Решение по делу № 2-394/2024 от 02.04.2024

Дело№2-394/2024

Мотивированное решение составлено 30 июля 2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2024 года г. Нижние Серги    

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Шторх Ю.Г.,

При секретаре судебного заседания Котляровой Ю.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на улично-дорожную сеть, обязании совершить действия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Дружининского городского поселения, администрации Нижнесергинского муниципального района, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности солидарно организовать приведение улично-дорожной сети автомобильной дороги «по направлению к г. Нижние Серги-3 до Завода 1015 ЗРВТИ, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 66:68:280001:143 в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», Приказа Министерства транспорт Российской Федерации № 402 от 16.11.2012 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

В обоснование указал, что прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. Было установлено, что 02.10.2023 года в 16 ч30 мин в г.Нижние Серги-3 по ул.Лесная произошло ДТП с пострадавшим. У данной автомобильной дороги отсутствует наименование. На балансе Дружининского городского поселения автомобильная дорога не состоит. Указанная дорога расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 66:58:2801001:143, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Вид разрешенного использования – для государственных нужд. Правообладатели – Российская Федерация и ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений». На балансовом учете ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» дорога также не состоит. Проведена проверка содержания улично-дорожной сети, выявлены дефекты улично-дорожной сети, не соответствие ГОСТ Р 50597-2017, наличие в полосе отвода автомобильной дороги посторонних предметов, в нарушение п.5.2.15 ГОСТ Р 52289-2019 перед кривой в плене отсутствуют знаки 1.12.1 и 1.12.2, в нарушение п.5.3.2 п.5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019, на примыканиях отсутствуют знаки приоритета 2.1 (главная дорога), 2.4 (уступи дорогу.), в нарушение требований раздела 4, 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении участка многочисленные выбоины, дефект обочины.

Отсутствие государственной регистрации права Министерства обороны РФ на автомобильную дорогу не исключает возможность ее отнесения к имуществу Вооруженных сил РФ, правообладатель земельного участка обязан принять ее в собственность. Права собственника от имени государства реализует Министерство обороны РФ. Указанная дорога является единственной к населенному пункту г.Нижние Серги-3, расположенному в границах Дружининского городского поселения. Администрацией Дружининского городского поселения и администрацией Нижнесергинского муниципального района не решаются вопросы местного значения и не реализуются полномочия в рамках осуществления дорожной деятельности.

В последствии по ходатайству истца привлечено к участию в деле в качестве соответчика Министерство обороны РФ, исковые требования прокурором уточнены, увеличены. Просил признать за Министерством обороны РФ право собственности на улично-дорожную сеть автомобильной дороги от старого КПП (координаты: 56.823330, 59.403645) до КПП (координаты 56.833631, 59.404216),длиной 1 км200 м, обязать Министерство обороны РФ зарегистрировать право собственности, организовать приведение улично-дорожную сеть данной автодороги в соответствии с требованиями ГОСТов в течение 3-х месяцев после регистрации права собственности. От исковых требований к ответчикам администрации Дружининского городского поселения, администрации Нижнесергинского муниципального района, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ отказался, производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Нижнесергинского района Зяблов Д.А. исковые требования поддержал. Пояснил, что на указанном участке дороги происходят ДТП систематически, в том числе в 2023 году со смертельным исходом, в виду неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети. Наименование данной улично-дорожной сети отсутствует, на балансе ни у кого она не состоит. Данная улично-дорожная сеть находится в границах земельного участка, находящегося во владении Министерства обороны РФ, земельный участок в собственности Министерства обороны РФ. На собственнике лежит обязанность его содержать. Данная улично-дорожная сеть в непосредственной близости к г.Нижние Серги-3, в настоящее время Новые Серги. Это единственное средство доступа к населенному пункту и заводу 1015 ЗРВТИ, являющемуся предприятием оборонного комплекса.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ Херувимова М.А. иск не признала. Считала, что истец неправильно применяет нормы материального права. Все имущество Министерства обороны РФ является федеральной собственностью, обязать зарегистрировать право собственности нельзя. Улично-дорожная сеть создается органами местного самоуправления для развития населенного пункта. У Министерства обороны РФ нет полномочий зарегистрировать право собственности, оно только управляет имуществом. Улично-дорожная сеть не является объектом недвижимости, и объектом капитального строительства. Данная улично-дорожная сеть находится на территории бывшего военного городка, который в настоящее время является высвобожденным с 2018 года, и не используется для нужд Министерства обороны РФ и не может обслуживаться. Считала, что данные вопросы относятся в вопросам местного значения, к полномочиям органов местного самоуправления. На территории данного земельного участка остались остатки складов, которые вывозятся, включены в план на списание. Земельный участок также предпринимаются попытки передать в муниципальную собственность, но в настоящее время получены отрицательные ответы. За установлением сервитута к ним никто не обращался. Просила в удовлетворении иска отказать.

Также Херувимова М.А. как представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ поддержала возражения ответчика, просила в иске отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, администрация Дружининского городского поселения в судебное заседание не явилось. В отзыве указало, что г.Нижние Серги не является населенным пунктом и не входит в состав Дружининского городского поселения. Город Нижние Серги-3 – высвобожденный военный городок расположен на земельном участке с кадастровым номером 66:16:1401001:49, в 2020 году осуществлена передача данного участка в собственность Дружининского городского поселения, право собственности зарегистрировано 19.03.2021 года, однако населенный пункт с установленными границами не образовывался. Юридический статус г.Нижние Серги-3 не определен, ни в одном нормативно-правовом акте не содержится информации о нем и о территориальной принадлежности. В настоящее время определено предполагаемое наименование с установленными координатами поселок городского типа Новые Серги, но до сих пор вопрос об установлении статуса административно- территориальной единицы не решен и находится на рассмотрении законодательного собрания Свердловской области. К вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности городского поселения. В реестрах автомобильных дорог спорный объект не значится. (т.1 л.д.234-235). Оставило решение по иску на усмотрение суда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, администрация Нижнесергинского муниципального района в судебное заседание не явилось, извещено. В отзыве указало, что г.Нижние Серги-3 в составе Дружининского городского поселения отсутствует. К вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. г.Нижние Серги-3 в составе административно-территориальной единицы «Нижнесергинский муниципальный район» отсутствует. В реестре муниципальной собственности Нижнесергинского муниципального района автомобильной дороги по указанному направлению на земельном участке с кадастровым номером 66:68:280001:143 нет и не может быть. (т.2 л.д.8-9)

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора АО «1015 ЗРВТИ» в судебное заседание не явилось, извещено. В отзыве указало, что предприятие выполняет государственный оборонный заказ, что связано с перевозками военной и специальной техники по автомобильной дороге по направлению г.Нижние Серги-3 до АО «1015ЗРВТИ», расположенной на земельном участке с кадастровым номером 66:686280001:143. На балансе АО «1015ЗРВТИ» данная автомобильная дорога не состоит. Дорога находится в критическом состоянии, ремонт не проводился более 20 лет. (т.2 л.д.29)

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Управление Росреестра по Свердловской области, МО МВД России «Нижнесергинский» в судебное заседание не явились, извещены.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из рапорта старшего помощника прокурора Нижнесергинского района Карева С.В. следует, что им изучена оперативная сводка о преступлениях и происшествиях, сообщения о которых поступили в дежурную часть МО МВД России «Нижнесергинский» с 03.10.2023 по 04.10.2023, установлено, что 03.10.2023 года в 16 ч34 мин в МО МВД России «Нижнесергинский» поступило сообщение о том, что 02.10.2023 года в 16 ч 30 мин в г.Нижние Серги-3 произошло ДТП с пострадавшим, машинист катка, двигаясь по ул.Лесная в сторону ул.Космонавтов в г.Нижние Серги-3 в районе бывшего КПП не справился с управлением, допустил столкновение с препятствием (бетонный забор), от полученный повреждений скончался. (т.1л.д.20).

В информационном письме от 25.01.2023 года МО МВД России «Нижнесергинский» прокурору Нижнесергинского района сообщает, что при обследовании места ДТП было выявлено, что в полосе отвода имеются посторонние предметы, не относящиеся к элементам обустройства автодороги. В адрес главы Дружининского городского поселения был направлен запрос, в ответе на который администрацией сообщено, что автодорога, проходящая от автодороги подъезд к г.Нижние Серги-3 до завода ЗРВТИ, находящегося в г.Нижние Серги-3 на территории Дружининского городского поселения, отсутствует. Автодорога располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 66:58:2801001:143 (земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) с видом разрешенного использования «для государственных нужд», правообладатели Россия, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. В ответе от 12.01.2023 года ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» сообщило, что данный объект не стоит на балансовом учете, не закреплялся за учреждением распорядительными актами(т.1л.д.25)

Согласно протоколу осмотра от 21.11.2023 года, составленному старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России "Нижнесергинский" Опариным А.В., автодорога, проходящая от автодороги подъезд к г.Нижние Серги-3 до завода (ЗРВТИ) грунтовая, с образованием уплотненного снежного покрова, в полосе отвода имеются посторонние предметы, не относящиеся к элементам обустройства автодороги, отсутствуют знаки 1.12.1. и 1.12.2 (Опасные повороты). В нарушение требований п.4 раздела 5, раздела 6.2. ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.», в нарушение требования п. 5.2.15 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». (т.1 л.д.26).

Согласно ответу администрации Дружининского городского поселения в МО МВД России «Нижнесергинский» от 25.12.2022 года автодорога, проходящая от автодороги подъезд к г.Нижние Серги-3 до завода (ЗРВТИ), находящегося в г.Нижние Серги-3 на территории Дружининского городского поселения в реестре имущества, находящегося в собственности Дружининского городского поселения отсутствует. (т.1 л.д.28).

В письме от 27.12.2022 года начальник Госавтоинспекции МО МВД России «Нижнесергинский» указывает начальнику ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» на необходимость ликвидировать недостатки дороги в соответствии с требованиями ГОСТов. (т.1 л.д.29). В ответе на указанное письмо ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» указало на отсутствие данного объекта на балансе и отсутствие полномочий по принятию решения в отношении данного объекта. (т.1 л.д.30)

Прокуратурой Свердловской области 13.09.2023 года поручено прокурору Нижнесергинского района провести надзорные мероприятия за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе указано на то, что в АО «1015 ЗРВТИ» выявлен ряд проблемных вопросов в деятельности предприятия, в том числе ненадлежащее состояние подъездных путей.(т.1 л.д.31-32).

В письме в Прокуратуру Свердловской области от 29.06.2023 года АО «1015ЗРВТИ» указывает на то, что подъездные пути к предприятию находятся в критическом состоянии, ремонт не проводился более 20 лет. На балансе предприятия подъездные пути не состоят. (т.1 л.д.33).

Из протокола осмотра от 16.06.2023 года составленного старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России "Нижнесергинский" Опариным А.В., следует, что осмотрен участок автодороги от автодороги подъезд к г.Нижние Серги-3 до завода (ЗРВТИ). При обследовании выявлено, что в полосе отводы имеются посторонние предметы, не относящиеся к элементам обустройства автодороги в нарушение раздела 5 ГОСТ Р 50597-2017. Перед кривой в плане отсутствуют знаки 1.12.1. и 1.12.2 (Опасные повороты) в нарушение требований п.5.2.15 ГОСТ Р 52289-2019, раздела 6.2. ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в нарушение требования п. 5.2.15 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». На примыканиях отсутствуют знаки приоритета 2.1 Главная дорога, 2.4 Уступи дорогу, в нарушение п.5.3.2., п.5.3.6. ГОСТ Р 52289-2019, раздела 6.2. ГОСТ Р 50597-2017. На всем протяжении участка автодороги многочисленные выбоины глубиной до 11 см, шириной до 98 см, длиной до 170 см, дефект обочины в виде занижения обочины до 10,5 см, в нарушение требований раздела 4, 5.2 ГОСТ Р 50597-2017, п.п. «е», п.1 раздела 6 главы IV Приказа Министерства транспорта РФ №402 от 16.11.2012 «ОБ утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (т.1 л.д.39-40).

Прокуратурой Нижнесергинского района 26.09.2023 года направлено Главе Дружининского городского поселения требование о предоставлении необходимых документов относительно вышеуказанной автодороги (т.1 л.д.45-46). В ответе от 29.09.2023 года глава Дружининского городского поселения предоставил копии истребуемых документов, а также указал на то, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. (т.1 л.д.47-48).

Согласно выписке из ЕГРП земельный участок с кадастровым номером: 66:58:2801001:143 с видом разрешенного использования – для государственных нужд, граница земельного участка не установлена, правообладатели – ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений», вид права: постоянное (бессрочное) пользование, собственник – Россия.(т.1 л.д.226-230)

Из пояснений лиц, участвующих в судебном заседании, следует, что спорный участок улично-дорожной сети, находится на вышеуказанном земельном участке.

Как следует из письма от 13.06.2012 года в администрацию Дружининского городского поселения, объекты недвижимого имущества военного городка Нижние Серги-3, подлежащие передаче в муниципальную собственность Дружининского городского поселений расположены на земельном участке общей площадью 486 га. Указанный участок используется в том числе для размещения действующей военной части 30992. В связи с чем передача объектов социальной инфраструктуры возможна после межевания земельного участка под объектами, используемыми для нужд Минобороны России. (т.1 л.д.62).В представленном проекте организации дорожного движения на улично-дорожной сети Дружининского городского поселения, р.п.Солдатка, п.Лазоревый, г.Нижние Серги-3 спорный участок улично-дорожной сети также отсутствует, что следует из пояснений сторон. (т.1 л.д.73-157).

В материалы дела представлен приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 15.03.2019 года о прекращении права постоянного бессрочного пользования войсковой части 28114 на земельный участок с кадастровым номером 66:58:2801001:143 площадью 6479913 кв.м. с разрешенным использованием- для государственных нужд, с местоположением: Свердловская обл, г.Первоуральск. Предоставить на праве постоянного бессрочного пользования ФКГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ указанный участок. (т.1 л.д.159).

Приказом заместителя Министра обороны РФ №658 от 13.09.2016 года переданы объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность Дружининского городского поселения: здание столовой, дороги протяженностью 6888 м, сети водопровода, сети канализации, сети теплоснабжения. (т.1 л.д.160-162).

Также объекты недвижимого имущества были переданы Дружининскому городскому поселению на основании Приказа Министра обороны РФ от 14.04.2012 года №894 согласно перечню (т.1 л.д.171-188), в который входят квартиры.

В ответе прокурору Нижнесергинского района от 15.01.2024 года Военной прокуратуры Екатеринбургского гарнизона указано на то, что имеющееся на земельном участке сооружение является дорогой общего пользования и относится к категории местного значения. (т.1 л.д.192).

Таким образом, в постоянном бессрочном пользовании ФКГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ находится земельный участок с кадастровым номером 66:58:2801001:143 площадью 6479913 кв.м.

В соответствии с уставом предметом и целями деятельности ФКГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил, учредителем является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ (п.3,п.12). (т.2л.д.132)

Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании проводится работа по передаче органам местного самоуправления земельного участка в виду не осуществления на нем деятельности Министерством обороны. (т.1 л.д.198-199, 203,204-206)

Согласно представленной ответчиком служебной записке начальника отдела расквартирования А.П. Стульнева начальнику отдела правовой экспертизы документов по имущественным вопросам, представленной представителем ответчика, военный городок №1 расположенный по адресу: Свердловская область, г.Нижние Серги высвобожден и внесен в список объектов недвижимого военного имущества, необходимость использования которых в интересах войск (сил) Центрального военного округа отсутствует по состоянию на 01.03.2024. (т.2 л.д.22).

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

В соответствии со ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п.п.71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны России осуществляет следующие полномочия: осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

В соответствии с п.п.60, 68 п.70 вышеуказанного Положения Министерство обороны Российской Федерации организует содержание, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог необщего пользования Минобороны России и контроль за организацией технического прикрытия автомобильных дорог оборонного значения, а также управление движением на автомобильных дорогах в случаях, определенных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов.

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений,

Статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена классификация автомобильных дорог в зависимости от их значения на 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны Российской Федерации и осуществлением дорожной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации регулирует Наставление по организации дорожной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденное Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2018 N 750

Пунктом 6 вышеуказанного Наставления определено, что дорожная деятельность в Вооруженных Силах - деятельность, связанная с использованием автомобильных дорог для нужд обороны.

Согласно п.97 вышеуказанного Наставления дорожные работы могут выполняться только на автомобильных дорогах, включенных в Перечень дорог в порядке, установленном разделом VI настоящего Наставления.

Пунктом 22 Наставления предусмотрено, что вне зависимости от места расположения автомобильные дороги должны удовлетворять следующим требованиям: располагаться на землях, находящихся в пользовании Министерства обороны; находиться в федеральной собственности; быть принятыми в эксплуатацию в соответствии с законодательными актами, строительными нормами и правилами, стандартами, инструкциями, действовавшими в Российской Федерации в период строительства (реконструкции, капитального ремонта) и приемки в эксплуатацию; использоваться Министерством обороны исключительно для обеспечения собственных нужд.

Пунктами 23,24 указанного Наставления предусмотрено, что отнесение автомобильной дороги, соответствующей требованиям пунктов 19 - 22 настоящего Наставления, к категории автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны осуществляется по следующим основаниям: сдача в эксплуатацию автомобильной дороги, завершенной строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом), заказчиком которого выступало Министерство обороны; передача автомобильной дороги из собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной или частной собственности в федеральную собственность; прием автомобильной дороги на баланс в ходе инвентаризации или других контрольных мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах.

Автомобильные дороги, соответствующие требованиям пунктов 19 - 22 настоящего Наставления, подлежат включению в Перечень автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны в порядке, установленном разделом VI настоящего Наставления.

В соответствии с п.32 вышеуказанного Наставления включение автомобильной дороги в Перечень дорог является основанием для ее закрепления на праве оперативного управления за УДХ в порядке, установленном в Министерстве обороны.

Из представленных в судебное заседание доказательств следует, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, как указал истец, улично-дорожная сеть автомобильной дороги от старого КПП (координаты: 56.823330, 59.403645) до КПП (координаты 56.833631, 59.404216), длиной 1 км200 м, с кадастровым номером 66:58:2801001:143 имеет вид разрешенного использования - для государственных нужд. Правообладателями земельного участка являются на праве собственности – Россия, на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» (т.1 л.д.226-230).

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Как следует из пояснений истца и ответчика, письменных отзывов лиц, участвующих в деле, спорный объект как накатанная дорога используется для проезда в населенный пункт г.Нижние Серги-3, а также АО «1015ЗРВТИ» неопределенным кругом лиц, дорога не находится на балансе Дружининского городского поселения, и не находится на балансе Нижнесергинского муниципального района, юридический статус г.Нижние Серги-3, являющегося высвобожденным военным городком, в настоящее время не определен. Земельный участок, на котором находится вышеуказанный населенный пункт расположен на земельном участке с кадастровым номером 66:16:1401001:49 – земли особо охраняемых территорий и объектов, в 2020 году на него зарегистрировано право собственности Дружининского городского поселения.

Из отзыва администрации Дружининского городского поселения следует, что в настоящее время определено предполагаемое наименование с установленными координатами поселок городского типа Новые Серги, между тем вопрос об установлении статуса административно-территориальной единицы не решен и находится на рассмотрении в Законодательном собрании Свердловской области.

Спорный объект в реестрах автомобильных дорог не значится, как объект транспортной инфраструктуры не определен, не определена его категория, статус.

Между тем, в соответствии с п.3.37 СП 42.1330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» улично-дорожная сеть – это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения транспорта и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Согласно представленному ответчиком ответу от 22.07.2024 года №631 ФГКУ «Центральное управление дорожного хозяйства Министерства обороны РФ» спорная дорога за ФГКУ «Центральное управление дорожного хозяйства» Министерства обороны РФ не закреплена, на балансовом учете не числится. (т.2 л.д.124)

Военный городок г.Нижние Серги-3, в настоящее время является высвобожденным, что лицами, участвующими в деле не оспаривалось, кроме того, ответчиком представлен приказ командующего войсками Центрального военного округа от 22.08.2018 г о создании комиссии по расформированию склада (снабжения и вооружения военного округа, 1 разряда) (г.Нижние Серги-3, Свердловской области) войсковой части 58661.(т.2 л.д.121). Какой-либо деятельности на земельном участке Министерство обороны РФ не ведет, что следует из пояснений представителя ответчика и не опровергнуто истцом в судебном заседании. Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, на территории остались только остатки складов на списание. Для собственных нужд Министерства обороны РФ данный земельный участок не используется, доказательств иного не представлено.

То обстоятельство, что АО «1015ЗРВТИ» исполняет оборонный заказ, не подтверждает осуществление деятельности ответчиком Министерством обороны РФ на земельном участке, на котором расположен спорный объект.

В соответствии с п.п.18,19 Наставления по организации дорожной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2018 N 750 Автомобильные дороги в зависимости от их места расположения подразделяются на: подъездные автомобильные дороги; полигонные автомобильные дороги. К подъездным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, обеспечивающие проезд транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к объектам военной инфраструктуры, кроме автомобильных дорог: улично-дорожной сети военных городков; расположенных на территории обособленно размещенных объектов военной инфраструктуры; расположенных на территории служебно-технической застройки и летных полей аэродромов; обеспечивающих транспортную доступность организаций Вооруженных Сил, осуществляющих приносящую доход деятельность.

Подъездные автомобильные дороги: на своей протяженности не могут иметь съездов и/или примыканий к объектам, не относящимся к ведению Министерства обороны, или иным образом использоваться для движения транспортных средств неограниченного круга лиц; в месте их примыкания к автомобильным дорогам общего пользования оборудуются дорожным знаком "Движение запрещено" с табличкой "Кроме транспортных средств Министерства обороны Российской Федерации".

Таким образом, учитывая, что спорный объект как объект транспортной инфраструктуры не определен, не определена его категория, статус, земельный участок, на котором расположен данный объект улично-дорожной сети, находящийся в собственности Российской Федерации, не используется для нужд Министерства обороны Российской Федерации, военный городок г.Нижние Серги-3 является высвобожденным, спорной дорогой в настоящее время пользуется неограниченное число лиц, в том числе жителей населенного пункта, законных оснований для признания за Министерством обороны РФ права собственности на улично-дорожную сеть автомобильной дороги от старого КПП (координаты: 56.823330, 59.403645) до КПП (координаты 56.833631, 59.404216),длиной 1 км. 200 м, обязании ответчика зарегистрировать право собственности, организовать приведение улично-дорожную сеть данной автодороги в соответствии с требованиями ГОСТов суд не усматривает.

В удовлетворении иска прокурора Нижнесергинского района Свердловской области к Министерству обороны РФ надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на улично-дорожную сеть, обязании совершить действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижнесергинский районный суд.

Судья Ю.Г.Шторх

2-394/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Нижнесергинского района
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
Управление Росреестра по Свердловской области
Администрация Нижнесергинского муниципального района
АО "1015 завод по ремонту военно-технического имущества"
Администрация Дружининского городского поселения
МО МВД "Нижнесергинский"
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральскиое территориальное управление имущественных отношений "Министерства обороны РФ
Суд
Нижнесергинский районный суд Свердловской области
Судья
Шторх Юлия Геннадьевна
Дело на сайте суда
nizhneserginsky.svd.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
08.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.05.2024Предварительное судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее