Дело № 2-82/2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усть-Цилемский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Тюриной Л.В.,
при секретаре Ермолиной Г.Ф.,
с участием помощника прокурора Павлова Д.П.
рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Усть-Цильма
18 марта 2016 года дело по иску прокурора Усть-Цилемского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБНУ «Печорская опытная станция им. А.В. Журавского Научно-исследовательского института сельского хозяйства Республики Коми» о возложении обязанности разработать и утвердить паспорт отходов в виде отработанных ртутных ламп, заключить договор на вывоз и утилизацию ртутьсодержащих отходов, разработать и утвердить инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и назначить в установленном порядке ответственное лицо за обращение с указанными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Цилемского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБНУ «Печорская опытная станция им. А.В. Журавского Научно-исследовательского института сельского хозяйства Республики Коми» (далее - Учреждение) о возложении обязанности разработать и утвердить паспорт отходов в виде отработанных ртутных ламп в срок до 01 сентября 2016г., заключить договор на вывоз и утилизацию ртутьсодержащих отходов, разработать и утвердить инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и назначить в установленном порядке ответственное лицо за обращение с указанными отходами в срок до 01 сентября 2016г.
В обоснование пояснил, что в ходе проверки установлено, что в здании Учреждения расположенного по адресу: <адрес>, используются ртутьсодержащие лампы. Из акта проверки от 20 февраля 2016г., объяснений врио. директора Учреждения Каневой Л.А. следует, что в Учреждении имеются отработанные ртутьсодержащие лампы в количестве 3 штук. Однако, паспорт на данный вид отходов отсутствует, договор на вывоз и утилизацию ртутьсодержащих отходов не заключен, инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не разработана, ответственное лицо за обращение с указанными отходами не назначено.
Таким образом, ответчик не выполняет требования федерального законодательства «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», что влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
Ответчик - ГБНУ «Печорская опытная станция им. А.В. Журавского Научно-исследовательского института сельского хозяйства Республики Коми» представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу норм ст. 11 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» и отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядокпаспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В силу требований п.3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно п.19 Правил обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований.
В соответствии с п.п.14-17 Правил хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары. Допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании. Не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп. Хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре.
Судом установлено, что на день рассмотрения дела сведения об исполнении ГБНУ «Печорская опытная станция им. А.В. Журавского Научно-исследовательского института сельского хозяйства Республики Коми» заявленных требованийпрокурора отсутствуют.
С учетом изложенных обстоятельств, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
обязать ГБНУ «Печорская опытная станция им. А.В. Журавского Научно-исследовательского института сельского хозяйства Республики Коми» разработать и утвердить паспорт отходов в виде отработанных ртутных ламп в срок до 01 сентября 2016г.
Обязать ГБНУ «Печорская опытная станция им. А.В. Журавского Научно-исследовательского института сельского хозяйства Республики Коми» заключить договор на вывоз и утилизацию ртутьсодержащих отходов, разработать и утвердить инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и назначить в установленном порядке ответственное лицо за обращение с указанными отходами в срок до 01 сентября 2016г.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения.
Председательствующий Л.В.Тюрина