<***>
Дело № 2-6240/2018
РЈРР” в„– 66RS0003-01-2018-006010-80
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2018 года
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
23 октября 2018 года г. Екатеринбург
РљРёСЂРѕРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Рі. Екатеринбурга РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Рсаковой Рљ. Р’., РїСЂРё секретаре Неустроевой Рљ. Рђ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области Соглаеву Е.П., Управлению Федеральной службы судебных приставовпо Свердловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее по тексту – Министерство) обратилось в суд к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Соглаеву Е.П. с требованием об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указано, что РЅР° основании исполнительного листа серии *** Рѕ возложении обязанности РЅР° должника – Министерство строительства Рё развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) жилое помещение РІ РІРёРґРµ отдельной квартиры для предоставления РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения Соколкову Р”. Рђ., судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела РїРѕ исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области возбуждено исполнительное производство РѕС‚ *** ***-РРџ Рё Министерству установлен 5-дневный СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения решения СЃСѓРґР°.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, *** судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
При этом Министерством принимались все возможные меры, необходимые для исполнения требований решения суда о приобретении (строительстве) жилого помещения для Соколкова Д. А.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Положение о Министерстве), утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 05.09.2012 № 963-ПП, Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области. Пунктами 9,13 Положения установлено, что финансирование Министерства осуществляется по бюджетной смете в пределах средств на содержание Министерства, утвержденных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в бюджете Свердловской области ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на данные цели, в том числе:
- в 2014 году Законом Свердловской области от 09.12.2013 № 125-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на мероприятия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено 836 556 800,09 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 523 700 500,00 рублей, федерального бюджета - 312 856 300,09 рублей.
- в 2015 году Законом Свердловской области от 03.12.2014 № 111-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» на мероприятия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено 771 731 000,00 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 574 586 400,00 рублей, федерального бюджета - 197 144 600,00 рублей.
- в 2016 году Законом Свердловской области от 03.12.2015 № 138-03 «Об областном бюджете на 2016 год» на мероприятия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено 800 105 600,00 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 624 618 900,00 рублей, федерального бюджета - 175 486 700,00.
- в 2017 году Закон Свердловской области от 19.12.2016 № 131-03 «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» на мероприятия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено 771 731 000,00 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 574 586 400,00 рублей, федерального бюджета - 197 144 600,00.
Кассовый расход РІ 2014 РіРѕРґСѓ составил 836 556 800,09 рублей, РІ 2015 РіРѕРґСѓ - 771 731 000,00 рублей или 100% РѕС‚ выделенных средств. Р’ 2016 РіРѕРґСѓ кассовый расход составил 780 893 828,88 рублей или 97,6 %, что связано СЃ ненадлежащим исполнением отдельными застройщиками обязательств РїРѕ государственным контрактам Рё РЅРµ предоставлением документов Рѕ выполнении этапов работ РћРћРћ «Стройреконструкция» РЅР° строительстве квартир РІ Рі. Краснотурьинск, РћРћРћ «Танке» РЅР° строительстве квартир РІ Рі. РќРёР¶РЅРёР№ Тагил, РћРћРћ В«Ркострой» РЅР° строительстве квартир РЅР° территории Малышевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, РћРћРћ «Стройуправление-44В» РЅР° строительстве квартир РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РќРёР¶РЅСЏСЏ Салда.
Таким образом, Министерством освоены все доведенные бюджетные лимиты для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области, свободные жилые помещение отсутствовали.
Во исполнение решения суда Министерство совместно с государственным казенным учреждением Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд) обращались с просьбами по увеличению финансирования на приобретение жилья для обеспечения детей-сирот в Министерство финансов Свердловской области (письмо от 23.04.2015 исх. № 16/01/80/2222, от 03.09.2015 № 16-01-80/4797, от 21.06.2016 № 16-01-80/6288), в Правительство Свердловской области (письмо от 23.04.2015 исх. № 16/01/80/2223, от 23.05.2016 № 16-01-80/5276), в Законодательное собрание Свердловской области (письма от 22.04.2015 исх. № 16-01-82/2171, от 08.06.2015 № 16-1-80/3078), полученный ответ определяет лишь возможное финансирование, при условии корректировки областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годы (письмо от 24.04.2015 исх. №05/06/15/3404).
В письме Министерства финансов Свердловской области от 17.09.2015 № 05-06-15/8469 четко обозначена позиция о невозможности увеличения общего объема расходов областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. В связи с чем, финансирование расходов, направленных на исполнение судебных решений о представлении жилья детям-сиротам и оплаты исполнительских сборов, следует осуществлять за счет и пределах бюджетных ассигнований, доведенных до Министерства на реализацию мероприятий государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года».
Кроме того, в соответствии с письмами Министерства финансов Свердловской области от 09.07.2015 № 05-23-00/6183 и от 04.08.2016 № 05-23-09/7199 объемы бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период формируются главными распорядителями бюджетных денежных средств, реализующим государственные программы Свердловской области (в том числе по обеспечению жильем детей-сирот) и должны быть предусмотрены в пределах объемов расходов, утвержденных действующими государственными программами, с учетом изменений сетевых показателей и численности работников государственных казенных учреждений и исполнительных органов государственной власти Свердловской области. В качестве базовых объемов бюджетных ассигнований областного бюджета на 2017-2019 годы принимаются бюджетные ассигнования, утвержденные на 2016 год Законом Свердловской области от 03 декабря 2015 года № 138-03 «Об областном бюджете на 2016 год».
При этом на всю сумму бюджетных средств, выделенных в 2015-2017 годах на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, были приняты бюджетные обязательства по государственным контрактам, заключенным для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории других муниципальных образований Свердловской области. Министерство не имеет полномочий по выделению дополнительных бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с решениями судов. Заключение государственных контрактов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с решениями судов возможно только в пределах выделенных бюджетных средств.
Данные обстоятельства свидетельствуют о недостаточности выделенных в 2015-2017 годах бюджетных средств для исполнения всех решений судов об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот.
В свою очередь, для исполнения судебного решения о приобретении жилого помещения нормативно-правовыми актами не предусмотрено иного способа приобретения жилого помещения, кроме осуществления с 01.01.2014 закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и заключения государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
В 2014 году в рамках выделенных бюджетных средств были объявлены аукционы на приобретение (строительство) 40 жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории города Екатеринбург. Аукционы были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них.
Неиспользование (неосвоение) выделенных на соответствующие цели обеспечения жильем детей-сирот в Свердловской области бюджетных средств до конца соответствующего финансового года является нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Средства, не использованные (не освоенные) получателями бюджетных средств к 31 декабря каждого года должны быть возвращены в бюджет соответствующего уровня в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По этой причине бюджетные средства, направленные в 2014 году изначально для объявления соответствующих аукционов и заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений на территории г. Екатеринбург, направлялись в последующем на объявление аукционов для приобретения жилых помещений на территориях других муниципальных образований Свердловской области для исполнения решений судов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на территориях этих муниципальных образований.
В 2015 году было объявлено 10 аукционов, по результатам которых было заключено 10 контрактов.
В 2016 году не было объявлено аукционов для обеспечения жильем детей-сирот на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
В 2017 году было объявлено 15 аукционов, по результатам которых было заключено 6 контрактов, 8 аукционов не состоялись по причине отсутствия заявок, 1 аукцион был отменен.
В 2018 году было объявлено 4 аукциона, по результатам которых было заключено 3 контракта, 1 аукцион не состоялся по причине отсутствия заявок.
На всю сумму бюджетных средств, выделенных в 2014-2017 годах на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, были приняты бюджетные обязательства по государственным контрактам, заключенным для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Таким образом, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора в течение 2014, 2015, 2017, 2018 годов объявлялись аукционы на приобретение (строительство) жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Указанная специфика состоит в том, что Министерство было обязано предоставить Соколкову Д. А. по договору найма благоустроенное жилое помещение не за счет собственных средств, а за счет средств бюджета Свердловской области. Таким образом, возможность исполнения решения суда была поставлена в прямую зависимость от перечисления Министерству из областного бюджета денежных средств в необходимом размере. Министерством представлены доказательства, свидетельствующие о том, что к моменту истечения пятидневного срока денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения, из областного бюджета перечислены не были. Соответственно, реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) к моменту истечения указанного срока отсутствовала.
Таким образом, исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Так, Министерством неоднократно направлялись обращения в органы, уполномоченные на составление, принятие и утверждение бюджета Свердловской области с просьбой о дополнительном финансировании, а выделенные в 2014-2017 годах средства на приобретение жилья данной категории граждан были освоены в полном объеме.
Кроме того, следует учесть и то обстоятельство, что Министерство является государственным органом исполнительной власти, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязано использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
Учитывая, что финансирование предоставления жилого помещения должно производиться за счет средств бюджета Свердловской области, исполнение требования исполнительного документа возможно на основании государственного контракта на приобретение (строительство) жилого помещения специализированного жилого фонда, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Таким образом, действия Министерства не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли заявителя и Министерства, кроме того, у должника имеется задолженность перед иными взыскателями, также в действиях Министерства не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательств по погашению задолженности, на сокрытие имущества, на препятствование действиям судебного пристава-исполнителя.
РќР° основании изложенного истец РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ освободить РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°, установленного постановлением судебного пристава– исполнителя Межрайонного отдела РїРѕ исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Соглаевым Р•. Рџ. РѕС‚ *** РІ рамках исполнительного производства ***-РРџ.
Представитель истца в судебное заседание не явился, истец извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, причины неявки суду не известны, ходатайства об отложении судебного заседания суду не поступали.
Ответчики, третье лицо Соколков Д. А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и в срок о времени и месте его проведения, причины неявки суду не известны, ходатайства об отложении судебного заседания не поступали.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке, признав неявку лиц, участвующих в деле, вызванную неуважительными причинами.
Рсследовав материалы дела, оценив допустимость Рё достоверность каждого доказательства РІ отдельности, Р° также достаточность Рё взаимную СЃРІСЏР·СЊ представленных доказательств РІ РёС… совокупности, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. №229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
РР· материалов дела следует, что РЅР° основании исполнительного листа серии *** Рѕ возложении обязанности РЅР° должника – Министерство строительства Рё развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) жилое помещение РІ РІРёРґРµ отдельной квартиры для предоставления РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения Соколкову Р”. Рђ., судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела РїРѕ исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области возбуждено исполнительное производство РѕС‚ *** ***-РРџ Рё Министерству установлен 5-дневный СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения решения СЃСѓРґР°.
В связи с тем, что исполнительный документ Министерством в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, *** в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Е.П. Соглаевым вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ части 1 настоящей статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° утверждается старшим судебным приставом.
РР· приведенных РЅРѕСЂРј следует, что исполнительский СЃР±РѕСЂ относится Рє мерам принуждения, является РїРѕ отношению Рє должнику санкцией штрафного характера Рё может применяться РїСЂРё наличии РІРёРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ противоправного бездействия СЃРѕ стороны должника РІ неисполнении решения СЃСѓРґР°.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
РР· буквального толкования данных положений следует, что разрешение РІРѕРїСЂРѕСЃР° РѕР± освобождении РѕС‚ уплаты исполнительного СЃР±РѕСЂР° или Рѕ снижении его размера следует руководствоваться положениями СЃС‚. 401 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
По смыслу вышеприведенных положений закона, лицо, не исполнившее требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, несет за это ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств - непреодолимой силы.
По смыслу ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что при применении положений п.7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст. 401 ГК РФ).
Рные лица РјРѕРіСѓС‚ быть освобождены РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, если РѕРЅРё приняли РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения содержащегося РІ исполнительном документе требования. Если такие меры РЅРµ принимались, то отсутствие Сѓ должника, РІ том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само РїРѕ себе РЅРµ является основанием для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
Оценивая доводы искового заявления о необходимости освобождения от уплаты исполнительского сбора, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее – Положение о Министерстве), утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 05.09.2012 № 963-ПП, Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области. Пунктами 9, 13 Положения установлено, что финансирование Министерства осуществляется по бюджетной смете в пределах средств на содержание Министерства, утвержденных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с частью 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) положения, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы) с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов. При этом части 2, 3 статьи 161 БК РФ устанавливают, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы, при этом казенное учреждение не может осуществлять приносящую доходы деятельность, если такое право не предусмотрено в его учредительном документе. Положением о Министерстве право Министерства на осуществление приносящей доходы деятельности не предусмотрено.
Таким образом, в силу норм бюджетного законодательства Министерство лишено иных источников средств для приобретения жилых помещений детям-сиротам, нежели предусмотренные на данные цели средства бюджета Свердловской области.
В целях обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в бюджете Свердловской области ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на данные цели, в том числе:
- в 2014 году Законом Свердловской области от 09.12.2013 № 125-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на мероприятия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено 836556800,09 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 523700500,00 рублей, федерального бюджета – 312856300,09 рублей.
- в 2015 году Законом Свердловской области от 03.12.2014 № 111-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» на мероприятия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено 771731000,00 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 574 586 400,00 рублей, федерального бюджета - 197 144 600,00 рублей.
- в 2016 году Законом Свердловской области от 03.12.2015 № 138-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» на мероприятия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено 800105600,00 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 624618900,00 рублей, федерального бюджета - 175 486 700,00.
- в 2017 году Закон Свердловской области от 19.12.2016 № 131-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» на мероприятия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено 771731000,00 рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 574586400,00 рублей, федерального бюджета – 197144600,00.
Кассовый расход РІ 2014 РіРѕРґСѓ составил 836 556 800,09 рублей, РІ 2015 РіРѕРґСѓ - 771 731 000,00 рублей или 100% РѕС‚ выделенных средств. Р’ 2016 РіРѕРґСѓ кассовый расход составил 780 893 828,88 рублей или 97,6 %, что связано СЃ ненадлежащим исполнением отдельными застройщиками обязательств РїРѕ государственным контрактам Рё РЅРµ предоставлением документов Рѕ выполнении этапов работ РћРћРћ «Стройреконструкция» РЅР° строительстве квартир РІ Рі. Краснотурьинск, РћРћРћ «Танке» РЅР° строительстве квартир РІ Рі.РќРёР¶РЅРёР№ Тагил, РћРћРћ В«Ркострой» РЅР° строительстве квартир РЅР° территории Малышевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, РћРћРћ «Стройуправление-44В» РЅР° строительстве квартир РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РќРёР¶РЅСЏСЏ Салда.
Таким образом, Министерством освоены все доведенные бюджетные лимиты для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области, свободные жилые помещение отсутствовали.
Во исполнение решения суда Министерство совместно с государственным казенным учреждением Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд) обращались с просьбами по увеличению финансирования на приобретение жилья для обеспечения детей-сирот в Министерство финансов Свердловской области (письмо от 23.04.2015 исх. № 16/01/80/2222, от 03.09.2015 № 16-01-80/4797, от 21.06.2016 № 16-01-80/6288), в Правительство Свердловской области (письмо от 23.04.2015 исх. № 16/01/80/2223, от 23.05.2016 № 16-01-80/5276), в Законодательное собрание Свердловской области (письма от 22.04.2015 исх. № 16-01-82/2171, от 08.06.2015 № 16-1-80/3078), полученный ответ определяет лишь возможное финансирование, при условии корректировки областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годы (письмо от 24.04.2015 исх. №05/06/15/3404).
Данные обстоятельства свидетельствуют о недостаточности выделенных в 2015-2017 годах бюджетных средств для исполнения всех решений судов об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот.
В свою очередь, статья 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего до 01.01.2014 (далее – Закон № 94-ФЗ), указывает, что для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений Законом № 94-ФЗ устанавливается единый порядок. Часть 1 статьи 3 Закона № 94-ФЗ в свою очередь определяет, что под государственными нуждами понимаются, в частности, обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Аналогичным образом, часть 1 статьи 1, статьи 13 Федерального закона от05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", действующего с 01.01.2014 (далее – Закон № 44-ФЗ), определяет, что для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (в частности для выполнения функций и полномочий государственными органами субъектов Российской Федерации) Законом № 44-ФЗ устанавливается единый порядок.
РР· указанных положений федерального законодательства следует, что для исполнения судебного решения Рѕ приобретении жилого помещения нормативно-правовыми актами РЅРµ предусмотрено РёРЅРѕРіРѕ СЃРїРѕСЃРѕР±Р° приобретения жилого помещения, РєСЂРѕРјРµ осуществления СЃ 01.01.2014 закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных РЅСѓР¶Рґ Рё заключения государственных контрактов РЅР° строительство (приобретение) жилых помещений для детей-СЃРёСЂРѕС‚ РІ соответствии СЃ Законом в„– 44-ФЗ.
Неиспользование (неосвоение) выделенных на соответствующие цели обеспечения жильем детей-сирот в Свердловской области бюджетных средств до конца соответствующего финансового года является нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), а именно достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Средства, не использованные (не освоенные) получателями бюджетных средств к 31 декабря каждого года должны быть возвращены в бюджет соответствующего уровня в соответствии со статьей 242 БК РФ. По этой причине бюджетные средства, направленные в 2014 году изначально для объявления соответствующих аукционов и заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений на территории г.Екатеринбург, направлялись в последующем на объявление аукционов для приобретения жилых помещений на территориях других муниципальных образований Свердловской области для исполнения решений судов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на территориях этих муниципальных образований.
В 2015 году было объявлено 10 аукционов, по результатам которых было заключено 10 контрактов.
В 2016 году не было объявлено аукционов для обеспечения жильем детей-сирот на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
В 2017 году было объявлено 15 аукционов, по результатам которых было заключено 6 контрактов, 8 аукционов не состоялись по причине отсутствия заявок, 1 аукцион был отменен.
В 2018 году было объявлено 4 аукциона, по результатам которых было заключено 3 контракта, 1 аукцион не состоялся по причине отсутствия заявок.
На всю сумму бюджетных средств, выделенных в 2014-2017 годах на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, были приняты бюджетные обязательства по государственным контрактам, заключенным для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Таким образом, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора в течение 2014, 2015, 2017, 2018 годов объявлялись аукционы на приобретение (строительство) жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
РР· изложенного следует, что исполнение решения СЃСѓРґР° Рѕ предоставлении жилого помещения Соколкову Р”. Рђ. обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами РїРѕСЂСЏРґРєР° Рё такое решение Министерство РЅРµ имело возможности исполнить РІ установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный СЃСЂРѕРє РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ обстоятельствами, РЅРµ зависящими РѕС‚ должника, поскольку РїСЂРё наличии соответствующих бюджетных средств РІ силу федерального законодательства для исполнения судебного решения Рѕ приобретении жилого помещения Соколкову Рђ. Рђ. нормативно-правовыми актами РЅРµ предусмотрено РёРЅРѕРіРѕ СЃРїРѕСЃРѕР±Р° приобретения жилого помещения, РєСЂРѕРјРµ осуществления РІ 2015-2018 годах закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных РЅСѓР¶Рґ Рё заключения государственных контрактов РЅР° строительство (приобретение) жилых помещений для детей-СЃРёСЂРѕС‚ РІ соответствии СЃ Законом в„– 44-ФЗ.
Таким образом, действия Министерства не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли заявителя и Министерства, кроме того, у должника имеется задолженность перед иными взыскателями, также в действиях Министерства не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательств по погашению задолженности, на сокрытие имущества, на препятствование действиям судебного пристава-исполнителя.
На основании чего суд приходит к выводу, что в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.
При этом, суд считает необходимым отметить, что судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Соглаев Е.П. не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку вынесение им постановления о взыскании исполнительного сбора явилось осуществлением функций должностного лица Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, являющегося в свою очередь структурным подразделением Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области. В силу указанного, в удовлетворении требований к данному ответчику следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
исковые требования Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области Соглаеву Е.П., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора – удовлетворить частично.
Освободить Министерство строительства Рё развития инфраструктуры Свердловской области РѕС‚ уплаты исполнительного СЃР±РѕСЂР°, установленного постановлением РѕС‚ *** судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела РїРѕ исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Свердловской области Соглаева Р•.Рџ., РїРѕ исполнительному производству РѕС‚ *** ***-РРџ.
В удовлетворении исковых требований Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Соглаеву Е.П. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Кировский районный суд города Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ <***> Рљ. Р’. Рсакова
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>