Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2017 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Бамбуровой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-949/2017 по административному исковому заявлению Овчаренко Т.И. о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
с участием представителя Овчаренко Т.И. по доверенности Рябовой И.Ю.,
у с т а н о в и л:
Овчаренко Т.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения, просила восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 180 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 5 028 513 руб.
В обоснование заявленных требований Овчаренко Т.И. указала, что является собственником названного земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, тем самым затронуты её права и обязанности как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца Рябова И.Ю. поддержала исковые требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация муниципального района Красноярский Самарской области, Администрация сельского поселения Красный Яр Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация муниципального района Красноярский Самарской области представили отзывы.
Заслушав представителя Овчаренко Т.И., исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Овчаренко Т.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 180 000 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Самарской области» от 26 декабря 2012 года № 814.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2011 года в размере 13 698 772,18 руб..
В силу положений статьи 1 Закона Самарской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» от 10 ноября 2014 года № 107-ГД, административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
Воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, и считая свои права нарушенными, Овчаренко Т.И. 17 октября 2017 года, с пропуском срока, обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
При обращении в суд в обоснование заявленных требований административный истец представила отчёт об оценке рыночной стоимости от 10 октября 2017 года №, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Поволжская лаборатория судебной экспертизы» ФИО1, являющейся членом Саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации «Межрегиональный Союз Оценщиков».
Данным отчётом величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2011 года в размере 5 028 513 руб.
Исследовав отчёт об оценке, суд отмечает, что он выполнен в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Величина рыночной стоимости спорного земельного участка определена оценщиком с учётом стандартов и правил оценочной деятельности, с использованием сведений, представленных заказчиком оценки.
Оцениваемый объект является незастроенным земельным участком и имеет вид разрешённого использования: для ведения сельскохозяйственного производства.
Для исследования оценщик выбрал метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, обоснованно отказавшись от доходного и затратного подходов.
Используя метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, оценщик определил элементы, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами, определил по каждому элементу сравнения отличия каждого аналога от оцениваемого земельного участка, определил корректировки цен аналогов и рассчитал рыночную стоимость земельного участка путём обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
На страницах 43-44 отчёта описаны правила подбора аналогов, обоснование корректировок и расчёт рыночной стоимости оценщик привёл на страницах 45-47 отчёта.
Последовательность определения стоимости объекта оценки, расчёт стоимости земельного участка, процедура данного расчета, выбор единицы сравнения, подбор аналогов, определение элементов сравнения, введение и обоснование необходимых корректировок, согласование полученных результатов произведены в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе рассмотрения дела сторонами не приведено замечаний к отчёту об оценке, не представлено доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в иных размерах. Ходатайств о назначении судебной экспертизы от сторон не поступило, оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Принимая во внимание отчёт об оценке, подтверждённый положительным экспертным заключением, составленным Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциацией «Межрегиональный Союз Оценщиков» 16 октября 2017 года №, учитывая, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуются с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя кадастровую стоимость, в том числе для определения земельного налога, не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, суд полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере 5 028 513 руб.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 17 октября 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Овчаренко Т.И. удовлетворить.
Восстановить Овчаренко Т.И. пропущенный срок для обращения с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 180 000 кв. м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере 5 028 513 руб.
Датой обращения Овчаренко Т.И. в суд считать 17 октября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина