Решение по делу № 2-34/2020 (2-644/2019;) ~ М-537/2019 от 12.11.2019

    Дело № 2-34/2020

    УИД 32RS0023-01-2019-000958-07

                                          Р Е Ш Е Н И Е

                                    Именем Российской Федерации

         10 января 2020 г.                                                                            г. Почеп

         Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р. В., при секретаре Гомоновой М. В.,

с участием:

истца Голотиной Н. П.,

представителя ответчика Гвановской О. О., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Голотиной Н. П. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии по старости в связи с проживанием в зонах радиоактивного загрязнения,

У С Т А Н О В И Л:

         Голотина Н. П. обратилась в суд с указанным иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное), ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ она проживала в зоне отселения – <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>, который до ДД.ММ.ГГГГ относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В общей сложности она проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом 08 лет 00 месяцев 12 дней. В связи с этим, на основании ст. 32 Закона о ЧАЭС, с учетом Примечания к ст. 35 этого закона, истец имеет право на снижение пенсионного возраста на три года за проживание в зоне отселения и на основании ст. 34 Закона о ЧАЭС имеет право на снижение пенсионного возраста еще на два года. Считает, что имеет право на суммирование величин снижения возраста выхода на пенсию за проживание в двух вышеуказанных зонах и понижение пенсионного возраста на 5 лет.

         ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако, ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости со ссылкой на Закон о ЧАЭС, в соответствии с которым одинаковые меры социальной поддержки предоставляются только по одному из оснований по выбору истца, суммирование величин снижения пенсионного возраста за проживание в разных зонах радиактивного загрязнения не производится.

         Ссылаясь на нормы законодательства, истец с учетом уточнения просит признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 5 лет, обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению с ДД.ММ.ГГГГ

         В судебном заседании истец Голотина Н. П. поддержала заявленные уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

         Представитель ответчика Гвановская О. О. в судебном заседании уточненные исковые требования Голотиной Н. П. не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что у истца отсутствует право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Ответчиком признано за истцом право на снижение пенсионного возраста на три года, в связи с проживанием в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне отселения - в <адрес>, и на 2 года за проживание в зонах с льготным социально-экономическим статусом в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес>. Суммирование указанных величин уменьшения пенсионного возраста в данном случае законодательством не предусмотрено.

         Выслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

         Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

         Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

         В соответствии с п.п. 7, 8 п. 1, п. 2 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы.

         Пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 – 10 пункта 1 настоящей статьи, при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

         Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

         Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

         При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

         Согласно ст. 28.1 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

         Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

         Статья 32 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности (п. 2).

         Статья 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

         Исходя из Примечания к статьям 32-35 Закона о ЧАЭС, установленная статьями 32-35 Закона о ЧАЭС первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

         Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 11 июля 2006 года № 403-О «По жалобам граждан ФИО1, ФИО2 и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 13, статей 33 и 34 закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 2 статьи 10 федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", указал, что право на досрочное назначение пенсии гражданам, проживающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации, и гражданам, выехавшим с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной, должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

         В то же время в случае последовательного проживания (работы) гражданина в нескольких зонах, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суммирование максимальных величин снижения пенсионного возраста не производится. Данный вывод следует из ч. 2 ст.3 Закона о ЧАЭС, согласно которой гражданин имеет право выбора предоставления мер социальной поддержки лишь по одному из оснований. Соответствующий вывод также следует из правовой позиции Конституционного Суда. Таким образом, гражданин имеет право на выбор предоставления мер социальной поддержки лишь по одному из оснований.

Разрешение вопроса об изменении условий льготного пенсионного обеспечения граждан, проживавших на территории нескольких зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда (Определение Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г. № 593-О).

Однако дополнительные величины снижения пенсионного возраста могут суммироваться при определении возраста выхода на пенсию граждан, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, если ее границы изменялись, при условии, что полученная величина не будет превышать предельную величину, установленную соответствующей статьей комментируемого Закона. Данная правовая позиция была изложена в Обзоре Верховного Суда РФ за третий квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 7 декабря 2011 г.

         Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Голотина Н. П. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с проживанием в зонах, подвергшихся воздействию радиации, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

         Как следует из решения ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, Голотиной Н. П. в соответствии с п. 2 ст. 32 и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отказано в назначении государственной пенсии по старости в возрасте 50 лет, в связи с тем, что у нее отсутствует право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

         На момент обращения в пенсионный фонд Голотиной Н. П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, исполнилось 50 лет.

         Пенсионным фондом признано за истцом право на снижение пенсионного возраста на три года, в связи с проживанием в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне отселения, также за истцом признано право на снижение пенсионного возраста на два года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

         Из представленного истцом удостоверения серии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в зоне отселения - <адрес>, откуда выехала добровольно.

         Как следует из справок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала <адрес>, являвшемся до ДД.ММ.ГГГГ зоной с льготным социально-экономическим статусом.

        Как следует из справок администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, истец действительно постоянно проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом - <адрес>, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

         В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"», <адрес> относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

         В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 года № 237-Р "Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиационного загрязнения», <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; а <адрес> относилось к зоне отселения.

         Согласно справки о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ из ООО <адрес>, Голотина Н. П. в настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что также подтверждается сведениями из паспорта истца.

         Город <адрес> с 01 февраля 1998 года является чистой зоной.

         В соответствии с ст. 32 Закона о ЧАЭС, гражданам, указанным в п. 6 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

         На основании указанной статьи Голотина Н. П. имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года.

         В соответствии с ст. 34 Закона о ЧАЭС гражданам, указанным в п. 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

         На основании указанной статьи Голотина Н. П. имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 2 года.

         Решение пенсионного фонда об отказе в назначении истцу государственной пенсии по старости является обоснованным и соответствующим перечисленному выше законодательству, а также позиции Конституционного суда Российской Федерации.

Доводы истца Голотиной Н. П. о том, что она имеет право на суммирование величин снижения возраста выхода на пенсию за проживание в двух вышеуказанных зонах на пять лет, противоречат действующему законодательству, в связи с чем, отклоняются судом.

        На основании вышеизложенного, у истца отсутствует право выхода на пенсию в 50 лет, в связи с чем, исковые требования Голотиной Н. П. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

         Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

                                                        Р Е Ш И Л:

         ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

         ░░░░░                                                                               ░. ░. ░░░░░░░░░░░

         ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

2-34/2020 (2-644/2019;) ~ М-537/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Голотина Наталья Петровна
Ответчики
УПФР в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное)
Суд
Почепский районный суд
Судья
Коростелева Раиса Викторовна
12.11.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2019[И] Передача материалов судье
15.11.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
29.11.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2019[И] Судебное заседание
10.01.2020[И] Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее