Дело№ 7-1747/2016 Судья: Сиротин В.А.
РЕШЕНИЕ
05 декабря 2016 года город Челябинск
Судья Челябинского областного суда Кучин М.И. при секретаре Шагеевой О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Челябинский металлургический комбинат» по его жалобе на решение судьи Металлургического районного суда города Челябинска от 14 сентября 2016 года,
установил:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Публичное акционерное общество «Челябинский металлургический комбинат» (далее - ПАО «ЧМК») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 80 000 рублей.
Решением судьи Металлургического районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ПАО «ЧМК» - без удовлетворения.
В жалобе в вышестоящий суд ПАО «ЧМК» просит решение судьи отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Настаивает на доводах об отсутствии вины, поскольку ПАО «ЧМК», не имело возможности для соблюдения установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ. Ссылается на положения части 3 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», закрепляющей особый статус предприятий, не имеющих возможности соблюдать указанные нормативы, и обязанных лишь поэтапно достигать установленных нормативов. Управлением Росприроднадзора по <адрес> для ПАО «ЧМК» был утвержден план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, мероприятия запланированы на 2013-2017 гг., и выполнены предприятием почти в полном объеме, однако не привели к достижению установленных нормативов. Полагает, что имеет место двойное наказание за одно и то же административное правонарушение, поскольку постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ЧМК» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания, которое заключалось в том, что в период июль и август 2015 года предприятие допустило сброс сточных вод в <адрес> через Першинский выпуск с превышением нормативов максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, то есть идентичны время, место и обстоятельства, характеризующие нарушение.
Заслушав пояснения защитника ПАО «ЧМК» ФИО3, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья областного суда не
установил оснований для отмены состоявшихся по делу постановления и решения.
Нарушение юридическим лицом правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты в соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу требований ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч.ч. 4 и 6 ст. 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Как установлено судьей районного суда, во исполнение распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая выездная проверка, в результате которой установлено, что ПАО «ЧМК» осуществлено
пользование водным объектом (река Миасс) с нарушением правил водопользования, а именно в период с июня 2015 года по май 2016 года:
- допущен сброс сточных вод ПАО «ЧМК» с Першинского выпуска в <адрес>, с содержанием загрязняющих веществ, превышающим нормативы максимального содержания загрязняющих веществ с сточных водах, установленные решениями о предоставлении водного объекта (<адрес>) в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №.ДД.ММ.ГГГГ.009-Р-РСБХ-С-2015-00829/00, от ДД.ММ.ГГГГ года№.ДД.ММ.ГГГГ.009-Р-РСБХ-С-2015-00942/00, от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.009-Р-РСБХ-С-2016-00966/00, разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект - <адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ;
- не в полном объеме осуществляется производственный экологический контроль по Першинскому выпуску сточных вод ПАО «ЧМК», чем нарушено ч. 4 ст. 35, ч.ч. 4 и 6 ст. 56 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ, ст. 22, ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ.
Наличие превышения допустимых концентраций на Першинском выпуске в <адрес> в количестве, указанном в оспариваемом постановлении, защитниками ПАО «ЧМК» не оспаривается.Факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и совершения административного правонарушения, совершенного ПАО «ЧМК», подтверждается также:
- аттестатом аккредитации испытательной лаборатории (центра) ОАО «ЧМК» со сроком действия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- вышеуказанными решениями о предоставлении водного объекта (река Миасс) в пользование ПАО «ЧМК» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ;
- разрешением № на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты);
- нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты ПАО «ЧМК»;
- программой ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной от ДД.ММ.ГГГГ;
- графиком объема химического контроля системы водоснабжения и промышленных сточных вод на 2015 год;
- протоколами испытаний воды, проведенных ПАО «ЧМК» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в ходе проверки юридического лица - ПАО «ЧМК», проведенной в периоды: ДД.ММ.ГГГГ с 10:00 часов до 14:00 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 10:00 часов до 18:00 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 10:00 часов до 17:00 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 10:00 часов до 14:00 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 10:00 часов до 14:00 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 10:00 часов до 14:00 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 10:00 часов до 17:00 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 09:15 часов до 15:40 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 09:30 часов до 17:00 часов на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в области охраны и использования поверхностных водных объектов было выявлено нарушение юридическим лицом правил
природопользования;
- составленным уполномоченным должностным лицом протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием обстоятельств совершенного ПАО «ЧМК» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Указанные доказательства являются допустимыми, относятся к настоящему делу, и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ПАО «ЧМК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Доводы об отсутствии в материалах дела доказательств виновности ПАО «ЧМК» в совершении указанного административного правонарушения необоснованны, по существу сводятся к иной субъективной оценке документов, имеющихся в материалах дела.
Постановление должностного лица Управления Росприроднадзора вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание соответствует санкции, установленной частью ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Указанное постановление и решение судьи районного суда, которым оно оставлено без изменения, соответствуют обстоятельствам дела, отвечают требованиям статей 30.7 и 29.10 КоАП РФ, являются законными, обоснованными и мотивированными.
Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что предусмотренная ею возможность установления лимитов на выбросы и сбросы, превышающих нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ допускается лишь в исключительных случаях как временная мера только на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, когда соблюдение таких нормативов невозможно по объективным причинам. При этом такие лимиты устанавливаются соответствующими разрешениями.
Допустимых доказательств невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, а также того, что превышение нормативов допустимых выбросов и сбросов вызвано объективными причинами, носящими временный и вынужденный характер,
связанными с внедрением новых технологий или реализации других природоохранных проектов ответчиком не представлено. При отсутствии таких обстоятельств само по себе наличие плана по снижению сбросов загрязняющих веществ в водный объект, даже при согласовании такого плана с органом государственного управления в области охраны окружающей среды о соблюдении ответчиком природоохранного законодательства свидетельствовать не может.
Наличие вступившего в законную силу постановления и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ПАО «ЧМК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не свидетельствует о нарушении положений ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, не допускающей несения административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, поскольку составы правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, различны.
Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены судом с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ. Эти доводы не ставят под сомнение правильность выводов о виновности ПАО «ЧМК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом Управления Росприроднадзора и судьей районного суда не допущено. Основания для удовлетворения жалобы, отмены состоявшихся по делу постановления и решения отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30;9 КоАП РФ, судья областного суда,
решил:
Решение судьи Металлургического районного суда города Челябинска от 14 сентября 2016 года оставить без изменения, жалобу Публичного акционерного общества «Челябинский металлургический комбинат» - без удовлетворения.
Судья: