УИД: № 11RS0008-01-2022-000965-93 Дело № 2а-788/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сосногорск, Республика Коми 05 июля 2022 года
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Попковой Е.Н.,
при секретаре Ксендзовой О.Б.,
с участием помощника прокурора г. Сосногорска Абдуллиной В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Троицко-Печорского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск» о возложении обязанности,
установил:
прокурор Троицко-Печорского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просил с учетом уточнений обязать администрацию муниципального образования городское поселение «Троицко-Печорск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: 1) организовать вывоз крупногабаритного мусора на территории ГП «Троицко-Печорск» по адресам: кв. Южный, район дома № 6, 2 арка; кв. Южный, район дома № 6, со стороны незавершенного строительного объекта; кв. Южный, район дома № 6, 4 арка; ул. Зеленая, район дома № 2; кв. Южный, район домов №№ 9, 10; ул. Космонавтов, в районе дома № 5 - ул. Коммунистическая в районе дома № 15; пер. Парминский, в районе дома №7; пересечение ул. Савина и ул. Воинов Интернационалистов, в районе дома № 37; 2) оборудовать площадку для крупно-габаритных отходов в пгт. Троицко- Печорск.
В ходе рассмотрения дела, суд перешел к рассмотрению по правилам КАС РФ, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Территориальный отдел Роспотребнадзора в г.Ухте.
Помощник прокурора г. Сосногорска Абдуллина В.Р., в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить.
Представители ответчика, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, возражений по существу требований не представлено.
Территориальный отдел Роспотребнадзора в г.Ухте. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования прокурора поддержал.
Cудом установлено, что прокуратурой Троицко-Печорского района проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории МО ГП «Троицко-Печорск», по результатам которой установлено, что администрацией городского поселения не приняты меры по оборудованию контейнерных площадок для накопления крупно-габаритного мусора на контейнерных площадках, что повлекло за собой его складирование на следующих контейнерных площадках городского поселения Троицко-Печорск:
- кв. Южный, район дома № 6, 2 арка;
- кв. Южный, район дома № 6, со стороны незавершенного строительного объекта;
- кв. Южный, район дома № 6, 4 арка;
- ул. Зеленая, район дома № 2;
- кв. Южный, район домов №№ 9, 10;
- ул. Космонавтов, в районе дома № 5 ул. Коммунистическая в районе дома № 15;
- пер. Парминский, в районе дома №7, пересечение ул. Савина и ул. Воинов Интернационалистов, в районе дома №37.
В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством российской федерации.
Аналогичные требования предусмотрены ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Соответственно места несанкционированного размещения отходов производства и потребления подлежат ликвидации.
Статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 9-10 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Постановлением Правительства РК от 15.06.2017 № 302 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми.
Согласно ст. 4.1 и 4.2 Порядка накопление (складирование) крупногабаритных отходов (далее - КГО) осуществляется потребителями в местах (на площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой, с соблюдением экологических и санитарных норм и правил. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО накопление (складирование) КГО осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для накопления (складирования) КГО.
Пунктом 4.7 Порядка установлено, что накопление (складирование) КГО и потенциально опасных отходов осуществляется исключительно в бункеры, предназначенные для накопления КГО и потенциально опасных отходов. Исключается накопление (складирование) КГО и потенциально опасных отходов в контейнерах, бункерах или емкостях, предназначенных для накопления ТКО.
Вывоз КГО и потенциально опасных отходов с мест их накопления осуществляется отдельно от ТКО в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но не реже 1 раза в неделю.
В месте накопления (складирования) КГО и потенциально опасных отходов размещается информация о графике вывоза бункера, сведения об организации, осуществляющей транспортирование от места накопления (складирования).
В нарушение требований ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 4.1. Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми администрацией МО ГП «Троицко-Печорск» свалки крупно-габаритного мусора складированы в границах ГП «Троицко-Печорск» на общественных территориях ГП «Троицко-Печорск», при этом площадки для КГО отсутствуют.
Представление об устранении нарушений законодательства не исполнено, нарушения не устранены, свалки КГО не ликвидированы.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки КГО образовались на земельных участках, расположенных на территории городского поселения Троицко-Печорск, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по надлежащему содержанию, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Непринятие администрацией МО ГП «Троицко-Печорск» мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов приводит к нарушению прав граждан, проживающих и временно находящихся на территории городского поселения, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду гарантированные государством.
В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ суд при принятии решения при необходимости устанавливает порядок и срок его исполнения.
Возражений в части срока административным ответчиком не заявлено, в связи с этим суд полагает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности – до 01.09.2022, полагая данный срок разумным с учетом характера спора и обстоятельств дела.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░-░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░:
- ░░. ░░░░░, ░░░░░ ░░░░ № 6, 2 ░░░░;
- ░░. ░░░░░, ░░░░░ ░░░░ № 6, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░. ░░░░░, ░░░░░ ░░░░ № 6, 4 ░░░░;
- ░░. ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ № 2;
- ░░. ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ №№ 9, 10;
- ░░. ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░ № 5 - ░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ № 15;
- ░░░. ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░ №7;
- ░░░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░ № 37.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░. ░░░░░░░-░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.