Дело № 2-2006/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2018 г.
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русинова Д.М.,
с участием прокурора Бурлаковой Е.В.,
при секретаре Шептовицкой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г.Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля об обязании привести установить объект светофорного регулирования, дублирующий знак,
у с т а н о в и л:
Прокурор Заволжского района г.Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии г.Ярославля, ДГХ мэрии г.Ярославля об обязании ответчиков в срок до 30.11.2018 устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, путем установки объекта светофорного регулирования на пешеходном переходе в районе <адрес>, установки дублирующего знака 5.19.1 над проезжей частью.
Заочным решением суда от 08.08.2018 постановлено: «Обязать Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля в срок до 30 ноября 2018 г. установить объекта светофорного регулирования на пешеходном переходе в районе <адрес>, установить дублирующий знак 5.19.1 над проезжей частью.».
Определением суда от 27.09.2018 данное заочное решение по заявлению ответчиков отменено, рассмотрение дела по существу возобновлено.
В судебном заседании прокурор Бурлакова Е.В. исковые требования поддержала, дала пояснения в пределах заявленного, не возражала против определения срока выполнения работ 31 мая 2019 г.
Представитель ответчиков по доверенности Ярунова Н.Т. с заявленными требованиями о возложении обязанности по установке объекта светофорного регулирования и дублирующего знака согласилась, однако в сроки, обозначенные истцом, исполнить указанные требования не представляется возможным, в связи с чем просила предоставить срок по выполнению указанной обязанности до 31 мая 2019 г.
Третье лицо МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Заволжского района г.Ярославля проведена проверка по обращению начальника УГИБДД УМВД РФ по Ярославской области Сироткина А.В. о соблюдения требований действующего законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе в районе <адрес>.
В результате проверки установлено, что нерегулируемый пешеходный переход в районе <адрес> имеет более 2-х полос движения в одном направлении. УГИБДД УМВД РФ по ЯО произведены замеры интенсивности движения автотранспорта и пешеходов на указанном участке дороги 02.07.2018 г. в период с 13:00 ч. до 14:00 ч., которые составили 2510 автомобилей в час в обоих направлениях, интенсивность движения пешеходов в одном, наиболее загруженном направлении, составляет 23 пешехода в час. По сведениям УГИБДД УМВД РФ по ЯО на указанном пешеходном переходе зарегистрированы наезды на пешеходов, в результате которых пешеходами получены ранения различной степени тяжести: 13.08.2017 в 09:32 ч., 16.11.2017 в 19:11 ч., 26.12.2017 в 10:30 ч., 30.01.2018 в 08:30 ч., 24.06.2018 в 16:20 часов. К тому же, в нарушение требований пункта 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на указанном пешеходном переходе дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» не продублирован над проезжей частью.
Согласно постановлению мэра г. Ярославля от 02.10.2008 N 2689 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля», дорога по <адрес> относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения города Ярославля.
В соответствии ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу г. Ярославля к полномочиям мэрии города по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» /далее – Закон о безопасности дорожного движения/ основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» /далее – Закон автомобильных дорогах и о дорожной деятельности/ дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения.
В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.
В нарушение указанных положений, знак 5.19.1 над проезжей частью нерегулируемого пешеходного перехода в районе <адрес>.
Требованиями ГОСТ Р 52289-2004 установлены следующие условия, при которых установка светофорных объектов на автодорогах является обязательной:
В соответствии с п. 7.1.2. ГОСТ Р 52289-2004 светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.
Пунктом 7.2. ГОСТ Р 52289-2004 установлены условия применения светофоров. В соответствии с п. 7.2.14. ГОСТ Р 52289-2004 Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П. 1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий:
Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице.
Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой - 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.
В населенных пунктах с числом жителей менее 10000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.
Условие 3. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.
Условие 4. На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 мес., которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более.
В соответствии с п. 7.2.15. ГОСТ Р 52289-2004 Светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводится на дороге с числом полос две и более в каждом направлении, если условие 2 не выполняется по значению интенсивности пешеходного движения.
Согласно ст. 13 Закона автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, надлежащим ответчиком является Департамент городского хозяйства мэрия г.Ярославля, не обеспечивающий надлежащее содержание автомобильной дороги по <адрес>, создавая тем самым реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества населения г. Ярославля. Непринятие ДГХ мэрии г. Ярославля соответствующих мер снижает гарантии уровня безопасности жизни и здоровья граждан.
В соответствии с п. 2.2 Положения «О департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля», утвержденного решением муниципалитета города Ярославля 06.07.2007 № 492, основными задачами департамента являются осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Поскольку спорный участок автомобильной дороги включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ярославля, обязанности по его содержанию несет департамент.
Суд, учитывая объем работ, которые необходимо провести для приведения пешеходного перехода в надлежащее состояние, принцип разумности, баланс интересов сторон, приходит к выводу о том, что сроки для устранения нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки - до 31 мая 2019 г., является достаточным и разумным, возражений от ответчиков не поступило.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец предоставил суду доказательства законности и обоснованности своих исковых требований в пределах удовлетворенных.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля в срок до 31 мая 2019 г. установить объекта светофорного регулирования на пешеходном переходе в районе <адрес>, установить дублирующий знак 5.19.1 над проезжей частью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.М. Русинов
м.р. 01.10.2018