г. Сыктывкар УИД 11RS0007-01-2022-000433-93
Дело № 33-299/2023 г. (№2-319/2022 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Батовой Л.А., Сироткиной Е.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2023 года дело по апелляционной жалобе Кузьминой Татьяны Анатольевны на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 25 октября 2022 года, по которому:
в удовлетворении исковых требований Кузьминой Татьяны Александровны к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Вуктыла» о признании права на получение денежной компенсации и обязании выплаты денежной компенсации – отказано,
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия
установила:
Кузьмина Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Вуктыла» о признании права на получение денежной компенсации (социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных и жилищных услуг) с даты прекращения выплаты компенсации и возложении обязанности выплатить денежную компенсацию с <Дата обезличена>.
Представители ГБУ РК «ЦСЗН г. Вуктыла» в судебном заседании иск не признали.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Кузьмина Т.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и дополнений к ней на основании пункта 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы и дополнений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью часть 3 статьи 160 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ, действовавшей до 01.01.2022) компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В Республике Коми предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая инвалидов, осуществляется в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
Порядок реализации положений Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в части осуществления полномочий по предоставлению мер социальной поддержки установлен постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (далее – Правила).
Пунктом 18 Правил (ранее – пункт 20), в редакции, действующей в период спорных правоотношений, определены обстоятельства, наступление которых влекло за собой прекращение перечисления компенсации.
Так, в силу подпункта «в» подпункта 2 таким обстоятельством признавалось наличие у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнение условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РК от 12.04.2022 № 180 с 01.01.2022 указанный подпункт исключен и в подпункт 1 пункта 18 введен новый подпункт «е», согласно которому перечисление компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: наличие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
В соответствии с пунктом 23 Правил необходимые сведения в учреждения социальной защиты населения предоставляются организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги населению и (или) осуществляющими начисление платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании заключенных договоров об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в электронном виде. Предоставляемые сведения содержат информацию о сумме задолженности.
Пункт 21 Правил (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) предусматривал возможность наличия уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Судом установлено, что Кузьмина Т.А. является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по жилому помещению, расположенному по адресу: <Адрес обезличен>, в котором проживает на основании договора социального найма жилого помещения.
В <Дата обезличена> по информации, представленной ресурсоснабжающими организациями, у Кузьминой Т.А. имелась задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по вышеуказанному жилому помещению, в связи с чем на основании решения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> выплата денежной компенсации компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг была прекращена с <Дата обезличена>.
По сведениям, представленным по запросу суда ООО «...» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, задолженность по жилому помещению, расположенному по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на <Дата обезличена> составляла ... руб. В <Дата обезличена> года оплачена сумма в размере ... руб., списана сумма задолженности по сроку исковой давности в размере ... руб. и пени в размере ... руб.
По состоянию на <Дата обезличена> задолженности за коммунальные услуги перед ООО «...» по данному лицевому счету не имеется.
При обращении в суд с иском истец указала, что самостоятельно погасила задолженность перед ООО «...».
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 160 ЖК РФ, положениями Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, исходил из факта наличия у Кузьминой Т.А. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что и явилось законным основанием к прекращению выплаты компенсации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, находя несостоятельными доводы апелляционной жалобы истца.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней Кузьмина Т.А. указывает, что на основании состоявшихся судебных актов у нее отсутствовала обязанность по оплате коммунальных услуг.
Вместе с тем, решения Вуктыльского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> гражданскому делу <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен> (с учетом определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от <Дата обезличена>), от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен>, вступившие в законную силу, не свидетельствуют об отсутствии обязанности истца по внесению платы за оказанные коммунальные услуги.
Указанными решениями установлена незаконность действий ресурсоснабжащих организаций по направлению платежных документов и получению платежей за оказанные коммунальные услуги, а также признан незаконным и расторгнут договор теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения от <Дата обезличена> между ООО «...» и Кузьминой Т.А.
Однако обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора в соответствии со статьями 153, 154 ЖК РФ. Данная обязанность предусмотрена и договором социального найма жилого помещения от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, заключенным между Комитетом по управлению имуществом муниципального района «Вуктыл» и Кузьминой Т.А.
Кузьмина Т.А. знала о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, однако мер к погашению задолженности или её оспариванию не приняла.
Кроме того, оплатив задолженность, истица признала правомерность ее начисления.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца и не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 56 и 67 ГПК РФ, а потому выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене данного решения.
При рассмотрении ФИО3 судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 25 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузьминой Татьяны Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение составлено 23.01.2023