дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 ноября 2018 года г.Мамадыш РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Давлетбаевой М.М.,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО4 сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ о признании наследника принявшим наследство, и признании права собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к ФИО4 сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ, о признании наследника принявшим наследство, и признании права собственности на наследственное имущество, открывшегося после смерти матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого <адрес> года постройки, общей площадью 42,7 кв.м. с надворными постройками расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>. В обосновании требований указал, что ранее вышеуказанное домовладение принадлежало его отцу – ФИО2, умершему ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца, его мать – ФИО3 фактически приняла наследство, владела, пользовалась указанным жилым домом, продолжала проживать там же, содержала наследственное имущество, управляла им, принимала меры к его сохранности. Однако в силу сложившихся обстоятельств мать не успела оформить своих наследственных прав. Наследниками после смерти матери является – он, и его сестры, которые на наследство не претендуют. Сразу же после смерти матери он фактически принял наследство. Однако оформить свои права на указанное выше наследственное имущество у нотариуса не может ввиду отсутствия правоустанавливающих документов.
Представитель ответчика - ФИО4 сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия
Третьи лица – ФИО13, ФИО14, ФИО9 в судебное заседание не явились, предоставили заявления о рассмотрении дела без их участия, с исковым заявлением согласны. На наследственное имущество не претендуют.
Выслушав в судебном заседании представителя истца, опросив свидетелей и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Татарской АССР, отец – ФИО2, мать – ФИО3 (л.д.7,8).
ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИО2 и ФИО10, после регистрации брака жене присвоена фамилия – ФИО15. В графе она отчество указано как «Григориевна» (л.д.11). Согласно справки Совета ФИО4 сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ ФИО3 и ФИО3 одно и тоже лицо.
Отец истца ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10). Он по день смерти был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>. Совместно с ним по день смерти по вышеуказанному адресу зарегистрирована и проживала жена – ФИО3 (л.д.12).
Мать истца ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9). Она по день смерти была зарегистрирована и постоянно проживала одна по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.13).
Согласно ответов нотариусов Мамадышского нотариального округа РТ наследственных дел поле умерших ФИО2 и ФИО3 не имеется.
Из сообщения нотариуса усматривается, что нотариусом Мамадышского нотариального округа ФИО1 в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на вышеуказанное имущество отказано ввиду отсутствия правоустанавливающего документа (л.д.6). На основании части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как следует из справки Совета ФИО4 сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ, выданной согласно похозяйственной книги №, лицевой счет №, ФИО2 по день смерти принадлежал на праве собственности одноэтажный, бревенчатый жилой <адрес> года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты>., с надворными постройками: ворота и забор, расположенные на земельном участке площадью <данные изъяты>.м., находящиеся по адресу: <адрес>.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> года постройки, общей площадью <данные изъяты>.м., жилой площадью <данные изъяты>.м., с надворными постройками: веранда тесовая, ворота металлические, забор металлический расположены по адресу: <адрес>.
Из копий лицевых счетов из похозяйственной книги №ДД.ММ.ГГГГ-1973, 1986-1990, 1997-2001,2003-2006 г.г. усматривается, что ФИО2 являлся главой хозяйства по адресу: <адрес> (л.д.25-35).
Свидетели ФИО11, ФИО12 в судебном заседании показали, что при жизни ФИО2 владел и пользовался на праве собственности жилым домом, надворными постройками находящимися по адресу: <адрес>. После его смерти наследство фактически приняла его жена ФИО3, которая проживала вместе с мужем и продолжала проживать там же. После смерти ФИО3 наследство фактически принял истец ФИО1, который принял меры к сохранности наследственного имущества.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает установленным в судебном заседании факт владения и пользования ФИО2 при жизни на праве собственности вышеуказанным домовладением. Мать истца – ФИО3, будучи наследником по закону первой очереди, до истечения установленного законом шестимесячного срока после смерти мужа ФИО2, вступила во владение и пользование наследственным имуществом. Однако она умерла, не успев оформить своих прав на наследственное имущество в виде жилого дома с надворными постройками. Тем не менее, данное наследственное имущество так же считается принадлежащим ФИО3 со дня открытия наследства и подлежит включению в наследственную массу, открывшуюся после ее смерти. Истец, будучи наследником по закону первой очереди, до истечения установленного законом шестимесячного срока после смерти матери ФИО3 вступил во владение и пользование наследственным имуществом, тем самым в силу закона принял наследственное имущество, принадлежащее наследодателю ко дню смерти, что свидетельствует о фактическом принятии наследства. Данное имущество подлежит включению в наследственную массу оставшееся после смерти ФИО3 Таким образом, право собственности на принадлежавшее ФИО3 имущество переходит в порядке наследования по закону ее сыну – ФИО1 Спора между наследниками не имеется. Иск подлежит удовлетворению. Иные доказательства суду не представлены.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Татарской АССР, на наследство по закону, открывшееся после смерти матери – ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, принявшей, но не оформившей своих наследственных прав после смерти мужа ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого <адрес> года постройки, общей площадью 42,7 кв.м. с надворными постройками: веранда тесовая, ворота металлические, забор металлический, расположенные на земельном участке, площадью 2879 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
Судья