Дело № 2-782/2015 Изготовлено 08 июня 2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 05 июня 2015 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Тихоновой Ж.В.,
при секретаре Тибиловой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куклина А.Л. к обществу с ограниченной ответственностью ООО «Теплоэнергосервис» о признании незаконными действий начислению платы за отопление и возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление,
установил:
Куклин А.Л. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергосервис» (далее – ООО «Теплоэнергосервис») о признании незаконными действий начислению платы за отопление и возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление, указав в обоснование требований, что проживает в <адрес>, является собственником данного жилого помещения. По согласованию с органом местного самоуправления в <дд.мм.гггг> им было проведено переустройство принадлежащего ему жилого помещения с переведением его на электрообогрев, при этом полностью демонтированы теплопотребляющие установки, а неизолированные стояки отопления сети энергоснабжающей организации оставлены, поскольку жилое помещение расположено на восьмом этаже. В <дд.мм.гггг> произведенные работы комиссией были приняты, но акт о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения истцу предоставлен не был. Ответчиком с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> плата за отопление выставлялась в размере 45% от величины расчетного норматива потребления отопления, с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> плата за отопление выставлялась в полном объеме, что является незаконным и нарушает его права, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации. Согласно Плану потребности в тепловой энергии для отопления помещений с электрообогревом, установленному теплоснабжающей организацией ОАО «Мончегорская теплосеть», для занимаемого им жилого помещения теплоснабжающей организацией установлен объем потребности тепловой энергии в жилом помещении 0,338 Гкал\кв.м. Кроме того, истец считает, что ответчиком незаконно произведена корректировка за отопление, потребленное в <дд.мм.гггг> в размере ....
Просит суд признать незаконными действия ответчика по увеличению платы за отопление и обязать произвести перерасчет платы за отопление за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>. Также просит признать незаконными действия ответчика по начислению истцу корректировки за отопление, потребленное в <дд.мм.гггг> в размере ...., произвести перерасчет платы корректировки за отопление и взыскать с ответчика судебные расходы в размере ....
В судебном заседании истец Куклин А.Л. исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, дополнил, что акт приемочной комиссии в <дд.мм.гггг> при осмотре переустройства его жилого помещения предоставлен ему не был, а в <дд.мм.гггг> работы по переустройству его жилого помещения приняты комиссией.
Представитель ответчика Г.А.Н. (по доверенности) иск не признал, пояснил, что согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Указал, что переустройство системы отопления в квартире истца произведено с нарушением требований закона.
Представитель ответчика Ч.И.А. пояснила, что в <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Оплата за тепловую энергию ресурсоснабжающей организации ОАО «Мончегорская теплосеть» производится на основании заключенного договора по фактическому показанию прибора учета ежемесячно. Освобождение истца от платы за отопление повлечет возложение дополнительных расходов и корректировки платы за отопление на жителей указанного одноподъездного дома, в котором всего 28 квартир.
Представитель третьего лица ОАО «Мончегорская теплосеть» Е.А.М. пояснила, что между ОАО «Мончегорская теплосеть» и ООО «Теплоэнергосервис» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды №..... Оплата тепловой энергии по дому №.... по <адрес> производится в соответствии с п. 5.1 Договора, на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Кроме того, согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно п.п. "в" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и(или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в п. 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ст.28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Куклин А.Л. является собственником квартиры №.... <адрес> (л.д. 12-13,14-15,16-17).
Решением Администрации г. Мончегорска №.... от <дд.мм.гггг> Куклину А.Л. дано согласие на переустройство – перевод квартиры на электрообогрев, установлен срок производства ремонтно-строительных работ с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, заявитель обязан осуществить перепланировку жилого помещения в соответствии с проектом (проектной документацией) и с соблюдением требованием: Жилищного кодекса РФ, постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», «Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах г.Мончегорска», утвержденного решением Совета г. Мончегорска от 15.07.2006г. № 63, установлено, что приемку выполненных ремонтно-строительных работ и подписание акта о завершении перепланировки жилого помещения осуществляет приемочная комиссия, которая направляет подписанный акт в орган местного самоуправления (л.д. 36).
Согласно п. 3.20. «Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах г.Мончегорска», утвержденного решением Совета г. Мончегорска от 15.07.2006г. № 63 (действовавшего в 2006-2007г.г.), переустройство и (или) перепланировка жилых помещений завершается составлением и подписанием приемочной комиссией акта приемки выполненных ремонтно-строительных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения (к документам прикладывается акт на скрытые работы, составленный в установленной форме). Пунктом 3.21 Положения предусмотрено, что один экземпляр акта о приемке выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений приемочная комиссия направляет в Мончегорский участок Мурманского государственного унитарного предприятия технической инвентаризации, два экземпляра - в комиссию.
Из пояснений Куклина А.Л. следует, что все работы по переустройству на электрообогрев, в том числе тепловой расчет, согласование с ОАО «Мончегорская теплосеть» им были выполнены и завершены в <дд.мм.гггг>, однако акт приемочной комиссией составлен не был.
Из ответа на запрос суда Апатитского филиала ГУ ПТИ МО от <дд.мм.гггг> следует, что в технической документации сведений о переводе квартиры №.... <адрес> на электрообогрев не имеется.
Судом установлено, что работы по переводу квартиры №.... <адрес> на электрообогрев приняты комиссией по вопросам согласования и приемки выполненных работ по акту приемки завершения переустройства <дд.мм.гггг>. При выполнении работ допущены отклонения от проектно сметной документации, а именно электрорадиаторы подключаются к сети через розетки (л.д. 92).
Из пояснений свидетеля А.С.Е. (председатель комиссии) следует, что комиссией работы по переустройству квартиры истца были приняты <дд.мм.гггг>, дата начала и окончания работ в акте указаны на основании представленных истцом документов, акт приемки завершения переустройства в орган, осуществляющий кадастровый учет не направлялся.
Проанализировав указанные нормы права и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что истцом не соблюден установленный законодательством порядок переустройства жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что управление многоквартирным домом №.... по <адрес> осуществляется управляющей организацией ООО «Теплоэнергосервис», которая в соответствии с договором управления производит начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Многоквартирный жилой дом №.... по <адрес> подключен к системе централизованного теплоснабжения, поставку тепловой энергии осуществляет ОАО «Мончегорская теплосеть» на основании договора теплоснабжения и поставки горячей воды №...., заключенного теплоснабжающей организацией с ООО «Теплоэнергосервис» от <дд.мм.гггг> (далее – Договор №....) (л.д. 53-66, 139-172).
В приложении № 1 к вышеуказанному договору теплоснабжающей организацией установлен план потребности в тепловой энергии для отопления помещений с электрообогревом на <дд.мм.гггг>, согласно которому объем тепловой энергии для квартиры истца составляет 0,338 Гкал/мес. (л.д.67-71, 154).
До <дд.мм.гггг> истец вносил плату за отопление, исходя из объема потребления, рассчитанного для принадлежащего ему жилого помещения размере 0,450 Гкал/мес (л.д. 32). Начиная с <дд.мм.гггг>, ответчиком предъявляются к оплате счета, в которых размер платы за отопление рассчитан от норматива потребления коммунальной услуги по <дд.мм.гггг> в размере 0,01536 Гкал\кв.м., за <дд.мм.гггг> в размере 0,01660 Гкал\кв.м.
Проверяя обоснованность действий ответчика по начислению истцу с <дд.мм.гггг> платы за отопление по нормативу потребления определенному по спорному дому, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 о "Порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей, размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Дом №.... по <адрес> с <дд.мм.гггг> оборудован прибором учета тепловой энергии (акт допуска в эксплуатацию от <дд.мм.гггг>), тепловая энергия подается через присоединенную сеть и распределяется по всему дому.
В соответствии с п. 5.1 Договора №.... «Объемы тепловой энергии и горячей воды, поставляемые в многоквартирные дома, оборудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, определяются на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом поставки тепловой энергии и горячей воды собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, учитывая, что спорный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, доводы истца о том, что теплоснабжающей организацией ОАО «Мончегорская теплосеть» по его квартире выставляется ежемесячно плата исходя из объема тепловой энергии 0,338 Гкал/мес. рассчитанной именно по его квартире, что определено Приложением 1 к Договору №.... не состоятельны, поскольку данное приложение применяется только для домов, не оборудованных общедомовым прибором учета и в периоды отключения (поверки) прибора в домах оборудованных общедомовым прибором учета. Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердил представитель ОАО «Мончегорская теплосеть».
При этом, доводы представителей ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность определения платы за отопления на основании индивидуального расчета годовой нагрузки по отдельной квартире в многоквартирном жилом доме, в связи с чем управляющая компания при расчете размера платы за отопление обязана руководствоваться п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, по мнению суда заслуживают внимания.
Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354, принятым в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац второй пункта 42(1) Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
Устанавливая данный расчет по оплате услуги по теплоснабжению также были учтены и критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, которые устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627), согласно пункту 3 которых техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
При указанных обстоятельствах, несмотря на то, что в квартире истца отсутствуют радиаторы отопления, истец, как собственник жилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством обязан вносить плату за отопление в установленном порядке. В связи с этим, действия ответчика по начислению платы за отопление по нормативу потребления рассчитанного исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, являются законными и обоснованными. Оснований для перерасчета платы за отопления с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, в том числе корректировки, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░