Решение по делу № 2а-3979/2018 ~ М-3777/2018 от 08.08.2018

Дело № 2а-3979/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 9 октября 2018 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Протасовой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Царегородцевой Е.И.,

с участием представителя административного истца Долгорукова И.В. – адвоката Лебедева Е.В.,

заинтересованного лица Долгоруковой А.И.,

представителей административного ответчика Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл по доверенностям Мечтанова А.А., Бушмановой Т.В.,

представителя заинтересованного лица – МЧС России по доверенности Мечтанова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Долгорукова И.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл о признании незаконным решения жилищной комиссии и возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

Долгоруков И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл (далее – Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл) о признании незаконным и отмене оформленного протоколом от 12 июля 2018 года решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, обязании Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл восстановить нарушенное право Долгорукова И.В. путем выдачи Долгорукову И.В. государственного жилищного сертификата с составом семьи 4 человека: супруга Долгорукова А.П., 20 октября 1970 года рождения, дочь Долгорукова В.И., 21 декабря 1994 года рождения, сын Долгоруков М.И., 21 ноября 2000 года рождения, о чем сообщить в суд и административному истцу Долгорукову И.В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что Долгоруков И.В. со 2 сентября 1992 года проходил службу в Федеральной противопожарной службе Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл, 18 апреля 2016 года уволен в связи с достижением предельного возраста. 28 августа 2017 года административной истец включен в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий, установленных федеральным законодательством». 18 июня 2018 года МЧС России Долгорукову И.В. с составом семьи из 4 человек выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты. 12 июля 2018 года жилищная комиссия Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл решила не выдавать сертификат, в связи с тем, что был произведен неверный расчет социальной выплаты, так как семья административного истца состоит не из 4 человек, а 6 человек, как члены семьи должны учитываться также мать и отец. Однако наличие родственных связей не влечет правовых последствий для признания родителей административного истца членами его семьи.

Представитель административного истца Долгорукова И.В. – адвокат Лебедев Е.В. административное исковое заявление поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.

Заинтересованное лицо Долгорукова А.И., действующая также как законный представитель заинтересованного лица ФИО13, просила удовлетворить административное исковое заявление.

Представители административного ответчика Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл, заинтересованного лица МЧС России Мечтанов А.А., Бушманова Т.В. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Административный истец Долгоруков И.В., заинтересованное лицо Долгорукова В.И., извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились.

На основании статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Долгорукова И.В. и заинтересованного лица Долгоруковой В.И.

Рассмотрев по существу административное дело по административному исковому заявлению, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила).

Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

В пункте 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники (подпункт «а»).

20 октября 2003 года административным истцом подано заявление о принятии его с семьей из 4 человек (супруга – ФИО11, дочь – ФИО12, сын – ФИО13) на учет для улучшения жилищных условий.

Согласно выписке из списка очередников на получение жилых помещений сотрудников ОГПС-4 УГПС МВД Республики Марий Эл от 1 ноября 2003 года, Долгоруков И.В. с составом семьи из 4 человек был включен в соответствующий список под .

5 мая 2009 года Долгоруков И.В. обратился с заявлением о восстановлении в списке нуждающихся в получении жилого помещения по дате подачи первоначального рапорта.

Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ «4 ОФПС по Республике Марий Эл» от 10 июня 2009 года Долгоруков И.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи из 4 человек (супруга, сын и дочь) и включен в очередь на получение жилого помещения под .

В пункте 6 Правил предусмотрено, что в рамках основного мероприятия получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками основного мероприятия в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники основного мероприятия), которые подтвердили свое участие в основном мероприятии в планируемом году.

Согласно пункту 17 Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил – постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители (в редакции, действующей на момент подачи заявления).

В подпункте «а» пункта 19 Правил указано, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1(1) с приложением следующих документов: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (в редакции, действующей на момент подачи заявления).

16 июня 2017 года Долгоруков И.В. обратился в Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл с заявлением о его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В заявлении указано, что Долгоруков И.В. проживает по адресу: <адрес> членами семьи Долгорукова И.В. являются его супруга Долгорукова А.П., дети – ФИО12, ФИО13 В отношении указанных лиц были предоставлены запрашиваемые документы.

В заявлении также указано, что с Долгоруковым И.В. проживают иные члены семьи ФИО8 (отец), ФИО9 (мать).

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено на основании ордера от 3 августа 1995 года ФИО9

В данном жилом помещении в настоящее время проживают: ФИО14 ФИО9, Долгоруков И.В., ФИО13, Долгорукова А.П., ФИО12

Административным истцом в отношении ФИО8 и ФИО9 документы, указанные в пунктах 19, 44 Правил не предоставлялись, как члены семьи административного истца они не указывались.

В статье 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Из представленных документов видно, что административный истец, его супруга, дети и родители, имеют одинаковую регистрацию, которая подтверждает их постоянное проживание по адресу: <адрес>.

Фактические обстоятельства совместного проживания административного истца со своими родителями в одном жилом помещении в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

В пункте 21 Правил предусмотрено, что по результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия. В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

По смыслу приведенных нормативных положений принятие одного из решений, перечисленных в пункте 21 Правил, осуществляется на основании заявления (рапорта) приложенных к нему документов, перечисленных в пункте 19 Правил.

При этом сотрудникам не предоставлено право по своему усмотрению указывать членов семьи, представлять документы по своему усмотрению.

Доводы административного истца о том, что его родители не должны признаваться членами его семьи, противоречат положениям пункта 17 Правил.

Ссылки на положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в данном случае являются не обоснованными, поскольку им определяется порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Данный порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации».

Однако по настоящему делу решение принималось в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», имеющей иное правовое регулирование.

К спорным правоотношениям также не подлежат применению правила части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривающие, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Решение об отказе в выдаче сертификата от 12 июля 2018 года не затрагивает права административного истца на нахождение на учете, как нуждающегося в жилых помещения, поскольку выдача жилищного сертификата является одной из форм обеспечения жильем сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, уволенных со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе.

В Положении о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном приказом МЧС России от 1 октября 2004 года № 458, предусмотрено, что главное управление МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет ведение учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей (пункт 11.2).

В пункте 18 Правил указано, что выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц основного мероприятия гражданам, указанным в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил, - федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральный орган), в котором указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Приказом МЧС России от 12 января 2012 года № 5 «Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений» предусмотрено, что учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищными комиссиями (далее - комиссия), создаваемыми в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации - для учета сотрудников ФПС, проходящих службу в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных им учреждениях.

Приказом Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл от 28 февраля 2018 года создана жилищная комиссия Главного управления МЧС России о Республике Марий Эл.

Поскольку разрешение указанных выше вопросов отнесено к полномочиям жилищных комиссий, созданных в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, оспариваемое решение принято в пределах предоставленных полномочий.

На основании пункта 16 (2) Правил в случае, если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» пункта 5 Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику основного мероприятия только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику основного мероприятия возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.

В подпункте «ж» пункта 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник основного мероприятия представляет также обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность.

В заявлении от 16 июня 2017 года административный истец указал, что с условиями участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ознакомлен и обязуется их выполнять.

Так как административный истец и члены его семьи занимают жилое помещение по договору социального найма, он обязан предоставить обязательство о расторжении договора социального найма; ему также может быть выдан сертификат на социальную выплату, размер которой определен, как разница между размером общей площади жилого помещения, по установленным нормативам, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.

На основании пункта 44(1) Правил в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику основного мероприятия не вручается.

Поскольку административным истцом не представлено обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения, его заявление содержит недостоверные сведения о членах семьи, Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл обоснованно отказало ему в выдаче сертификата.

Оснований для возложения на административного ответчика обязанности выдать Долгорукову И.В. государственный жилищный сертификат и сообщить об этом в суд не имеется, так как оспариваемое решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Долгорукова И.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.М. Протасова

Мотивированное решение составлено 15 октября 2018 года.

2а-3979/2018 ~ М-3777/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Долгоруков Игорь Вячеславович
Ответчики
Главное Управление МЧС по РМЭ
Другие
МЧС России
Долгоруковы Михаил Игоревич
Долгорукова Валерия Игоревна
Долгорукова Александра Павловна
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Протасова Екатерина Михайловна
08.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
13.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2018[Адм.] Судебное заседание
04.10.2018[Адм.] Судебное заседание
09.10.2018[Адм.] Судебное заседание
15.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее