12-27/2015
РЕШЕНИЕ
05 марта 2015 года г.Ухта
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Саенко О.Л., рассмотрев протест прокурора города Ухты на постановление Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО ГО «Ухта» от <...> г.. №.... о привлечении Чугаева И.Н. к административной ответственности по ст.20.21 КоАП РФ,
установил:
Постановлением Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО ГО «Ухта» от <...> г.. №.... Чугаев И.Н., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере руб.
Прокурором города Ухты принесен протест на указанное постановление с требованиями о его отмене и прекращении производства по делу.
В суде помощник прокурора А.В. на удовлетворении протеста настаивал.
Привлекаемое лицо и представитель КПДН участия в рассмотрении дела не приняли.
Заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Из протокола од административном правонарушении следует, что Чугаев И.Н., в час. мин. <...> г.. находился в подъезде дома №.... .... в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, при ходьбе шатался из стороны в сторону, изо рта исходил резкий запах алкоголя, глаза мутные.
Статья 20.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
По смыслу данной конституционной нормы достоинство личности предполагает наличие у лица права на свободу выбора образа жизни.
Соответственно, появление лица в общественном месте в состоянии опьянения не является противоправным деянием, а наличие признаков опьянения - запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, шаткая походка само по себе не является достаточным основанием для привлечения лица к административной ответственности по статье 20.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Злоупотребление правом запрещено. Исходя из указанных общеправовых принципов появление в общественных местах в состоянии опьянения, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, образует состав административного правонарушения.
При оценке поведения лица, находящегося в общественном месте в состоянии опьянения, возможно применение пункта 7 Постановления Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1985 года, содержащего примерный перечень не противоречащих действующему законодательству признаков оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность поведения.
Под оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность поведением лица следует понимать такое поведение, которое явно нарушает общепризнанные нормы общественного поведения, выражаясь в непристойных высказываниях или жестах, грубых выкриках, назойливом приставании к гражданам, в утрате способности к самостоятельному передвижению или ориентированию в окружающей обстановке, в создании опасности причинения вреда здоровью себе и окружающим.
Таким образом, административным правонарушением, предусмотренным статьей 20.21 КоАП РФ, будет являться наличие совокупности двух юридически значимых фактов - появление в общественном месте в состоянии опьянения и поведение, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не были учтены административным органом при вынесении оспариваемого постановления.
Согласно акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения от <...> г. №...., у Чугаева И.Н. отмечены: медленная невнятная речь, вялая мимика, пошатывание при ходьбе, неустойчивость в позе Ромберга, дрожание пальцев рук. При этом, относительно внешнего вида освидетельствуемого указано на опрятную одежду и отсутствие видимых повреждений.
По результатам освидетельствования, проведенного с применением технического средства измерения, у Чугаева И.Н. установлено состояние алкогольного опьянения (концентрация алкоголя в крови – 0,64 мл/г.).
При таких обстоятельствах, данные протокола об административном правонарушении с учетом диспозиции ст.20.21 КоАП РФ и объяснений привлекаемого лица, свидетельствуют о недоказанности совершения Чугаевым И.Н. административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ, поскольку должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, квалифицирующий признак вмененного Чугаеву И.Н. правонарушения и его объективная сторона (состояние опьянения, оскорбляющие человеческое достоинство и общественную нравственность) не установлены.
При рассмотрении дела административным органом, указанные недостатки устранены не были, объективная сторона правонарушения не установлена.
В связи с этим, основания для привлечения Чугаева И.Н. к административной ответственности по ст.20.21 КоАП РФ, отсутствовали.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, постановление Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО ГО «Ухта» подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении в отношении Чугаева И.Н. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО ГО «Ухта» от <...> г.. №.... о привлечении Чугаева И.Н. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Чугаева И.Н. состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 суток с момента получения.
Судья О.Л.Саенко