К делу № 2а-2985-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2017 года г. Таганрог Ростовской области
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Качаевой Л.В.
с участием административного истца Васильевой Э.Т.
представителя административного истца Горшкова С.В., допущенного к участию в деле в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ
представителя административного ответчика КУИ г. Таганрога Дьяченко А.А., действующего на основании доверенности от 30.01.2017 года
при секретаре судебного заседания Авакян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Васильевой Э.Т. к Комитету по управлению имуществом г. Таганрога о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка и обязании не допущения сроков рассмотрения заявлений, -
У С Т А Н О В И Л:
Васильева Э.Т. обратилась в Таганрогский городской суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом г. Таганрога о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка и обязании не допущения сроков рассмотрения заявлений. В обоснование административного искового заявления указано, что 07.07.2016 года, через МФЦ г. Таганрога <адрес> административный истец обратилась в Комитет по управлению имуществом г. Таганрога с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, право собственности на который не разграничена, в собственность бесплатно.
года Комитетом по управлению имуществом административному истцу дан письменный ответ, из которого следует, что заявитель обратилась с заявлением <дата>, которое зарегистрировано за №. Административный истец считает, что указанная в ответе дата ее обращения с заявлением <дата> не соответствует действительности и является вымышленной, поскольку заявление зарегистрировано в МФЦ г. Таганрога <дата> за № Срок выдачи документов после рассмотрения указан - <дата> в КУИ в кабинете №. Но ни <дата> заявление не было рассмотрено.
Административный истец считает, что заявление, о предоставлении в собственность земельного участка от <дата> рассматривалось 115 дней, до <дата>, в нарушение установленного срока.
Постановлением Администрации г. Таганрога от <дата> № утверждён АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно».
В соответствии с п. 3.5.4 административного регламента «в случае наличия в предоставлении муниципальной услуги, специалист КУИ осуществляет подготовку письменного мотивированного отказа».
П. 3.5.5. максимальная продолжительность административной процедуры - 15 дней.
Ссылаясь на указанны положения Административного регламента, административный истец указывает на то, что административным ответчиком нарушены сроки рассмотрения заявления, что привело к нарушению прав и законных интересов.
Ссылаясь на положение ч. 1 ст. 218 КАС РФ, административный истец просит суд признать не законным бездействие Комитета по управлению имуществом города Таганрога, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка, право собственности на который не разграничена, в собственность бесплатно; обязать Комитет по управлению имуществом г. Таганрога не допускать впредь нарушений сроков рассмотрения заявлений; взыскать с КУИ г. Таганрога расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании административный истец Васильева Э.Т., ее представитель Горшков С.В, допущенный к участию в деле в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика КУИ г. Таганрога Дьяченко А.А, действующий на основании доверенности от <дата> просил в удовлетворении административного иска отказать, так как административным истцом пропущен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В ходе судебного заседания установлено, что <дата>, через МФЦ г. Таганрога, Васильева Э.Т. обратилась за предоставлением услуги: предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно предоставив соответствующий пакет документов.
<дата> исх. № пакет документов для принятия решения о предоставлении земельных участков, в том числе земельного участка по адресу: <адрес> Муниципальным автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственный и муниципальных услуг в г. Таганроге» направлен председателю Комитета по управлению имуществом г. Таганрога Командировой З.К. (л.д. 14).
<дата> вх. № пакет документов Васильевой Э.Г. принят КУИ г. Таганрога, что подтверждается журналом регистрации заявок на выкуп земельных участков (л.д. 15-16).
<дата> исх. № № КУИ г. Таганрога возвращены пакеты документов Директору МАУ «МФЦ Таганрога» Корякину Р.В., в том числе, на земельный участок по адресу: <адрес> Обосновывая возврат документов, КУИ г. Таганрога было указано, что документы возвращаются для доработки, получения недостающих документов - сведений КАиГ об обременениях и ограничениях в использовании земельных участков виде того, что в соответствии с пунктами 2.2, 2.10.6. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно» (утвержден постановлением Администрации г. Таганрога от <дата> №), пунктами 2.2, 2.10.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» (утвержден постановлением Администрации г. Таганрога от <дата> №) Комитет по архитектуре и градостроительству г. Таганрог должен предоставлять сведения об обременениях и ограничениях в использовании земельных участков в рамках межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия. Согласно статье 37 Земельного кодекса Российской Федерации продавец обязан предоставлять покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. Таким образом, принятие решения о предоставлении в собственность земельных участков без сведений КАиГ об обременениях и ограничениях в использовании земельных участков, не представляется возможным.
<дата> исх. № пакет документов для принятия решения о предоставлении земельных участков, в том числе земельного участка по адресу: <адрес> Муниципальным автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственный и муниципальных услуг в г. Таганроге» повторно направлен председателю Комитета по управлению имуществом г. Таганрога Командировой З.К. (л.д. 19-20), ввиду того, что направление запросов о предоставлении сведений, необходимых для предоставления муниципальных услуг, в рамках межведомственного и межуровневого взаимодействия осуществляется либо специалистом КУИ, либо специалистом МАУ «МФЦ Таганрог». Сведения запрашиваемых в рамках межведомственного и межуровневого взаимодействия, не является основанием для отказа в представлении муниципальных услуг.
<дата> исх. № КУИ г. Таганрога повторно возвращены пакеты документов директору МАУ «МФЦ Таганрога» Корякину Р.В., в том числе, на земельный участок по адресу: <адрес> для доработки, получения недостающих документов - сведений КАиГ об обременениях и ограничениях в использовании земельных участков, так как без сведений КАиГ об обременениях и ограничениях в использовании земельных участков не представляется возможным. Указав, что в публичной кадастровой палате указаны сведения о данных земельных участках, просит запросить в КАиГ сведения об обременениях в использовании земельных участков и направить сформированные пакеты документов в КУИ, сославшись на то, что заявления по предоставлению в собственность земельных участков были приняты МАУ «МФЦ Таганрога» (л.д. 21-22).
<дата> исх. № пакет документов для принятия решения о предоставлении земельных участков, в том числе земельного участка по адресу: <адрес> Муниципальным автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственный и муниципальных услуг в г. Таганроге» направлен Начальнику отдела регулирования земельных отношений КУИ г. Таганрога Иванищевой А.Г. (л.д. 23-24).
<дата> вх. № пакет документов Васильевой Э.Г. принят КУИ г. Таганрога, что подтверждается журналом регистрации заявок на выкуп земельных участков (л.д. 25).
<дата> исх. № КУИ г. Таганрога на имя Васильевой Э.Т. и директора МАУ «МФЦ Таганрога» Корякина Р.В. направлен ответ на заявление от <дата> о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № площадью 287 кв.м., рассмотрев представленные документы КУИ г. Таганрога сообщил, что согласно информации, предоставленной Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога, земельный участок по вышеуказанному адресу, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденным Решением Городской Думы города Таганрога от <дата> № (в редакции Решения Городской Думы города Таганрога от <дата> №), расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2 пояс). В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом, согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Предоставить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № площадью 287 кв.м. не представляется возможным. При данных обстоятельствах земельный участок может быть предоставлен только на праве аренды.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как усматривается из материалов гражданского дела ответ КУИ г. Таганрога об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> был направлен <дата> №, Васильева Э.Т. обратилась в Таганрогский городской суд с административным исковым заявлением <дата> входящий номер №, то есть со значительным пропуском установленного процессуального срока.
Нормы действующего законодательства, предоставляя возможность гражданам оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, устанавливает ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано без рассмотрения спора.
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления может служить пропуск заявителем срока обращения в суд.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 5 статьи 138, частью 5 статьи 180, частью 8 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела, со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что Васильевой Э.Т. пропущен срок обращения с административным исковым заявлением к КУИ г. Таганрога о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка и обязании не допущения сроков рассмотрения заявлений, так как в ходе судебного заседания административный истец и его представитель пояснили, что ответ КУИ г. Таганрога Васильева Э.Т. получила в <дата>, таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления, так как административным истцом заявление подано по истечении 3 месяцев со дня, когда ей стало известно о нарушении ее прав.
Доводы административного истца и его представителя Горшкова С.В. о том, что административным ответчиком была допущена ошибка в адресе земельного участка вместо <адрес> указано <адрес> не имеет значения для рассмотрения спора, и не влияет на выводы суда, так как представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что описка в адресе была допущена МАУ «МФЦ Таганрог» при формировании дела №, однако все документы были приняты на адрес <адрес>
Довод административного истца о том, что она не обращалась <дата> с заявлением о предоставлении земельного участка, а обращалась с заявлением <дата> в МАУ «МФЦ Таганрог» суд также признает не имеющими значения для рассматриваемого спора, поскольку наличие ошибочных даты <дата> и номера № не влияет на суть спора, при этом судом бесспорно установлено обращение административного истца Васильевой Э.Т. в МАУ «МФЦ Таганрога» <дата>, номер дела №
В административном исковом заявлении Васильевой Э.Т., в материалах административного дела не содержится сведений о наличии уважительных причин обращения в суд за пределами установленного законом срока.
В рамках рассмотрения спора Васильевой Э.Т. не представлено суду доказательств того, что имелись обстоятельства, которые объективно препятствовали административному истцу своевременно обратиться в суд с административным исковым требованием об оспаривании бездействия КУИ г. Таганрога, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка и обязании не допущения сроков рассмотрения заявлений.
Оценив и исследовав представленные сторонами доказательства в соответствии с ч. 1 ст. 84 КАС РФ, с учетом того, что Васильева Э.Т. о нарушении своих прав бездействием КУИ г. Таганрога узнала в <дата> (с момента получения ответа на свое обращение в МАУ «МФЦ Таганрога» от <дата>), однако, настоящее административное исковое заявление было подано Васильевой Э.Т. только <дата>, то есть по истечении трехмесячного срока, установленного положениями ст. 219 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения, заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░ 2017 ░░░░.