Мотивированное решение составлено 22.09.2023

дело № 2-1456/2023

УИД 26RS0024-01-2023-000018-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Невинномысск                          15 сентября 2023 года

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ульянова А.А.,

при секретаре судебного заседания Шестаковой И.С.,

с участием представителя истца помощника прокурора г. Невинномысска Красильниковой А.А.,

третьего лица Ермоловой Т.А.,

представителей третьего лица Удаловой Т.Ю. и Кулагина С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании права собственности публично-правового образования Российской Федерации за недвижимым имуществом - защитным сооружением гражданской обороны (убежищем),

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Невинномысска обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации с указанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой г. Невинномысска проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что на территории г. Невинномысска по адресу: ул. Монтажная, д. 7 «А», расположено защитное сооружение гражданской обороны (убежище) № 49586, инвентарный №897-27, площадью 148 кв.м.

На момент проверки данное защитное сооружение не включено в реестр федерального имущества, право собственности Российской Федерации на данный объект не зарегистрировано, что не позволяет содержать защитное сооружение в надлежащем состоянии, поддерживать состояние постоянной готовности к использованию данного объекта гражданской обороны, а также нарушает права граждан на защиту на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Просит суд: признать право собственности публично-правового образования Российская Федерация на недвижимое имущество - защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: Ставропольский край, город Невинномысск, ул.Монтажная, д.7А, №49586, инвентарный номер № 897-27, площадью 148 кв.м.; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае включить защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: Ставропольский край, город Невинномысск, ул.Монтажная, д.7А, №49586, инвентарный номер № 897-27, площадью 148 кв.м. в реестр федерального имущества в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае принять меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности публично-правового образования Российская Федерация защитного сооружения гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: Ставропольский край, город Невинномысск, ул.Монтажная, д.7А, №49586, инвентарный номер № 897-27, площадью 148 кв.м.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Невинномысска Красильникова А.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

В судебном заседании третье лицо Ермолова Т.А., представители третьего лица Удалова Т.Ю. и Кулагин С.С. просили удовлетворить заявленные требования.

В судебное заседание представители ответчика ТУ Росимущества в Ставропольском крае, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования Администрации г. Невинномысска, ГУ МЧС России по СК, МКУ «Управление по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне г. Невинномысска», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ОАО «НКМЗ», третье лицо конкурсный управляющий Ерошкин Д.В., ИП Малыш-Федорцов С.В. извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не уведомили. Ходатайств об отложении не заявляли.

От ответчика территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае поступили письменные возражения, согласно которым просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд на основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу ст. 2 Закона о гражданской обороне к основным задачам в области гражданской обороны являются, из числа прочих, подготовка населения в области гражданской обороны, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Согласно абз. 8 ст. 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской сены (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка к объектам гражданской обороны относятся: убежище, противорадиационное укрытие, укрытие, специализированное складское помещение (место хранения), санитарно-обмывочный пункт, станция обеззараживания одежды, станция обеззараживания техники, иные объекты гражданской обороны.

Убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для зашиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Согласно п. 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

В силу п. п. 2, 3 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В силу п. дата Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» к объектам и предприятиям, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся защитные сооружения гражданской обороны.

В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.

Таким образом, объекты гражданской обороны определенным образом ограничены в обороте и не подлежат отчуждению в частную собственность, что нашло свое отражение в судебной практике (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.02.2020 N 306-ЭС19-23752 по делу N А57-23624/2018).

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой г. Невинномысска Ставропольского края проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что на территории г. Невинномысска, а именно по адресу: Ставропольский край, город Невинномысск, ул.Монтажная, д.7А, расположено защитное сооружение гражданской обороны (убежище), № 49586, инвентарный №897-27, площадью 148 кв.м.

Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

В частности, в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2).

Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение N 6 к приказу МЧС России от дата N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации (пункт 1.2 Правил).

Пункт 2.1 Правил устанавливает, что учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны, форма которого приведена в приложении N 5.

В пункте 2.2 Правил установлено, что документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту защитного сооружения гражданской обороны являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.

Из приведенных нормативных положений следует, что наличие паспорта защитного сооружения гражданской обороны, оформленного в соответствии с Правилами, влечет признание защитного сооружения гражданской обороны таковым.

В материалах дела имеется копия паспорта № 25 убежища № 897-27, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Невинномысск, ул.Монтажная, д.7А, №49586.

Из паспорта следует, 31.12.1982 убежище принято в эксплуатацию, вместимость 200-230 чел, площадь убежища 148 кв. м, является отдельно стоящим зданием, имеющим 2 входа, класс защиты убежища 3, принадлежит котельно-механическому заводу мин.пром.Строительства и строй материалов СССР.

Из отзыва на исковое заявление ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 11.08.2023 № ИВ-197-14-133, информационного письма от 23.08.2023 № ИВ-197-3612 следует, что по результатам инвентаризации проведенной на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 09.07.2018 № 324-р «О проведении в 2018 году инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Ставропольском крае» на земельном участке по адресу: Ставропольский край, город Невинномысск, ул.Монтажная, д.7А, расположено защитное сооружение гражданской обороны типа «Убежище» под инвентарным номером 897-27 (в реестре МЧС России 49586), площадью 148 кв.м., класса – А-3, вместимостью 200 чел.

Согласно материалам дела, защитное сооружение является бесхозным, не готово к приему укрываемых, что следует из плана приватизации котельно-механического завода мин.пром.Строительства и строй материалов СССР, инвентарного дела на данный завод, актов осмотра защитного сооружения гражданской обороны (убежища), ответа ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 24.04.2023 № ИГ-197-284, адресованное Ермоловой Т.А.

На балансе ОАО «НКМЗ» указанное убежище не состоит. Согласно ответу конкурсного управляющего ОАО «НКМЗ» Ерошкина Д.В. арбитражным судом Ставропольского края от 19.12.2016 открыта процедура конкурного производства в отношении ОАО «НКМЗ», расположенного по адресу: Ставропольский край, город Невинномысск, ул.Монтажная, д.7А. Конкурсный управляющий ОАО «НКМЗ» бомбоубежище не принимал, в конкурсную массу не включал и не реализовывал.

Из ответов Росимущества Прокуратуре г. Невинномысска, конкурсному управляющему Ерошкину Д.В., арбитражному суду Ставропольского края, а также из возражений на исковое заявление следует, что в реестре федерального имущества спорное защитное сооружение гражданской обороны, не состоит.

На момент проверки данное защитное сооружение не включено в реестр федерального имущества, право собственности Российской Федерации на данный объект не зарегистрировано.

В силу п. п. 8, 9 Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на соответствующих территориях ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества» утверждено Положение о совершенствовании учета федерального имущества (далее - Положение о совершенствовании учета федерального имущества).

Согласно пп. «б» п. 6 Положения о совершенствовании учета федерального имущества учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Судом установлено, что полномочия собственника в отношении расположенного на территории Ставропольского края, а также на территории города Невинномысска федерального имущества, выполняет Территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае.

Представленные суду доказательства позволяют сделать выводы, о том, что помещение, расположенное по адресу:: Ставропольский край, город Невинномысск, ул.Монтажная, д.7А, №49586, инвентарный номер № 897-27, площадью 148 кв.м., является объектом защитного сооружения гражданской обороны, в связи, с чем ТУ Росимущества по Ставропольскому краю является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Вместе с тем, в нарушение вышеизложенных требований федерального законодательства защитное сооружение гражданской обороны (убежище), в установленном законом порядке в собственность кому-либо не передавалось, в реестр федерального имущества не включено, на государственном кадастровом недвижимого имущества не состоит, право собственности публично-правового образования Российская Федерации в Едином государственном реестре недвижимого имущества на защитное сооружение не зарегистрировано.

Несоблюдение ТУ Росимущества по Ставропольскому краю не позволяет содержать защитное сооружение в надлежащем состоянии, поддерживать состояние постоянной готовности к использованию данного объекта гражданской обороны, а также нарушает права граждан на защиту на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что на момент проведения прокурором проверки вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны в реестр федерального имущества не включено, доказательств обратного в материалах дела не имеется, при этом произвести учет вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны без включения его в реестр федерального имущества невозможно, в связи с чем полагает исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░) – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░, ░.7░, №49586, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 897-27, ░░░░░░░░ 148 ░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░, ░.7░, №49586, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 897-27, ░░░░░░░░ 148 ░░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░, ░.7░, №49586, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 897-27, ░░░░░░░░ 148 ░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1456/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Невинномысска Романов Р.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц, РФ
Ответчики
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае
Другие
ОАО «НКМЗ»
конкурсный управляющий Ерошкин Денис Владимирович
ГУ МЧС России по СК
Малыш-Федорцов С.В.
Администрация г.Невинномысска
МКУ «Управление по ЧС и ГО города Невинномысска»
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК
Ермолова Татьяна Александровна
Кулагин Сергей Сергеевич
Удалова Татьяна Юрьевна
Суд
Невинномысский городской суд Ставропольского края
Судья
Ульянов Антон Александрович
Дело на сайте суда
nevinnomysky.stv.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
15.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее