Решение по делу № 2-4717/2016 ~ М-3687/2016 от 17.06.2016

Дело № 2-4717/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2016 года                                     город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Капкиной А.Н.,

с участием представителя истца Маленьких И.В., на основании служебного удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Индустриального района г. Перми, действующего в интересах несовершеннолетнего А, к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации,

у с т а н о в и л:

Прокурор Индустриального района г. Перми (далее по тексту - Прокурор), действующий в интересах несовершеннолетнего А обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми (далее по тексту - Департамент) о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему место в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства на территории г. Перми, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что Ефремова Г.И. в течение 2015 – 2016 г. г. обращалась в отдел образования по Индустриальному району г. Перми с просьбой о предоставлении ее дочери места в детском саду. Орган местного самоуправления Администрация г. Перми в лице Департамента образования обязан обеспечить реальную доступность дошкольного образования в той форме, которая выбрана родителями ребенка. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. В силу изложенного, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Перми, Конституцией Российской Федерации, полагает, что ответчика следует обязать предоставить несовершеннолетнему место в муниципальной дошкольной образовательной организации.

В судебном заседании представитель истца доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Пояснил, что несовершеннолетний каких-либо противопоказаний для посещения детского сада не имеет.

Истец - законный представитель несовершеннолетнего Ефремова Г.И., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие /л.д.46/, в котором также указала, что на исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчиком представлены письменные возражения относительно иска /л.д.19-22/, в соответствии с которыми, Департамент с иском не согласен, указал, что органы местного самоуправления с учетом выделенных бюджетных средств различных уровней организуют предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в существующей сети муниципальных организаций. На территории города Перми существует муниципальная сеть - 148 МДОУ. Кроме того, органами местного самоуправления г. Перми проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети МДОУ, в том числе с учетом Указа Президента РФ от 07.05.2012 г.

А состоит в регистре для определения в МДОУ по Индустриальному району г. Перми. На момент обращения, ребенку временно не предоставлено место в МДОУ.

Прием А в МДОУ превысит количество воспитанников в ДОУ более установленных норм, приведет к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.4.1.3049-13 действует с 30.07.2013 года), которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в ДОУ детей свыше установленных предельных норм, повлечет нарушение прав детей, посещающих ДОУ, а также нарушит условия лицензии, и как следствие, применения установленных санкций к ДОУ, вплоть до приостановления деятельности ДОУ.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

В соответствии ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования; образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

В образовательной организации могут быть организованы также:

группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

В соответствии с п. 2.2.1 Положения о департаменте образования администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224 основной задачей является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий.

В судебном заседании установлено следующее

Ефремов А.А., Ефремова Г.И. являются родителями А ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении /л.д.8/.

А проживает совместно с матерью по адресу: <Адрес>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.9/.

Как следует из пояснений представителя истца и ответчиком не оспаривается, А противопоказаний для посещения детского сада не имеет.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12-13/, направленном в адрес истца, Департамент образования администрации г. Перми указывает, что место в детском саду А будет предоставлено по дате рождения с учетом движения детей в реестре, а также с учетом права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в РФ» предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний А, противопоказаний к посещению детского дошкольного учреждения не имеет, достигла установленного Законом возраста, в связи с чем имеет право на получение бесплатного дошкольного образования. Ее законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки до настоящего времени не получил, что свидетельствует о наличии нарушения права несовершеннолетнего на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.

Из смысла положений ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.

В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

На ответчика как орган местного самоуправления Федеральными законами Российской Федерации возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224, следует, что департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г. Перми (п. 1.1).

Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).

Ответчиком суду не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего А возможности получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Указанные в письменном отзыве о проводимых органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта мероприятий по увеличению мест в дошкольных учреждениях не свидетельствуют о том, что указанные меры являются исчерпывающими по обеспечению несовершеннолетнего получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Доводы представителя ответчика, содержащиеся в письменных возражениях, о том, что удовлетворение исковых требований повлечет за собой нарушение требований «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13, нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, с учетом непредставления ответчиком бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что возложение обязанности о предоставлении А места в детском саду повлечет за собой нарушение требований «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13 и условий лицензии, основанием к отказу в удовлетворении исковых требования не являются.

При таких обстоятельствах следует возложить на Департамент образования администрации г. Перми обязанность предоставить А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории г. Перми, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, суд считает необходимым признать то обстоятельство, что, несмотря на то, что место в дошкольном образовательном учреждении в силу действующего законодательства должно быть предоставлено А в пределах г. Перми как муниципального городского округа, данное дошкольное образовательное учреждение должно быть предоставлено в пределах доступности его посещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Департамент образования администрации г. Перми предоставить Ефремовой А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории г. Перми по месту проживания, с учетом территориальной доступности, в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Н.В. Подгайная

<данные изъяты>

2-4717/2016 ~ М-3687/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Индустриального района г. Перми в интересах н/л Ефремовой А.А.
Ефремова Г.И.
Ответчики
Департамент образования администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Подгайная Н.В.
17.06.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2016[И] Передача материалов судье
21.06.2016[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.06.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2016[И] Предварительное судебное заседание
22.08.2016[И] Судебное заседание
24.08.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2016[И] Дело оформлено
06.12.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее