УИД 34RS0002-01-2021-008929-81 Административное дело 2а-203/2022
Судья Серухина А.В. Дело № 33а-6328/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 8 июня 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Антропова Е.А., Гоношиловой О.А.,
при ведении протокола помощником судьи Гончаренко Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации Волгограда на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 4 марта 2022 г. по делу по административному иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дзержинского района Волгограда, администрации Волгограда о возложении обязанности по ликвидации объектов накопленного экологического вреда, которым
административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и интересах РФ, обратился в суд с административным иском, в обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки совместно со специалистами Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области выявлено, что на территории северо-западного склона Мамаева Кургана на месте соединения войск 21-й и 62-й армий в Дзержинском районе г.Волгограда имеются места несанкционированного размещения отходов, а именно, в точке с координатами 48.7524482, 44.523893, на почте имеется место несанкционированного размещения твердых отходов и промышленных отходов. Площадь захламления составляет 100 кв.м. и включает в себя следующие отходы: строительный мусор код по ФККО 89000001724, промышленный мусор корд по ФККО 7 33 200 00 00 0, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные код по ФККО 4 34 110 02 29 5, отходы упаковочного промышленного мусора код по ФККО 4 05 183 01 60 5, отходы продукции из целлофана незагрязненные код по ФККО 4 34 199 01 20 5, отходы сучье, ветвей, вершинок от лесоразборок код по ФККО 1 52 ПО 01 21 5, шины пневматические автомобильные отработанные код по ФККО 9 21 ПО 01 50 4, общий объем несанкционированного размещения отходов порядка 150 куб.м. При этом, действующим природоохранным и экологическим законодательством запрещено размещать отходы в границах населенных пунктов, в связи с чем на землепользователей возлагается обязанность по предотвращению негативного воздействия отходов на землю. Таким образом, администрация Дзержинского района Волгограда обязана принимать меры по благоустройству территории и ликвидации несанкционированных свалок. Считает, что со стороны органа местного самоуправления - администрации Дзержинского района Волгограда имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия должностных лиц. 05.07.2021 в адрес главы администрации Дзержинского района г.Волгограда внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием ликвидировать свалки отходов на территории северо-западного склона Мамаева Кургана на месте соединения войск 21-й и 62-1 армий в Дзержинском районе Волгограда, однако, исходя из ответа администрации от 16.07.2021 до настоящего времени нарушения не устранены, свалка отходов не ликвидирована.
Просил обязать администрацию Волгограда принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и промышленных отходов в точке с координатами 48.7524482, 44.523893, площадью 100 кв.м., и объемом порядка 150 куб.м. Указанные мероприятия провести в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Волгограда просила отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме, ссылаясь на нарушение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, полагала, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав, что доказательствам дана надлежащая оценка.
В судебном заседании участники судебного разбирательства настаивали на своих доводах.
Судебная коллегия, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Согласно положениям ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также природоохранная деятельность).
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Примечанием к данному пункту установлено, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившими обращениями проведены проверочные мероприятия на территории Дзержинского района Волгограда в связи с образованием несанкционированных свалок отходов. В рамках проведенного осмотра территории, 17.06.2021г. совместно со специалистами Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области выявлено, что на территории северо-западного склона Мамаева Кургана на месте соединения войск 21-й и 62-й армий в Дзержинском районе г.Волгограда имеются места несанкционированного размещения отходов, а именно, в точке с координатами 48.7524482, 44.523893, на почте имеется место несанкционированного размещения твердых отходов и промышленных отходов. Площадь захламления составляет 100 кв.м. и включает в себя следующие отходы: строительный мусор код по ФККО 89000001724, промышленный мусор корд по ФККО 7 33 200 00 00 0, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные код по ФККО 4 34 110 02 29 5, отходы упаковочного промышленного мусора код по ФККО 4 05 183 01 60 5, отходы продукции из целлофана незагрязненные код по ФККО 4 34 199 01 20 5, отходы сучье, ветвей, вершинок от лесоразборок код по ФККО 1 52 ПО 01 21 5, шины пневматические автомобильные отработанные код по ФККО 9 21 ПО 01 50 4, общий объем несанкционированного размещения отходов порядка 150 куб.м. Лица, являющиеся собственниками отходов, не установлены.
Администрацией Дзержинского района Волгограда в адрес департамента финансов администрации Волгограда направлялись письма о необходимых денежных средствах на ликвидацию несанкционированных свалок, а также предложения о внесении изменений в бюджет Волгограда на 2017-2021г.г. год, с возможностью предусмотреть сумму дополнительных ассигнований на обеспечение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории Дзержинского района Волгограда, в частности, и на обеспечение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по рассматриваемому административному исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора (от 04.08.2017 г. исх. № 01-21/6782-17, от20.07.2018 г. исх. № 01-21/7088018, от 25.02.2019 г. исх. № 01-21/1755-19, от 05.03.2019г. исх. № 01-21/2104-19, от 18.04.2019 г. исх. № 01-21/3858-19, от 16.09.2019 г. исх. № 01-21/9902-19, от 18.10.2019 г. исх. № 01-21/1463-19, от 07.09.2021г. исх. № 01-217380-21, от 11.08.2021г. исх. № 01-21/6603-21, от 01-21.650-21, от 04.03.2021 г. исх. № 01-21/1658-21, от 22.10.2021г. исх. № 01-218768-21, от 11.06.2021г. исх. № 01-21/от 08.12.2021г. исх. № 01-21/0193-21).
Согласно сведениям департамента муниципального имущества администрации Волгограда земельные участки, на которых выявлены нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды (несанкционированные свалки), относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, а потому находятся в ведении органа местного самоуправления – администрации Волгограда.
На основании части 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.1 ст. 16 от N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Устав города-героя Волгограда администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, которая в силу ст. 39 Устава уполномочена на осуществление организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно Положения об администрации Дзержинского района Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010г. №40/1252, администрация Дзержинского района Волгограда, является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда. При этом администрация района, не являющаяся муниципальным образованием, не осуществляет полномочия собственника земельных участков, находящихся в ведении Волгограда.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что именно администрация Дзержинского района Волгограда организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района судебной коллегией признаются несостоятельными.
Принимая во внимание то, что собственник отходов, размещенных на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не установлен, за третьими лицами земельные участки не закреплялись, земельные участки находятся в ведении администрации Волгограда, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на орган местного самоуправления – администрацию Волгограда, которая, к тому же, на плановой основе предпринимает меры по устранению несанкционированных свалок в рамках доведенных лимитов бюджетных ассигнований, что подтверждается письмами администрации Дзержинского района Волгограда в департамент городского хозяйства.
В связи с тем, что выявленные Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой несанкционированные свалки до настоящего времени не ликвидированы, со стороны органа местного самоуправления имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия должностных лиц.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.
В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, администрация Волгограда нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст.11ФЗ «Об охране окружающей среды».
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии бездействия административного ответчика, выразившегося в нарушении требований законодательства об охране окружающей среды и непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выбранным судом первой инстанции способом восстановления нарушенных прав административного истца – путем возложения на администрацию Волгограда обязанности произвести благоустройство и ликвидацию несанкционированной свалки, поскольку в силу властно-распорядительных полномочий ответчик самостоятельно такие работы не выполняет, а организовывает их проведение.
Кроме того, согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
При таких обстоятельствах, ликвидация несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и промышленных отходов не может относится к благоустройству территорий.
Таким образом, судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения суда в части определяющей способ восстановления прав административного истца и неопределенного круга лиц, указав в абзаце 2 вместо «возложить на администрацию Волгограда обязанность выполнить работы и принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и промышленных отходов на территории северо-западного склона Мамаева Кургана на месте соединения войск 21-й и 62-й армий в Дзержинском районе города Волгограда в точке с координатами 48.7524482, 44.523893 в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, на обязанность администрации Волгограда организовать мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и промышленных отходов в указанном месте.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 4 марта 2022 года изменить, изложить второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции. Возложить на администрацию Волгограда обязанность организовать мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и промышленных отходов на территории северо-западного склона Мамаева Кургана на месте соединения войск 21-й и 62-й армий в Дзержинском районе города Волгограда в точке с координатами 48.7524482, 44.523893 в радиусе 100 кв.м. от центра свалки и объемом порядка 150 куб.м. в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 4 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи