2а-8606/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2019г. г. Тюмень
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Ломакиной С.В.
при секретаре Устюговой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-8606/2019 по административному исковому заявлению Шайдуллина Э.А. о признании решения Призывной комиссии военного комиссариата Тюменской области по Ленинскому АО г. Тюмени от 10.10.2019г. об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу незаконным и его отмене
Установил:
Административный истец обратился в суд с требованиями о признании решения Призывной комиссии Ленинского АО г. Тюмени от 10.10.2019г. незаконным и его отмене.
Свои требования мотивирует тем, что он сознательный отказчик от военной службы, его пацифистским и морально – этическим убеждениям противоречит несение военной службы. Указанные взгляды формировались у него на протяжении длительного времени, и впервые о них он заявил 03.10.2018г. Им 23.09.2019г. было подано заявление в Военный комиссариат Ленинского АО о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. На заседании призывная комиссия 10.10.2019г. приняла решение об отказе ему в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в связи с пропуском срока подачи заявления. Считает, что срок подачи заявления им был пропущен по уважительной причине, он ходатайствовал о восстановлении срока, но комиссия не приняла его доводы. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой он привел доводы о том, что несение службы противоречит его пацифистским и морально – этическим убеждениям. С учетом позиции Конституционного суда, указывает, что Призывная комиссия имела право, несмотря на пропущенные сроки, вынести положительное заключение, основываясь на существенном, т.е. на наличии убеждений. Именно наличие убеждений является основным юридически значимым обстоятельством, а сроки подачи заявления – второстепенным.
На административное исковое заявление от представителя ответчика Военного комиссариата Тюменской области Миллер Е.Г. поступили возражения, в которых она просит в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основаниям, что процедура принятия решения на заседании призывной комиссии 10.10.2019г. была полностью соблюдена и проведена в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ч.2 ст. 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» № 113-ФЗ в заявлении о замене альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. Согласно ч.4 ст. 12 указанного закона гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в том числе, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 настоящего закона и положениями о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Статьей 11 указанного закона предусмотрены сроки подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в том числе до 01 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре – декабре текущего года. Истец подал заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой 23.09.2019г. Соответственно срок подачи заявления Истцом пропущен. Кроме того, истцом не представлено обоснований, что несение военной службы противоречит его убеждениям.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Считает, что срок обращения с заявлением пропущен им по уважительной причине в связи с судебным обжалованием решения весенней призывной комиссии.
Представитель ФКУ Военного комиссариата Тюменской области Миллер Е.Г. в судебное заседание с заявленными требованиями не согласна, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата (Ленинского АО г. Тюмени, Тюменской области, муниципальный, г. Тюмень) Пуртова А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, считает обжалуемое решение законным и обоснованным вынесенным в соответствии с действующим законодательства. При принятии решения Призывная комиссия приняла во внимание тот факт, что срок, предусмотренный ст. 11 ФЗ № 113 – ФЗ пропущен.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено, что решением Призывной комиссии Ленинского АО г. Тюмени от 10.10.2019 года Шайдуллину Э.А. в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу было отказано, согласно выписке из протокола № от 10.10.2019г. на основании п.4 ст. 12 ФЗ - 113 – нарушен срок и порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Из личного дела призывника Шайдуллина Э.А. следует, что 23.09.2019г. им в военный комиссариат Ленинского АО г. Тюмени было подано заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, в котором он просил принять на заседании призывной комиссии заключения о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу на основании его убеждений в связи с тем, что несение военной службы противоречит его убеждению, а также восстановить пропущенный срок подачи заявления, т.к. он пропущен по объективным обстоятельствам, не зависящим от его воли.
К заявлению так же была приложена автобиография, других, каких – либо подтверждающих документов не приложено.
В заявлении истца, рассмотренном призывной комиссией, отсутствуют указания на материальные причины невозможности прохождения им военной службы. Формально причины призывником также не раскрыты, поскольку его утверждения сводятся к декларативному провозглашению гуманистических взглядов и полемическим размышлениям о специфике службы в армии. Истец свои убеждения посредствам участия в движениях или форумах определенной направленности не реализовывает.
Между тем, идеи гуманизма и свободолюбия логически не противопоставлены нравственным и политическим принципам патриотизма в его современном понимании, в соответствии с которым интересы Родины и отдельного человека соподчинены как интересы целого и части с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за исключениями, которые не относятся к настоящему публично-правовому спору.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон).
Федеральный закон определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (п. 1 ст. 1), и предусматривает, что на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение (п. 1 ст. 3).
Как установлено абзацем 2 ст. 2 Федерального закона гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона, граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых, должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки, действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
В п. 4 ст. 12 Федерального закона, устанавливающем порядок рассмотрения заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, содержится также исчерпывающий перечень оснований к отказу в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В том числе предусмотрено, что призывная комиссия может отказать гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, если характеризующие его документы и другие данные, не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец Шайдуллин Э.А. с заявлением в отдел военного комиссариата Тюменской области по Ленинскому АО г. Тюмени о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу обратился 23.09.2019г., в то время как согласно действующему закону, заявление должно было быть подано до 01 апреля 2019г. Доказательств того, что срок подачи заявления пропущен в связи с объективными обстоятельствами, не зависящими от воли заявителя, суду не представлено, в связи, с чем согласится с утверждениями истца, что срок подачи заявления пропущен по уважительной причине нельзя. Учитывая данные обстоятельства, суд находит срок подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу пропущенным без уважительной причины.
Как установлено в судебном заседании административный истец неоднократно обращался с заявлениями о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в удовлетворении которых ему отказывалось по причине пропуска срока на подачу такого заявления. Решения призывных комиссий неоднократно истцом оспаривались в суде, но были признаны законными. Это указывает на то, что Шайдуллину Э.А. достоверно известно о сроках подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. А, следовательно, имел возможность обратиться с заявлением в срок.
При этом по смыслу ст. 59 Конституции Российской Федерации и положений Федерального закона Шайдуллин Э.А. не лишен права повторного обращения с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при новом призыве с соблюдением, установленных норм.
В силу вышеизложенного, суд полагает, что обжалуемое решение призывной комиссии Ленинского АО г.Тюмени от 10.10.2019 г. является законным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Шайдуллину Э.А. в удовлетворении административного искового заявления о признании решения Призывной комиссии военного комиссариата Тюменской области по Ленинскому АО г. Тюмени от 10.10.2019г. об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу незаконным и его отмене – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 02.12.2019г. путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Тюмени.
Председательствующий: С.В. Ломакина