Дело №2а-1810/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2018 года г. Йошкар-Ола
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Ивановой Н.В., при секретаре судебного заседания Харченко Е.А., с участием прокурора Разумова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Борина,
Установил:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в Йошкар-Олинский городской суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия, выразившегося в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Борина (Юринский район Республики Марий Эл). Прокурор просит возложить на ответчика обязанность по определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы указанного водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; описанию границ его водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Республике Марий Эл Верхне-Волжского бассейнового водного управления для внесения их в государственный водный реестр; предоставлению сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точек в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Республики Марий Эл законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, в ходе которой установлено бездействие административного ответчика, выразившееся в не установлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы ряда водных объектов, в т.ч. реки Борина. В адрес правопредшественника административного ответчика – Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл прокурором вносилось в 2015 г. представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов и в Росреестр не поступали, что послужило основанием для обращения в суд с административным иском.
В судебном заседании прокурор Разумов А.В. требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал; просил установить ответчику срок для исполнения возложенных законом обязанностей по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы указанного водного объекта – три года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя.
В отзыве административный ответчик указал, что согласен с заявленными требованиями. В связи с тем, что защита мероприятий по определению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов Республики Марий Эл в соответствии с приказом Росводресурсов от 14 февраля 2018 года №31 «Об утверждении регламента и организационных мероприятий по формированию бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» запланирована на апрель 2019 года, ответчик просит установить разумный срок для исполнения требования административного истца – 3 года со дня вступления в силу решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика.
Изучив материалы административного дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.
Частью 2 ст. 7 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Из частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации следует, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, и, соответственно, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с п. 17 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч.2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ограничения и запреты на использование земель в пределах границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов изложены в частях 15-17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 года №17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 указанных Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:
а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В соответствии с п. 5 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».
В соответствии с п. 2 названных Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного информационного взаимодействия установлены статьей 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и принятыми в соответствии с частью 16 статьи 32 Закона о регистрации Правилами представления документов, направляемых или представляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532.
В силу части 1 статьи 32 Закона о регистрации сведения об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия только на основании соответствующих решений (актов) органов государственной власти либо органов местного самоуправления.
Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в пределах своей компетенции на территории Республики Марий Эл осуществлять полномочия в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 февраля 2018 г. № 51 Министерство осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти Республики Марий Эл в области лесных отношений, в области охраны и использования объектов животного мира, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области водных биологических ресурсов, в области водных отношений и в области экологической экспертизы, в соответствии с законодательством Республики Марий Эл.
Ранее указанные функции осуществлял Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, права и обязанности которого по реализации функций, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений перешли к ответчику согласно Указу Главы Республики Марий Эл от 27 октября 2017 года №262 «О структуре органов исполнительной власти Республики Марий Эл».
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 629, предусмотрено направление бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий средств нераспределенного резерва.
В соответствии со ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах:
- значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
- приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Из приложенной к административному исковому заявлению выписки из Государственного водного реестра от 20 марта 2018 г. следует, что в разделе 2.13-гвр «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов» отсутствуют сведения о реке Борина (Верхневолжский бассейновый округ водный объект №).
Судом установлено, что до настоящего времени границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Борина не установлены, что следует из отзыва Министерства на иск.
Как следует из административного искового заявления, в адрес Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл природоохранной прокуратурой в 2015 году вносилось представление об устранении указанного нарушения закона, однако мер принято не было.
В письменном отзыве на иск административный ответчик указал, что с иском согласен.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия ответчика, которое выразилось в непринятии мер по установления границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы вышеуказанного водного объекта и необходимости возложения на него обязанности произвести в отношении указанного объекта мероприятия по:
определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации;
описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, её координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах;
предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы в Отдел водных ресурсов по Республике Марий Эл Верхне-Волжского бассейновое водное управление для внесения их в государственный водный реестр;
предоставлению сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точках в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Из отзыва на административное исковое заявление следует, что приказом Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации №31 от 14 февраля 2018 года утвержден Регламент Формирования бюджетных проектировок на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, защита мероприятий (в том числе и по рассматриваемым водных объектам) запланирована на апрель 2019 года.
Принимая во внимание объем работ, которые необходимо провести в целях устранения выявленных нарушений, позиции сторон, суд считает целесообразным установить срок для проведение указанных выше мероприятий - в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Марийского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Борина (Юринский район Республики Марий Эл).
Обязать Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл выполнить мероприятия по:
определению ширины водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Борина в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Борина, их координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах;
предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной полосы, включающих картографические материалы для внесения их в государственный водный реестр;
предоставлению сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Борина, их координатах и опорных точках в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Установить срок для исполнения требований – не более трех лет с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Н.В.Иванова
Мотивированное решение составлено 03 мая 2018 года.