№ 2а -166/2018г
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Миллерово 18 января 2018 года
Миллеровский районный суд, Ростовской области в составе:
судьи Шевлюга Е.П.
при секретаре Шевцовой Т.Г.
с участием представителя административного истца Миллеровского межрайонного прокурора Пятицкой С.В.
представителя административного ответчика Васильченко В.В.
в открытом судебном заседании в зале суда рассмотрел гражданское дело по административному исковому заявлению Миллеровского межрайонного прокурора к Администрации Ольхово-Рогского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области о возложении обязанности принять меры по организации на территории муниципального образования «Ольхово-Рогское сельское поселение» Миллеровского района Ростовской области деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд к ответчику с административным иском о возложении обязанности принять меры по организации на территории муниципального образования «Ольхово-Рогское сельское поселение» Миллеровского района Ростовской области деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела. В обоснование своих требований указывает, что Согласно заданию прокуратуры Ростовской области от 20.09.2017 № 7/1- 08/93-2017 «О проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле» межрайонной прокуратурой организована проверка
исполнения органами местного самоуправления законодательства о похоронном деле. В ходе проверки установлено, что на момент ее проведения органами местного самоуправления на территории муниципального образования «Ольхово-Рогское сельское поселение» Миллеровского района Ростовской области специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. По результатам проверки 09.10.2017 главе администрации Ольхово-Рогского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Однако, согласно ответу администрации Ольхово-Рогского сельского поселения от 08.11.2017 специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, конкретные меры, направленные на ее создание, органами местного самоуправления не принимались.
Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан па предоставление услуг по погребению умерших» в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия па погребение.
Согласно ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления, погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федераций похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают Специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх, гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).
Из положений ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют па основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10,2003 № 13Г-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 20 ст. 2 Устава муниципального образования «Ольхово-Рогское сельское поселение» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Как установлено в ходе проверки на территории муниципального образования «Ольхово-Рогское сельское поселение» Миллеровского района Ростовской области специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась.
В ходе проверки администрацией Ольхово-Рогского сельского поселения не представлено доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению.
Отсутствие подобной специализированной службы в МО «Ольхово-Рогское сельское поселение» Миллеровского района Ростовской области нарушает права жителей этого поселения на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг.
В соответствии со ст. 39 К АС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод- и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а. также в других случаях, предусмотренных федеральными" законами.
Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного, пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается- в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.
Прокурор просил, признать незаконным бездействие администрации Ольхово-Рогского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области по непринятию мер по организации на территории муниципального образования. «Ольхово-Рогское сельское поселение» Миллеровского района Ростовской области деятельности, специализированной службы по вопросам похоронного дела. Обязать администрацию Ольхово-Рогского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области принять меры по организации на территории муниципального образования «Ольхово-Рогское сельское поселение» Миллеровского района Ростовской области деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца Миллеровского межрайонного прокурора Пятицкая С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, пояснения дала в рамках административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Администрации Ольхово-Рогского сельского поселения в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме.
Суд, выслушав помощника прокурора Пятицкую С.В., представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Суд пришел к такому выводу по следующему:
Из представления Миллеровского межрайонного прокурора № 7-14-2017 от 09.10.2017 года видно, что прокурор требовал от МО «Ольхово-Рогское сельское поселение» Миллеровского района Ростовской области устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле. (л.д.11-12).
Из письма Администрации Ольхово-Рогского сельского поселения № 83/26/909 от 08.11.2017 года видно, что представление прокурора рассмотрено и привлечен к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения действующего законодательства специалист первой категории Администрации Ольхово-Рогского сельского поселения Дорохов В.Н. (л.д.13).
Из письма Администрации Ольхово-Рогского сельского поселения № 83/26/936 от 24.11.2017 года видно, что администрация Ольхово-Рогского сельского поселения ведет работу по определению специализированной организации - ООО «Коммунальщик» либо МУП «МПО ЖКХ Миллеровский район». В целях исполнения законодательства Администрация Ольхово_Рогского сельского поселения выдает справки гражданам о совместном проживании с умершим и погребении для получения социального пособия на погребение в соответствующих фондах. Кроме того, на территории поселения имеется крупная сельскохозяйственная организация «РЗК Ресурс», которая по договорам аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения предоставляет ритуальные услуги своим арендодателям (л.д.14).
Из устава МО «Ольхово-Роского сельского поселения» видно, что к вопросам местного значения Ольхово-Рогского сельского поселения относится в том числе: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Кроме того, суд принимает признание административным ответчиком исковых требований, так как это не противоречит закону, не нарушает охраняемых законом прав и интересов третьих лиц, совершенно административным ответчиком добровольно, в рамках имеющихся у него полномочий, последствия признания предъявленных к нему исковых требований ему разъяснены и понятны, о чем отражено в заявлении (л.д.18).
Положения ст.157 КАС РФ позволяют суду принять признание административного искового заявления административным ответчиком, однако указанной нормой последствия признания административного иска административным ответчиком не предусмотрены.
Руководствуясь ст. 2, 157, 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска Миллеровского межрайонного прокурора - Администрацией Ольхово-Рогского сельского поселения.
Признать незаконным бездействие администрации Ольхово-Рогского сельского поселения Миллеровского района Ростовской области по непринятию мер по организации на территории муниципального образования. «Ольхово-Рогское сельское поселение» Миллеровского района Ростовской области деятельности, специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию Ольхово-Рогского сельского поселения
Миллеровского района Ростовской области принять меры по организации на территории муниципального образования «Ольхово-Рогское сельское поселение» Миллеровского района Ростовской области деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в Ростовской областной суд в течении месяца через Миллеровский суд с момента получения мотивированного решения. Мотивированное решение может быть получено сторонами 23 января 2018 года.
Судья Е.П. Шевлюга