КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Степанова С.Б. № 33-5370/2024

24RS0015-01-2023-000528-45

2.171

06 мая 2024 года         г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Плаксиной Е.Е.,

судей Левицкой Ю.В., Елисеевой А.Л.,

при помощнике судьи Крейтор Ю.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,

гражданское дело по иску Акулинина Сергея Юрьевича к Публичному акционерному обществу «Россети-Сибирь» об оспаривании акта допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Акулинина С.Ю.,

на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 16.02.2024 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Акулинина Сергея Юрьевича к публичному акционерному обществу «Россети-Сибирь» - «Красноярскэнерго» о защите прав потребителя – отказать в полном объеме».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Акулинин С.Ю. обратился в суд с иском к ПАО «Россети Сибирь» о признании недействительным акта допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электроэнергии № 91/Е-738 от 10.10.2023 года, а также взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. Свои требования истец мотивировал тем, что он является собственником жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. <дата> ПАО «Россети Сибирь»-«Красноярскэнерго» осуществило ввод прибора учета НАРТИС И300, заводской №, о чем был составлен акт № 91/Е-738. ПАО «Красноярскэнергосбыт» приняло данный прибор учета как расчетный, вместе с тем, ввод в эксплуатацию прибора учета был осуществлен незаконно ввиду нарушения пунктов 84(4), 81(5), 81(6), 81(7), 81(8), 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354), поэтому он как потребитель был лишен возможности сверить соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; по причине отсутствия паспорта прибора учета не была проверена работоспособность прибора учета. Вместо отсутствующего паспорта прибора учета ему сотрудниками ПАО «Россети Сибирь» был представлен «формуляр», который действующими Правилами не предусмотрен. Кроме того, в нарушение п. 3.2.2.8 Руководства по эксплуатации НРДЛ.411152.303РЭ, размещенной на официальном сайте производителя в сети Интернет, не была сделана отметка в формуляре о дате установки и дате ввода прибора учета в эксплуатацию. Кроме того, прибор учета был установлен в металлический ящик, что не позволило ему (истцу) увидеть световые индикаторы функционирования (работоспособного состояния) на корпусе, указанные в п. 2.4.4. руководства по эксплуатации НРДЛ.411152.303РЭ. Дополнительно в этот же металлический ящик после прибора учета было установлено неизвестное устройство по виду похожее на магнитный пускатель. Установка данного устройства не предусмотрена схемой подключения, указанной в п. 2.6.1.5 Руководства по эксплуатации НРДЛ.411152.303РЭ. Данное устройство потребляет электрическую энергию, в связи с чем, он вынужден нести дополнительные и ненужные ему финансовые затраты на оплату электрической энергии.

Судом постановлено выше приведенное решение.

В апелляционной жалобе Акулинин С.Ю. просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Указывает на то, что он никаких заявок на установление прибора учета не подавал, инициатором заключения нового договора электроснабжения не выступал. Прибор учета установлен после демонтажа ранее установленного прибора в одностороннем порядке ответчиком. В нарушении норм закона потребитель лишен возможности сверять соответствующие заводские номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; наличие знаков последней поверки. Вывод суда о том, что установка дополнительного оборудования является законной, не мотивирован.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся сторон: Акулинина С.Ю., представителей третьих лиц: ООО «Завод Нартис», ПАО «Красноярскэнергосбыт», надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не сообщивших суду об уважительности неявки в суд.

Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах заявленных требований, выслушав возражения представителя ПАО «Россети Сибирь» - Славной Н.В. (по доверенностям), судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судебного решения.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1).

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (часть 2).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть 3).

Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Абзацем 2 п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила № 354) предусмотрено, что к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

В соответствии с абз. 1, 3, 5 п. 80(1) Правил № 354 установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.

Определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

В указанных случаях собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме и жилых домов (домовладений) или исполнитель, управляющая организация, товарищество, кооператив и (или) иные лица, если эти организации и (или) иные лица уполномочены на совершение таких действий, обеспечивают допуск гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) к местам установки приборов учета для организации учета электрической энергии, в том числе для присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности).

Согласно абз. 12 и 13 п. 80(1) Правил № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.

Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.

Из содержания п. 81(4) Правил № 354 в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.

Согласно п. 81(6) Правил № 354 по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующий поставщик, сетевая организация оформляют акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки; ж) характеристики соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на день начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); з) результат проверки; и) информация о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета.

Согласно п. 81(8) Правил № 354 перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - контрольная пломба на приборе учета электрической энергии устанавливается гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

В ГОСТ Р2.601-2019 закреплены общие требования к выполнению эксплуатационных документов, а в п. 5.1.2 даны понятия «формуляр (ФО)» и «паспорт (ПС)». Формуляр в отличие от паспорта оформляется тогда, когда в процессе эксплуатации необходимо вносить данные, отражающие техническое состояние прибора учета. Согласно данному пункту формуляр, паспорт, этикетка и ведомость эксплуатационных документов являются обязательными. В примечании к пункту указано, что в зависимости от назначения изделий условий эксплуатации и объема помещаемых сведений в обязательном порядке составляют либо формуляр, либо паспорт, либо этикетку, либо включают один из этих документов в объединенный эксплуатационный документ. Также указано, что паспортом комплектуют изделия, в период эксплуатации которых отсутствует необходимость внесения каких-либо сведений в эксплуатационные документы. Если в период эксплуатации изделия предполагается вносить в эксплуатационные документы какие-либо сведения (дата повторной поверки, дата замены элемента питания), таким изделия вместо паспорта комплектуются формуляром.

Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу 13.06.2018 года решением Ермаковского районного суда Красноярского края от 30.01.2018 года (по гражданскому делу № 2-21/2018) исковые требования Акулинина С.Ю. к ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» о защите прав потребителя были удовлетворены частично; на ответчика была возложена обязанность ввести в эксплуатацию прибор учета на объекте – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствии с пунктами 81(4) – 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Согласно акту от 10.10.2023 года № 91/Е-738, у Акулинина С.Ю. был установлен прибор учета НАРТИС И300, заводской №, который был принят ресурсоснабжающей организацией в качестве расчетного и был присоединен к интеллектуальной системе учета.

Кроме того, в материалы дела представлена копия формуляра на счетчик электроэнергии трехфазный интеллектуальный Нартис-И300, имеющий серийный номер (заводской номер) 023235003780.

В п. 2.1 формуляра указано, что счетчик предназначен для измерений и учета активной и реактивной (или только активной) энергии в трехфазных трех- и четырех-проводных сетей переменного тока энергии прямого и обратного направлений в соответствии с требованиями ГОСТ. При этом, основные технические характеристики счетчика приведены в Руководстве по эксплуатации НРДЛ.411152.303РЭ. Счетчик соответствует требованиям технических регламентов таможенного союза; декларация о соответствии выдана ООО «Научно-исследовательский центр «ЭНЕРГО» (п. 2.6). Счетчик принят контролером ОТК в соответствии с требованиями технических условий НРДЛ.411152.303ТУ, ГОСТ 31818.11-2012, ГОСТ 31819.21-2012, ГОСТ 31819.23-2012 и признан годным для эксплуатации (п. 2.7).

В разделе 3 Формуляра приведена комплектность прибора учета, в разделе 4 – гарантии изготовителя. В Формуляре указана дата изготовления – 28.06.2023 года, упаковки – 03.07.2023 года, дата поверки – 28.06.2023 года, подпись и ФИО лица, осуществившего поверку.

Отказывая в удовлетворении вышеназванных исковых требований Акулинина С.Ю. суд первой инстанции установил, что в действиях ответчика ПАО «Россети Сибирь» не содержится нарушений положений п. 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в части не предоставления паспорта прибора учета, поскольку ответчиком был представлен альтернативный эксплуатационный документ – формуляр, что не может вести к нарушению установленного законом порядка ввода прибора учета электроэнергии в эксплуатацию и к нарушению в этой связи прав истца.

Кроме того судом первой инстанции учтено, что отсутствие отметки в Формуляре о дате установки и дате ввода прибора учета в эксплуатацию не влияет на работоспособность прибора учета и не свидетельствует о нарушении прав истца. Разрешая заявленные истцом Акулининым С.Ю. требования о признании недействительным акта допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электроэнергии № 91/Е-738 от 10.10.2023 года, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в целом процедура введения в эксплуатацию прибора учета ответчиком была соблюдена и соответствует действующему законодательству в области функционирования розничных рынков электроэнергии.

Акт № 91/Е-738 от 10.10.2023 года содержит в себе сведения, предусмотренные п.п. 81(4) – 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.

При этом, судом первой инстанции достоверно установлено, и не оспаривалось сторонами, что Акулинин С.Ю. лично присутствовал при проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, а также при процедуре составления акта допуска (ввода) прибора учета в эксплуатацию, в связи с чем, у истца имелась реальная возможность произвести необходимые сверки, а также возможность уточнения первоначальных показаний прибора учета.

В виду отсутствия оснований для удовлетворения требования о признании недействительным акта допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электроэнергии № 91/Е-738 от 10.10.2023 года, суд не нашел правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, они подробно мотивированы, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, требованиям действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о незаконной установке нового прибора учета без заявки потребителя судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

Вышеуказанные действия сетевой организации регламентированы положениями п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 141 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. Указанными нормативно-правовыми актами установлено, коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

По всем приборам учета электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению после 01.01.2022 года, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием созданных гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Аналогичные обязательства сетевой организации по установлению интеллектуальных приборов учета предусмотрены также п. 141 Правил № 442, а именно с 01.01.2022 года для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), если иное не установлено пунктом 145 настоящего документа, с учетом установленных пунктом 150 настоящего документа особенностей оснащения приборами учета многоквартирных домов, разрешение на строительство которых выдано после 01.01.2021 года.

Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие указанным требованиям, могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо выхода таких приборов учета из строя или их утраты, но законодательством не установлен запрет на установку и допуск интеллектуальных систем учета до истечения срока эксплуатации или истечения межповерочного интервала действующих ранее приборов учета.

Оценивая вышеизложенное, учитывая то, что в рамках модернизации системы учета электроэнергии филиалом ПАО «Россети Сибирь» -«Красноярскэнерго» за своей счет инициирована процедура допуска прибора учета электроэнергии на объекте Акулинина С.Ю., в связи с чем, введение в эксплуатацию прибора учета тип Нартис-ИЗОО, установленного на опоре ЛЭП, имущественные права истца как потребителя услуг по договору электроснабжения не нарушает.

Довод апелляционной жалобы о нарушении процедуры допуска прибора учет судебная коллегия находит несостоятельным, так как необходимость процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию обусловлена абз. 2 п. 153 Правил № 442, согласно которому сетевые организации осуществляют допуск в эксплуатацию приборов учета, которые установлены для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности).

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

В силу абз. 2 пункта 36 Правил N 442, документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный в соответствии с разделом X Правил N 442.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при допуске прибора учета были нарушены пункты 81(1) - 81(4) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, суд апелляционной инстанции находит необоснованными, так как указанные пункты применимы в отношении заявок о допуске прибора учета в эксплуатацию, поданных потребителями коммунальной услуги исполнителю, гарантирующему поставщику в случае самостоятельной установки прибора учета.

Несостоятельным является и довод истца относительно обязательного представления сетевой организацией паспорта на прибор учета, поскольку на прибор учета был выдан Формуляр, оформленный заводом изготовителем на счетчик электрической энергии тип Нартис- И300, и именно он является надлежащим эксплуатационным документом. Данный факт подтвержден письмом завода-изготовителя прибора учета.

Так же пунктом 81 6 Правил № 354 определено, что по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет, а в случаях, предусмотренных п. 80 1 настоящих Правил, - гарантирующий поставщик, сетевая организация оформляют акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а)    дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б)    фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в)    тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г)    решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д)    в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е)    дата следующей поверки;

ж)    характеристики соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на день начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);

з)    результат проверки;

и)    информация о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета.

Таким образом, заводами-изготовителями приборов учета в настоящее время оформляется ФОРМУЛЯР, который является надлежащим эксплуатационным документом и не нарушает прав и интересов лиц в отношении которых устанавливаются ПУ, т.к. содержит более полную информацию о введенном в эксплуатацию приборе учета, а также имеет возможность внесения данных о процессе эксплуатации (длительности и условиях работы, данные о проведении технического обслуживания, ремонта и другие данные-ответ от завода изготовителя приборов учета в приложении).

Учитывая врученный Акулинину С.Ю. при проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию ФОРМУЛЯР, а так же его личное присутствие при составлении акта допуска прибора учета в эксплуатацию, у истца имелась возможность произвести сверку нумерации допущенного НУ, а также уточнения первоначальных показаний допущенного прибора учета. Данное обстоятельство также подтверждается представленной видеозаписью (файл «Допуск ПУ Акулинин С.Ю.» время записи 0:24:07, 0:35:55).

Судом первой инстанции правомерно не был принят во внимание довод истца о том, что его права нарушаются ввиду неисправности прибора учета, а также в виду того, что с момента установки прибора учета у него отсутствовала возможность отслеживать показания прибора учета из-за неисправности пульта от прибора учета, поскольку доказательств тому, что по вопросу неисправности Акулинин С.Ю. обращался в ПАО «Россети Сибирь» в материалы дела не представлено.

Также не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы, которые также являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции о том, что в нарушение положений руководства по эксплуатации прибор учета был установлен в металлический ящик, а не закреплен на опоре с помощью металлической ленты.

Согласно п. 139 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, гарантирующий поставщик и сетевая организация вправе установить конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу.

Таким образом, суд исходит из того, что со стороны ответчика установка металлического шкафа была произведена с целью защиты системы учета от внешнего физического воздействия и воздействия окружающей среды в интересах истца и не может влечь за собой нарушение прав Акулинина С.Ю. как потребителя.

Проверка работоспособности прибора учета была проведена дистанционно с помощью пульта устройства, привязанного к нему, путем его включения и отображения на нем начальных параметров, номер, отраженный на наклейке пульта повторяет номер прибора учета (видеозапись с файлом «Допуск ПУ Акулинин С.Ю.» время 0:26:15, 0:27:33).

Оценивая довод апелляционной жалобы Акулинина С.Ю. об установлении ответчиком неизвестного устройства по виду похожего на магнитный пускатель и не предусмотренного схемой подключения, указанной в п. 2.6.1.5 Руководства по эксплуатации, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в состав иного оборудования, которое используется для коммерческого учета электрической энергии (мощности), входит в том числе коммутационное оборудование и оборудование защиты прибора учета от токов короткого замыкания.

Согласно ответу на запрос суда, представленному из ПАО «Россети Сибирь» для создания видимого разрыва между сетями сетевой организации и сетями потребителя с целью безопасного выполнения работ на воздушной линии, защиты оборудования сетевой организации вследствие обратной трансформации электрической энергии со стороны потребителя от независимого источника питания, установлен контактор малогабаритный (коммутационный аппарат).

Пунктом 17.5 Приказа Минтруда России от 15.12.2020 № 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» предусмотрено, что в электроустановках напряжением до 1000 В со всех токоведущих частей, на которых будет проводиться работа, напряжение должно быть снято отключением коммутационных аппаратов с ручным приводом, а при наличии в схеме предохранителей – снятием последних. При отсутствии в схеме предохранителей предотвращение ошибочного включения коммутационных аппаратов должно быть обеспечено такими мерами, как запирание рукояток или дверец шкафа управления, закрытие кнопок, установка между контактами коммутационного аппарата изолирующих накладок. При снятии напряжения коммутационным аппаратом с дистанционным управлением необходимо разомкнуть вторичную цепь включающей катушки. Перечисленные меры могут быть заменены расшиновкой или отсоединением кабеля, проводов от коммутационного аппарата либо от оборудования, на котором должны проводиться работы.

Как уже было указано ранее согласно п. 139 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, гарантирующий поставщик и сетевая организация вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу.

Таким образом, установленные обстоятельства и действующие нормы права не свидетельствуют о нарушении прав истца Акулинина С.Ю. в части установления дополнительного (коммутационного) оборудования. Кроме того, как следует из пояснений ответчика, данных в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, данное оборудование было установлено на линии истца после прибора учета с целью защиты этого прибора учета от обратного тока, ведущего к короткому замыканию. Данное устройство не является энергопотребляющим устройством и установлено для устранения обратного напряжения. У суда нет оснований ставить пояснения ответчика в указанной части под сомнение.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям ( ч.6 ст. 330 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16.02.2024 ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.05.2024 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-5370/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Акулинин Сергей Юрьевич
Ответчики
ПАО Россети Сибирь - Красноярскэнерго
Другие
ПАО Красноярскэнергосбыт
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
06.05.2024Судебное заседание
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Передано в экспедицию
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее