Дело № 2а-1094/2022
76RS0016-01-2021-007823-55
изготовлено 11.04.2022.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2022 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе судьи Ю.А. Шумиловой,
при секретаре Хомченко Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Арестенка Александра Владимировича к Министерству здравоохранения РФ, Департаменту здравоохранения г. Москвы, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, ГБУЗ г. Москвы "Консультативно-диагностическая поликлиника № 121 Департамента здравоохранения г. Москвы" о признании незаконными действий (бездействий),
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия административных ответчиков, выразившиеся в незаконном включении в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сведений о проведении 23.11.2021 административному истцу вакцинации препаратом «Спутник Лайт Векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (Россия)», в формировании сертификата о вакцинации от COVID-19 № 1000 3340 6101 9551 от 23.11.2021, а также удалить сведения о данном сертификате из федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ).
В обоснование иска указано, что 23.11.2021г. истец на электронную почту получил электронное сообщение, содержащее недостоверные сведения о пройденной им вакцинации 23.11.2021г.
В судебном заседании стороны, заинтересованные лица, участия не принимали, ответчики направили в суд письменные возражения.
Дело постановлено рассмотреть в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В части требований к Минздраву России, суд установил следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.
В соответствии с частью 1 статьи 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее также - единая система, ЕГИСЗ).
Согласно подпункту «е» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения») (далее - Постановление № 140, Положение о единой системе) единая система включает в себя в том числе подсистему ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и санаторно-курортного лечения.
Подпунктом «а» пункта 18 Положения о единой системе установлено, что специализированные регистры пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан и реестры медицинской документации обеспечивают, в том числе ведение информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктами 42, 43 Положения о единой системе определено, что Министерство здравоохранения Российской Федерации является оператором единой системы и обеспечивает следующие функции:
а) функционирование единой системы, включая работоспособность
программных и технических средств единой системы;
б) эксплуатацию и развитие единой системы, в том числе в части
сопровождения технического и программного обеспечения единой системы;
в) прием, хранение и предоставление данных единой системы, а также проверку
представляемых в единую систему сведений в соответствии с требованиями,
устанавливаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации;
г) целостность и доступность данных единой системы для участников
информационного взаимодействия;
д) защиту информации, создаваемой и обрабатываемой в рамках
функционирования единой системы, в соответствии с требованиями,
установленными законодательством Российской Федерации;
е) управление доступом участников информационного взаимодействия;
ж) подключение и (или) предоставление доступа к единой системе
информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона,
с использованием единой системы идентификации и аутентификации в случаях,
установленных Федеральным законом, при условии соблюдения участниками
информационного взаимодействия установленных нормативными правовыми актами
Российской Федерации требований по защите информации;
з) обязательность учета и регистрации всех действий и идентификации всех
участников, связанных с обработкой персональных данных при взаимодействии
информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона,
с единой системой;
и) технологическое и иное взаимодействие единой системы с информационными системами;
к) создание и функционирование сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе для оперативного взаимодействия и информирования участников информационного взаимодействия, размещения методических материалов и иных документов по вопросам функционирования единой системы;
л) методическую поддержку по вопросам технического использования и информационного наполнения единой системы;
м) формирование и ведение справочников для внесения сведений в единую систему в структурируемом виде, в том числе на основе порядков оказания медицинской помощи в части требований к штатным нормативам и оснащению медицинских организаций, а также государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
Вместе с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 373 утверждены Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Постановление № 373, Временные правила).
Временные правила устанавливают порядок учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) посредством ведения информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - информационный ресурс (COVID-19), в том числе представления в него информации.
Согласно подпункту «г» пункта 2 Временных правил в информационном ресурсе (COVID-19) ведется, в том числе, учет информации о лицах, иммунизированных с использованием вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции.
Ведение информационного ресурса (COVID-19) осуществляется с использованием ЕГИСЗ (пункт 2(1) Временных правил).
Согласно пункту 3 Временных правил информационный ресурс (COVID-19) включает в себя федеральный и региональные сегменты.
При этом пунктом 3 Постановления № 373 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья постановлено обеспечить ведение регионального сегмента информационного ресурса (COVID-19).
Информация, размещенная в региональном сегменте информационного ресурса (COVID-19), включается в автоматическом режиме в федеральный сегмент информационного ресурса (COVID-19) (пункт 8 Временных правил).
Пунктом 6 Временных правил установлено, что представление информации в региональный сегмент информационного ресурса (COVID-19) осуществляется следующими организациями (далее - поставщики информации):
а) медицинские организации;
б) территориальные органы Федерального медико-биологического агентства;
в) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации;
г) Министерство транспорта Российской Федерации;
д) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека;
е) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере
охраны здоровья;
ж) операторы специализированных сайтов и мобильных приложений
по вопросам иммунизации или использования вакцин для профилактики новой
коронавирусной инфекции (COVID-19);
з) оператор системы мониторинга движения лекарственных препаратов
для медицинского применения;
и) органы исполнительной власти и организации, обеспечивающие формирование перечня медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 данных Временных правил.
В свою очередь, Постановлением № 373 Министерство здравоохранения Российской Федерации определено как оператор информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - информационный ресурс (COVID-19) и обеспечивает:
а) ведение информационного ресурса (COVID-19) в соответствии
с законодательством Российской Федерации об информации, информационных
технологиях и защите информации;
б) разработку и согласование с федеральными органами исполнительной
власти, являющимися поставщиками информации, регламентов передачи
в защищенном виде сведений, представляемых по запросам оператора
информационного ресурса (COVID-19);
в) разработку и доведение до всех заинтересованных лиц инструкций и форм,
по которым осуществляется представление информации в информационный ресурс
(COVID-19);
г) координацию представления информации в информационный ресурс
(COVID-19);
д) защиту информации, содержащейся в информационном ресурсе (COVID-19),
в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой безопасности
Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному
контролю;
е) установление требований к организации и мерам защиты информации,
содержащейся в информационном ресурсе (COVID-19);
ж) предоставление доступа к информационному ресурсу (COVID-19)
с разграничением соответствующих прав доступа;
з) методическую поддержку по вопросам технического использования
и информационного наполнения информационного ресурса (COVID-19)
(пункт 12 Временных правил).
Таким образом, ведение регионального сегмента информационного ресурса (COVID-19) обеспечивается соответствующими органами государственной власти субъектов на основании информации, представляемой поставщиками информации.
Информация размещается в региональном сегменте и включается в федеральный сегмент в автоматическом режиме.
Среди полномочий Оператора информационного ресурса (COVID-19), определенных пунктом 43 Положения о единой системе и пунктом 12 Временных правил, отсутствуют полномочия по самостоятельному исключению из информационного ресурса (COVID-19) сведений о вакцинации гражданина, а также по их самостоятельной корректировке.
Таким образом, Минздрав России является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В части требований к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, суд установил следующее.
Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Минцифры России Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных
ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, выработке государственной политики по стимулированию спроса на отечественную радиоэлектронную продукцию гражданского назначения и программное обеспечение, а также государственной политики в сфере развития и поддержки российской электронной продукции и программного обеспечения, в том числе при реализации мер поддержки проектов разработки, внедрения и использования информационно-телекоммуникационных решений, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере литературной деятельности и сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 Закона № 210-ФЗ, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 Закона № 210-ФЗ, предназначенным для распространения с использованием сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»
Как указано в Положении о ЕПГУ на ЕПГУ реализуется возможность подачи заявки и получения результата государственной и (или) муниципальной услуги (функции).
Пунктом 2 Постановления № 861 и пунктом 2 Положения о ЕПГУ определено, что Министерство является оператором ЕПГУ.
Пунктом 15 Положения о ЕПГУ определено, что предоставляющие услуги и (или) рассматривающие сообщения, обращения органы и учреждения (организации) обеспечивают:
а) достоверность предоставляемой заявителю информации о ходе рассмотрения сообщения, обращения, заявления и результатов предоставления услуги, рассмотрения сообщения, обращения в электронной форме;
б) целостность, сохранность и неизменность передаваемой на ЕПГУ информации о ходе рассмотрения сообщения, обращения, заявления и результатов предоставления услуги, рассмотрения сообщения, обращения до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 452 Министерство возложена обязанность обеспечить возможность хранения и отображения в личном кабинете физического лица на ЕПГУ, в том числе с применением мобильного приложения, использующего федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», информации о физическом лице с возможностью проверки ее подлинности, а также с возможностью отображения такой информации на смартфоне в виде QR-кода, в том числе в составе сведений о результатах иммунизации лиц с использованием вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - COVID-19), полученные от Минздрава России.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 373 Минздрав России определен оператором информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения COVID-19 (далее - информационный ресурс COVID-19).
Пунктом 14 Состава сведений и сроков предоставления информации в региональный сегмент информационного учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являющегося приложением к Правилам (далее - Приложение), установлено кто должен предоставлять сведения о лицах, иммунизированных с использованием вакцин для профилактики COVID-19 в региональный сегмент информационного ресурса COVID-19.
Так общую и медицинскую информацию, в том числе информацию об иммунизации вакцинами для профилактики COVID-19, предоставляют медицинские организации (подпункты «а», «д», «е», «з» пункта 14 Приложения).
При этом под общей информацией, в рамках пункта 14 Приложения, понимается следующая информация:
фамилия, имя, отчество (при наличии);
дата рождения;
пол;
гражданство (при отсутствии указывается «лицо без гражданства»);
адрес фактического места жительства (пребывания) (указывается со слов пациента);
регистрация по месту жительства (пребывания) (указывается на основании документа, удостоверяющего личность);
СНИЛС (при наличии);
полис ОМС (при наличии) или договор страхования жизни и здоровья (при наличии);
документ, удостоверяющий личность гражданина, иностранного гражданина или лица без гражданства (указываются серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность);
абонентский номер подвижной радиотелефонной связи.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации, в том числе норм Положения о ЕПГУ и Постановления № 861, следует прийти к выводу, что на ЕПГУ реализуется техническая возможность подать заявку на получение услуги и получить результат оказания этой услуги. В свою очередь порядок предоставления услуги (функции), состав административных действий, совершаемых при оказании услуги (функции), порядок предоставления результата оказанной услуги (функции) и иные особенности определяется органом (организацией), непосредственно ответственным за оказание услуги (функции). Этот же орган (организация) и несет ответственность за корректное и законное предоставление государственной и (или) муниципальной услуги (функции).
ЕПГУ является витриной данных, поступающих от Минздрава России, которые в неизменном виде отображаются в личном кабинете физического лица на ЕПГУ.
Материалами дела установлено, что в отношении Арестенка А.В. проведена проверка службой технической поддержки ЕПГУ, в ходе которой установлено, что в личном кабинете Арестенка А.В. на ЕПГУ отображаются сведения о вакцинации другого гражданина.
Отображение некорректных сведений произошло в виду некорректной логики верификации документов, удостоверяющих личность граждан, выразившейся в том, что при попытке идентифицировать пользователя ЕПГУ, ЕПГУ отправлял уведомление о вакцинации пользователям с совпадающими фамилией, именем, отчеством и датой рождения, без направления документов и (или) данных, позволяющих идентифицировать гражданина (паспорт гражданина, иностранного гражданина или лица без гражданства и (или) СНИЛС).
В части требований к ГБУЗ г. Москвы "Консультативно-диагностическая поликлиника № 121 Департамента здравоохранения г. Москвы", суд установил следующее.
Согласно представленных суду журналов ГБУЗ «КДП №121 ДЗМ» учета профилактических прививок «Спутник Лайт» за 23.11.2021, Арестенок А.В. не был вакцинирован вакциной против коронавируса «Спутник Лайт» в ГБУЗ «КДП №121 ДЗМ», запись о факте иммунизации в журналах отсутствует.
Таким образом, ГБУЗ «КДП №121 ДЗМ» не имеет правовых оснований, а равно и технических и функциональных возможностей для внесения общей и медицинской информации о пациенте, в том числе информации об иммунизации вакцинами для профилактики COVID-19 предусмотренной подпунктами «а», «д», «е», «з» пункта 14 Приложения к Временным правилам учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в отношении Арестенка А.В. в федеральный и региональный сегмент информационного ресурса (COVID-19).
С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств дела, в судебном заседании на дату судебного рассмотрение установлено отсутствие каких-либо нарушений прав и законных интересов административного истца, по состоянию на 17.02.2022 службой технической поддержки ЕПГУ осуществлены необходимые мероприятия для корректного отображения сведений в личном кабинете Арестенка А.В. на ЕПГУ, в результате которых данные о вакцинации от COVID-19 и данные об электронном сертификате вакцинированного против COVID-19 личном кабинете Арестенка А.В. на ЕПГУ отсутствуют.
Совокупность условий для удовлетворения требований Арестенка А.В. не установлена, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия.
Руководствуясь ст.ст.89, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░ № 2░-1094/2022
76RS0016-01-2021-007823-55
░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
(░░░░░░░░░░░░ ░░░░░)
06 ░░░░░░ 2022 ░. ░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░,
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.,
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░ ░. ░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 121 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░),
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.89, 175-180 ░░░ ░░, ░░░
░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░