Дело № 2-843/2021
43RS0003-01-2020-005055-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2021 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Никонова К.Ф. при секретаре Голяшевой А.И. с участием прокурора Наймушиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хачатряна А.П. к ООО «Роксэт-С» об изменении даты приема на работу, взыскании налогового вычета в связи наличием на иждивении несовершеннолетних детей, взыскании компенсации морального вреда, признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении безопасных условий труда
УСТАНОВИЛ:
Хачатрян А.П. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Роксэт-С» об изменении даты приема на работу, взыскании налогового вычета в связи с наличием на иждивении несовершеннолетних детей, взыскании компенсации морального вреда, признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении безопасных условий труда. В обоснование требований указано, что состоял в трудовых отношениях с ООО «Роксэт-С». Просит изменить дату приема на работу с {Дата} на {Дата}, в связи с тем, что {Дата} и {Дата} осуществлял трудовую деятельность у ответчика, в то время как приказ о приеме на работу издан {Дата} и трудовой договор заключен с {Дата}; взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., в связи с тем, что при осуществлении трудовой деятельности с марта по июль 2020 года рабочее место не было оборудовано надлежащим образом, трудовая деятельность осуществлялась в неудобной позе, результатом которой послужило развитие болезни – шейный остеохондроз; взыскать налоговый вычет на детей в размере 1820 руб., в связи с тем, что при приеме на работу предоставлял копии свидетельств о рождении детей, но налоговый вычет предоставлен не был.
Истец Хачатрян А.П. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Роксэт-С» на основании доверенности Шестакова Л.А. в судебном заседании пояснила, что приказом о приеме на работу от {Дата} Хачатрян А.П. был принят в ООО «Роксэт-С». Сведения о том, что Хачатрян А.П. до {Дата} исполнял трудовую функцию в ООО «Роксэт-С» не имеется, в связи с чем просит в удовлетворении требований в указанной части отказать. Что касается вычета на детей, то истец представлял копии свидетельств о рождении детей. В то же время исходя из требований действующего налогового законодательства при поступлении на работу после начала налогового периода Хачатрян А.П. должен был предоставить сведения с предыдущего места работы о том, что ранее он указанный вычет получал либо не получал. Данные сведения представлены не были. Также возражает против удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда в связи с тем, что на сегодняшний момент в установленном законном порядке не установлено наличие профессионального заболевания истца, не установлено причинно-следственной связи между ухудшением здоровья истца и трудовой деятельностью в ООО «Роксэт-С».
Определением Первомайского районного суда г. Кирова от {Дата} к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (л.д. 114).
Представитель третьего лица ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Первомайского района г. Кирова Наймушиной О.С., полагающей требования не подлежащими удовлетворению, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1 ст. 16 Трудового кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что {Дата} между ООО «Роксэт-С» (работодатель) и Хачатряном А.П. (работник) заключен трудовой договор, в соответствии с которым работнику поручается выполнение работы в должности продавец 1 категории в супермаркете «Система Глобус» (л.д. 10-11).
Согласно заявлению истца от {Дата}, он просит принять его на работу с {Дата} (л.д. 146).
В соответствии с трудовым договором (п. 1.3) начало трудовых отношений определено датой {Дата}.
На основании приказа ООО «Роксэт-С» {Номер} от {Дата} Хачатрян А.П. принят в супермаркет «Система Глобус» на должность продавец 1 категории с {Дата} (л.д. 9).
Истец просит изменить дату приема на работу, указав дату приема на работу – {Дата}, поскольку {Дата} и {Дата} осуществлял трудовую деятельность у ответчика.
Однако объективные доказательства, свидетельствующие о начале трудовой деятельности с {Дата}, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования об изменении даты приема на работу.
Абзацами 2 и 13 ч. 1 ст. 219 Трудового кодекса РФ установлено, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом (ч. 8 ст. 220 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, устанавливающим порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении обязанностей по трудовому договору, является Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Исходя из материалов дела, Хачатрян А.П. установлен диагноз – остеохондроз шейного отдела позвоночника (л.д. 30-31), который, по мнению истца, возник в результате того, что рабочее место не соответствовало требованиям охраны труда.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком и осуществляет обеспечение возмещения вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованным и лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховым случаем признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию; профессиональным заболеванием является хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.03.2011 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Право застрахованных на обеспечение по обязательному социальному страхованию возникает со дня наступления страхового случая, каковым в силу статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, влекущий возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. При этом суду следует учитывать, что квалифицирующими признаками страхового случая являются: факт повреждения здоровья, подтвержденный в установленном порядке; принадлежность пострадавшего к кругу застрахованных; наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора.
Согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства РФ одним из фактов, имеющих юридическое значение для назначения обеспечения по страхованию является наличие причинно-следственной связи полученного повреждения здоровья застрахованного с условиями его производственной деятельности, а также вредными и опасными производственными факторами.
На основании п. 2 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 расследованию и учету подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя.
Возникновение как острого, так и хронического профессионального заболевания у работника возможно лишь при условиях труда, которые характеризуются наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и способных оказывать неблагоприятное воздействии на здоровье работника. Иных правил и условий признания заболевания профессиональным законом не установлено.
Пунктами 11-12 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний регламентирован порядок признания заболевания профессиональным.
Следовательно, заболевание может быть отнесено к профессиональному только в случае признания его таковым специализированным медицинским учреждением на основании соответствующего медицинского заключения.
Заболевание Хачатряна А.П. в установленном законом порядке не отнесено к профессиональному заболеванию.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора (абзац 2 пункт 1)
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указано, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
По смыслу приведенных нормативных положений, право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда.
Поскольку невозможно установить причинно-следственную связь между заболеванием Хачатряна А.П. и выполнением им своих трудовых обязанностей в ООО «Роксэт-С», суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Хачатряна А.П. о взыскании компенсации морального вреда. При отказе в удовлетворении исковых требований в данной части, суд принимает во внимание ответ КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» от {Дата}, согласно которому при стаже работы менее 5 месяцев заболевание опорно-двигательного аппарата профессиональной этиологии развиться не может.
Рассматривая требование о взыскании с ответчика налогового вычета на детей, суд также не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговых баз в соответствии с п. 3 или 6 ст. 210 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов: налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1400 руб. - на первого ребенка; 1400 руб. - на второго ребенка.
Налоговый вычет предоставляется родителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.
Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350000 руб.
Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 230 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Истец был трудоустроен в ООО «Роксэт-С» с {Дата}, соответственно начал получать доход с марта 2020 года.
Таким образом, для получения налогового вычета он должен был представить ответчику справку 2-НДФЛ с предыдущего места работы, однако указанную обязанность не исполнил, доказательств иного суду, вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представил.
Следовательно, у ответчика ООО «Роксэт-С» отсутствовали правовые основания для предоставления Хачатряну А.П. стандартных налоговых вычетов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Кирова в течение одного месяца после изготовления мотивированного решения суда.
судья К.Ф. Никонов
мотивированное решение составлено 12.05.2021