Решение по делу № 33-643/2024 от 05.02.2024

    УИД 14RS0035-01-2023-006628-44

    Дело № 2-11287/2023                                                              Дело № 33-643/2024

    Судья Николаева Л.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск                                                                             25 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего     Удаловой Л.В.,

судей                 Кузьминой М.А., Местниковой С.А.,

при секретаре             Алексеевой М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова И.А. к Окружной администрации города Якутска, Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, Правительству Республика Саха (Якутия), государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», обществу с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Жилищно-строительная компания» о предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе представителя Окружной администрации города Якутска по доверенности Федорова Е.К. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Местниковой С.А., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Жилищно-строительная компания» Иванова В.М., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Попов И.А. обратился в суд с иском к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, указывая, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .........., площадью 27,4 кв.м., распоряжением Окружной администрации города Якутска № ... от 03 марта 2020 года признанного аварийным, подлежащим сносу, не отвечающим требованиям безопасности, создающего угрозу жизни и здоровью граждан.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Республика Саха (Якутия) и государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» (далее – ГКУ РС (Я) «ДЖС РС (Я)»).

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Жилищно-строительная компания» (далее – ООО СЗ «Жилищно-строительная компания»).

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2023 года на Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность по предоставлению Попову И.А. жилого помещения, общей площадью не менее 27,4 кв.м.

Не согласившись с решением суда, представитель Окружной администрации города Якутска обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что многоквартирный дом по адресу: .........., признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением № ... от 03 марта 2020 года. Истец является собственником квартиры, расположенной в указанном многоквартирном доме, не включенном в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года №50 (далее – Программа переселения) и включенном в перечень домов, подлежащих расселению в порядке комплексного развития территории квартала с застройщиком ООО СЗ «Жилищно-строительная компания», в связи с чем предоставление иного жилого помещения взамен аварийного возможно при наступлении сроков переселения, определенных застройщиком. При этом у жильцов данного дома имеется возможность временного переселения в жилые помещения маневренного фонда. Кроме того решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не принималось, следовательно, обязательства по переселению жильцов у муниципального органа в настоящее время не возникли.

Истец Попов И.А., ответчики Окружная администрации города Якутска, Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, Правительство Республика Саха (Якутия), ГКУ РС (Я) «ДЖС РС (Я)», надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно размещена в порядке, установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Представитель ООО СЗ «Жилищно-строительная компания» в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является собственником квартиры № ..., расположенной в многоквартирном доме по улице .........., дом № ..., в городе Якутске Республики Саха (Якутия).

Согласно распоряжению главы Окружной администрации города Якутска № ... от 03 марта 2020 года многоквартирный дом по указанному адресу признан аварийным, подлежащим сносу.

Экспертным заключением общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение «********» № ... от 15 сентября 2023 года подтверждено, что жилое помещение по адресу: .........., оценивается как аварийное, имеется угроза жизни и здоровью граждан.

Вместе с тем в Программу переселения многоквартирный дом по улице .........., дом № ..., в городе Якутске Республики Саха (Якутия) не включен.

Истец, ссылаясь на угрозу обрушения дома, просит возложить на Окружную администрацию города Якутска обязанность предоставить ему другое жилое помещение взамен аварийного.

Судом первой инстанции иск Попова И.А. удовлетворен, с чем судебная коллегия считает правильным не согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с положениями частей 10 - 12 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.

В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 этой же статьи.

Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 данной статьи, допускается только с согласия собственника.

В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Согласно подпункту «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств (пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 названной статьи о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со статьей 52 этого же Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенного законодательства внеочередное предоставление собственнику жилого помещения признанного аварийным, подлежащим сносу, другого жилого помещения, является исключительной мерой защиты жилищных прав; такое предоставление жилого помещения возможно в случае, если лицо не имеет возможности немедленно обеспечить себя другим жилым помещением самостоятельно в силу имущественного положения. При этом лицо должно быть признано малоимущим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, решением органа местного самоуправления в порядке, установленном вышеуказанной нормой права.

Более того согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд также не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

По настоящему делу в ходе рассмотрения дела в апелляционном порядке судом апелляционной инстанции у истца истребованы дополнительные доказательства о его имущественном положении, однако при повторном рассмотрении дела ни истцом, ни его представителем таких доказательств суду не предоставлено. На вопросы о том, является ли истец малоимущим, признанном таковым в установленном законом порядке, либо инвалидом, состоит ли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, представитель истца дал отрицательный ответ.

Как следует из доводов апелляционной жалобы, спорный многоквартирный дом по улице .......... входит в перечень домов, подлежащих расселению в порядке комплексного развития территорий квартала с определением застройщика в лице ООО СЗ «Жилищно-строительная компания».

Согласно пунктам 1, 2 статьи 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 34.1 статьи 1, пункту 1 части 1 статьи 65, частям 1 - 6 статьи 66, статьи 67 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае принятия в установленном порядке Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или главой местной администрации решения о комплексном развитии территории жилой застройки и включения многоквартирного дома в указанное решение помещения в таком доме подлежат передаче в государственную или муниципальную собственность либо в собственность юридического лица, обеспечивающего реализацию решения о комплексном развитии территории (оператора комплексного развития территории), либо в собственность лица, с которым заключен договор о комплексном развитии территории.

Собственникам жилых помещений в таком доме взамен освобождаемых помещений предоставляется возмещение в размере рыночной стоимости жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также стоимости всех причиненных изъятием помещения убытков, либо по заявлению собственника другое равнозначное жилое помещение, соответствующее стандартам, установленным субъектом Российской Федерации.

Кроме того, собственники жилых помещений вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им жилые помещения, в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат.

Как пояснил представитель застройщика в суде апелляционной инстанции срок переселения граждан с территории, на которой находится спорный многоквартирный дом, определен 2025 годом. При этом истец, как собственник жилого помещения, подлежащего сносу в связи с застройкой территории, в силу вышеназванного закона имеет право лишь на выкуп жилого помещения по его рыночной стоимости.

В силу изложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, как основанным на неправильном толковании и применении норм жилищного законодательства с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2023 года по данному делу отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении иска Попова И.А. к Окружной администрации города Якутска, Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, Правительству Республика Саха (Якутия), государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», обществу с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Жилищно-строительная компания» о предоставлении жилого помещения отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Определение изготовлено 28 марта 2024 года.

33-643/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Игорь Алексеевич
Ответчики
ООО СЗ Жилищно-Строительная Компания
Государственное казённое учреждение Республики Саха (Якутия). «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)»
Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска
Правительство Республики Саха (Якутия)
ОА г. Якутска
Другие
Чистоедов Денис Вячеславович
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
05.02.2024Передача дела судье
04.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2024Передано в экспедицию
25.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее