и при осуществлении такой деятельности должны проводиться мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно абз.2 п.2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ запрещается размещение отходов I - IV кл. опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст.55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно п.п.1,3 ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, и места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Из представленных в суд материалов дела следует, что на основании обращения <А.> ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» с информацией о складировании мусора на территории, используемой ООО «Мехуборка Переславль» и насоложенной по адресу: г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.98, согласно Актам проведения выездного обследования №49 от 28.02.2024 г. и №022.24 от 06.03.2024 г. сотрудниками ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», было установлено, что ООО «Мехуборка Переславль» на земельном участке с кадастровым номером 76:010814:50 по адресу: Ярославская область, г. Переславль - Залесский, ул. Свободы, д.98, расположенном в охранной зоне ООПТ Федерального значения «Национальный парк «Плещеево озеро», используя указанный земельный участок для целей деятельности станции перегрузки мусора, допустило фактически складирование бытовых отходов производства и потребления, фактически велась деятельность, при которой на территорию земельного участка доставлялся собранный с контейнерных площадок городской округ г. Переславль-Залесский мусор, но в специальные машины для дальнейшего вывоза на полигон бытовых отходов в г. Ростов Ярославской области в тех же объемах не погружался и не вывозился, а разгружается прямо на землю в снег, чем фактически оказалась образованной свалка твердых коммунальных отходов, при том занимающая значительную площадь. Выявленные при указанных обследованиях обстоятельства подтверждаются прилагаемыми к актам фотоматериалами, которыми в том числе зафиксирована масштабность складирования отходов производства и потребления на указанном земельном участке.
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 76:010814:50 категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – для размещения коммунальных, складских объектов.
Согласно договору аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка от 23.01.2017 г. указанный земельный участок передан Администрацией г. Переславля-Залесского во временное пользование ООО «Мехуборка Переславль».
Из письменных объяснений генерального директора ООО «Мехуборка Переславль» Алябьева А.Н. от 11.03.2024 г. следует, что действительно ООО «Мехуборка Переславль» допустило складирование и скопление твердых коммунальных отходов на используемом, как пункт их перегруза, земельном участке.
При таких данных судья признает установленным, что действительно ООО «Мехуборка Переславль» осуществляя деятельность по сбору, транспортировке и временному накоплению твердых коммунальных отходов в городском округе г. Переславль-Залесский, на земельном участке, используемом как пункт перегрузки таких отходов, который расположено в охранной зоне ООПТ Федерального значения «Национальный парк «Плещеево озеро», допустило складирование и размещение отходов производства и потребления, при том, что такая деятельность на указанном земельном участке разрешена фактически не была. При том из самого факта складирования отходов производства и потребления на непредназначенном для этого земельном участке, входящем в охранную зону национального парка «Плещеево озеро», а также таких обстоятельств, что складирование отходов производилось в больших объемах и на открытой местности фактически на поверхности земли навалом, в том числе на почву, где специальное покрытие отсутствовало, все это делалось вперемешку со снегом и в том числе весенний период, соответствующий таянию снегов, следует признать, что такая деятельности ООО «Мехуборка Переславль» действительно создавала угрозу ущерба природному комплексу, объектам растительного и животного мира национального парка «Плещеево озеро», влекла за собой ухудшение гидрологического и гидрохимического режима озера Плещеево через водосборные площади и реку Ветлянка, как раз и расположенные в охранной зоне национального парка и в непосредственной близости от того земельного участка, где ООО «Мехуборка Переславль» названную деятельность и осуществляла. Этим ООО «Мехуборка Переславль» действительно допустило нарушение требований ст.3, 34, абз.1 и 2 п.2 ст.51, ст.55 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», п.п.1, 3 ст.13.4 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», и названную деятельность вело без соблюдения абз.4, 5 Положения об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро», без соблюдения правил использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, предусмотренные ст.42 Земельного кодекса РФ.
Названные обстоятельства дополнительно подтверждаются протоколом об административном правонарушении, составленным государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро»» от 26.04.2024 г., картографическими материалами об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро»
В связи с этим, поскольку ООО «Мехуборка Переславль» не предпринимало никаких мер по соблюдений указанных требований нормативно-правовых актов в области охраны окружающей природной среды на особо охраняемой природной территории, но при том могло и должно было такие меры предпринимать, судья признает, что ООО «Мехуборка Переславль» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, подлежит привлечению к административной ответственности по названной норме с назначением ему административного наказания.
Доводы в письменных объяснениях директора ООО «Мехуборка Переславль» Алябьева А.И. и защитника ООО «Мехуборка Переславль» Гончаров Ф.В. в суде о том, что ООО «Мехуборка Переславль» допустило указанные нарушения вынужденно ввиду затруднений по причине бездорожья вывоза на полигон отходов, и предпринимало меры по привлечению дополнительного транспорта и ликвидации возникшей свалки, судья признает несостоятельными, поскольку опровергаются тем, что согласно как указанным Актам обследования от 28.02.2024 г. и от 06.03.2024 г., так и Актам обследований того же земельного участка от 10.04.2024 г. и от 23.04.2024 г. с прилагаемыми фотоматериалами, видно, что по сути должных мер по ликвидации свалки ООО «Мехуборка Переславль» не предпринимало, на протяжении порядка двух месяцев свалка твердых коммунальных отходов на указанном земельном участке ликвидирована не была и фактически спустя два месяца после выявления правонарушения свалка существовала в тех же масштабах. При том подтверждения полной ликвидации указанной свалки к настоящему времени в суд также не представлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст.8.39 КоАП РФ, составляет один год и настоящему времени не истек.
При назначении административного наказания ООО «Мехуборка Переславль» судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности, имущественное и финансовое положение юридического лица. В то же время, судья, учитывая указанные защитником ООО «Мехуборка Переславль» обстоятельства о том, что имелись ряд препятствующих нормальной деятельности причин, связанных с невозможностью своевременного вывоза отходов, а также сообщенные сведения о принимаемых мерах по добровольному устранении ООО «Мехуборка Переславль» последствий правонарушения, судья считает возможным признать названные обстоятельства исключительными, и на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, и снизить назначенное ООО «Мехуборка Переславль» наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи за совершенное правонарушение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
ООО «Мехуборка Переславль» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Штраф уплатить по реквизитам: Получатель: УФК по Ярославской области (для Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора), ИНН 7603028094, КПП 760301001, ОКТМО 78705000, Банк получателя: Отделение Ярославль Банка России/УФК по Ярославской области г. Ярославль, БИК 017888102, р/с 03100643000000017100, номер казначейского счета 40102810245370000065, КБК получателя 04811601081010039140 - Штрафы за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Переславский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья: Д.А. Шашкин