Судья И.Е. Иванова Дело № 33-18344/2018
Учет №088г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 ноября 2018 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей Ф.И. Гиниатуллиной, Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания М.А. Буравлевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 августа 2018 года, которым постановлено:
Иск Муликовой Люции Мунировны к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на получение выплат в связи с несчастным случаем на производстве удовлетворить.
Установить факт, что акт о несчастном случае на производстве, составленный 01 ноября 1984 года Монтажным управлением №3 Ташкентского Домостроительного комбината № 2, в отношении Муликовой, в действительности принадлежит Муликовой Люцие Мунировне.
Признать за Муликовой Люцией Мунировной право на получение страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика – А.Х. Субеевой, поддержавшей доводы жалобы, истицы – Л.М. Муликовой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.М. Муликова обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее ответчик, ГУ – РО ФСС РФ по РТ) о признании права на получения пособия. В обоснование заявленных требований указала, что она в 1984 году получила производственную травму, работая штукатуром в строительной организации МУ-3 г. Ташкента. Несчастный случай произошел 31 октября 1984 года. Был составлен акт о несчастном случае на производстве. В настоящее время истица обратилась с заявлением в Филиал № 2 ГУ-РО ФСС РФ по РТ Советского района, но акт не взяли, так как в тексте не указаны имя «Люция» и отчество «Мунировна», а указана лишь фамилия Муликова и табельный номер 1615. Доказательством того, что данный спорный акт принадлежит Муликовой Л.М. является запись в трудовой книжке п. 20 о том, что зачислена штукатуром МУ-3.
На основании изложенного Л.М. Муликова просила суд установить факт принадлежности правоустанавливающего документа, акт о несчастном случае на производстве на имя Муликовой Люции Мунировны и признать право на получение пособия, наступившего вследствие несчастного случая на производстве.
В судебном заседании истица иск поддержали.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ГУ – РО ФСС РФ по РТ просит решение суда отменить в части признания за истицей права на получение пособия в связи с получением травмы в результате несчастного случая на производстве и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в этой части. Несчастный случай с Л.М. Муликовой произошел в период ее работы на территории Республики Узбекистан, являющейся территорией другого государства, национальное законодательство которого в рассматриваемом случае подлежит применению при оценке права истицы на возмещение вреда. Возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие трудового увечья, полученное в период работы истца на территории Республики Узбекистан, производится стороной ответственной за причинение вреда, в соответствии со своим национальным законодательством.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ – РО ФСС РФ по РТ - А.Х. Субеева жалобу поддержал.
Истица Л.М. Муликова с жалобой не согласилась.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что с 03 апреля 1984 года по 23 февраля 1985 года Л.М. Муликова работала на предприятии Монтажное управление №3 Ташкентский Домостроительный комбинат № 2, что подтверждается записями в трудовой книжке истицы ГТ-I№0049735.
31 октября 1984 года с истицей произошел несчастный случай, в связи с чем, был составлен акт Н-1 от 1 ноября 1984 года.
Акт о несчастном случае на производстве формы Н-1, который имеется на руках истицы и был ею предъявлен в Фонд социального страхования не содержит ее имени и отчества. Кроме того, акт представлен в копии, не заверенной надлежащим образом. Ответчиком это акт не был принят.
Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Установив факт принадлежности Муликовой Люцие Мунировне акта о несчастном случае на производстве, составленного 01 ноября 1984 года Монтажным управлением №3 Ташкентского Домостроительного комбината №2, в отношении Муликовой, суд первой инстанции признал за истицей право на получение страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом районного суда в части признания за истицей права на получение страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве.
Правовое регулирование возмещения вреда работникам, получившим производственные травмы и профессиональные заболевания, обеспечивается в настоящее время, кроме нормативных положений Гражданского кодекса РФ (гл. 59), также Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В силу ст. 2 названного Федерального закона от 24.07.1998, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
09 сентября 1994 года между Правительствами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Туркменистан, Республики Узбекистан, Украины и Российской Федерации было заключено Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
В соответствии с ст. 2 этого Соглашения возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья (в том числе при наступлении потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей после переезда пострадавшего на территорию другой Стороны), смерти, производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти.
Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством.
В соответствии со ст. 3 Соглашения - возмещение вреда производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника во время его трудовой деятельности, вызвавшей профессиональное заболевание, и в том случае, если указанное заболевание впервые выявлено на территории другой Стороны.
Исходя из системного толкования приведенных норм Соглашения выплаты по возмещению вреда, причиненного застрахованным лицам профессиональным заболеванием или увечьем, производятся стороной, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, профессионального заболевания, в том числе и после переезда потерпевшего на постоянное место жительства на территорию другой страны.
Факт получения истицей 31 октября 1984 года именно трудового увечья на территории нынешней Республики Узбекистан является установленным, подтверждается не только пояснениями сторон, но и копией трудовой книжки заявителя, копией Акта Н-1 от 1 ноября 1984 года о нечастном случае на производстве.
Таким образом, выплата пособий в связи с трудовым увечьем, полученным в результате несчастного случая на производстве, в силу статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статей 2 и 3 Соглашения от 09.09.1994, должна производится работодателем истицы.
Согласно статье 7 Соглашения от 09.09.1994 в случае ликвидации предприятия, ответственного за вред, причиненный работникам, и отсутствия его правопреемника Сторона, на территории которой ликвидировано предприятие, гарантирует возмещение вреда этим работникам в соответствии с национальным законодательством.
При указанных обстоятельствах законных оснований для возложения на ГУ – РО ФСС РФ по РТ обязанностей произвести страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве у суда первой инстанции не имелось.
Решение суда в части признания права за истицей на получение страховых выплат выплаты в связи с несчастным случаем на производстве подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Это же решение суда в части установления факта принадлежности истице акта о несчастном случае на производстве, составленного 01 ноября 1984 года Монтажным управлением №3 Ташкентского Домостроительного комбината №2, в отношении Муликовой, сторонами не обжаловано.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 августа 2018 года отменить в части признания за Муликовой Люцией Мунировной право на получение страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и принять в этой части новое решение.
В удовлетворении иска Муликовой Люции Мунировны к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на получение страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве отказать.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи