г. Волгоград 3а-353/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Колгановой В.М.
при секретаре: Лузине Д.А.
рассмотрев 14 августа 2018 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трояновской Т. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Росреестра» по Волгоградской области, Губернатору Волгоградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания,
установил:
Трояновская Т.А. (далее административный истец) 20 апреля 2018 года обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания: кафе с рампой и навесом с кадастровым номером № <...>, площадью 661,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указала, что является собственником указанного нежилого помещения, установленная кадастровая стоимость которого в несколько раз превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку может повлечь увеличение налоговых платежей при продаже данного объекта недвижимости. Административным истцом в пояснениях к иску приведены доводы о том, что в соответствии с положениями части 5 статьи 217.1 Налогового Кодекса Российской Федерации при отчуждении здания до истечения минимального предельного владения объектом недвижимого имущества с момента приобретения права собственности на него, для случая, когда доход от продажи недвижимости меньше 70% кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, предусмотрены особенности. В такой ситуации доходом, облагаемым НДФЛ, признается 70% кадастровой стоимости объекта недвижимости на указанную дату. В связи с изложенными обстоятельствами Трояновская Т.А. просила суд кадастровую стоимость принадлежащего ей объекта недвижимости установить равной рыночной стоимости.
До рассмотрения спора по существу от представителя административного истца – Юрова А.Ю. поступило ходатайство о назначении по делу экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании определения Волгоградского областного суда от 01 июня 2018 года по настоящему административному делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО «Оценочная фирма «Спектр» Рогожкину Г.А., и производство по делу было приостановлено.
После поступления в суд экспертного заключения определением Волгоградского областного суда от 25 июля 2018 года производство по делу было возобновлено.
Трояновская Т.А., извещенная о времени и месте слушания дела, в суд не явилась, причины неявки суду неизвестны.
Представитель административного истца - Юров А.Ю. в судебном заседании заявленные требования в порядке ст.46 КАС РФ уточнил и просил суд установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером № <...>, площадью 661,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 31 октября 2017 года в размере равном его рыночной стоимости – 6900470 рублей.
От административного ответчика Губернатора Волгоградской области, заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей, в ходатайствах указано, что административный ответчик и заинтересованное лицо не возражают против реализации административным истцом своих законных прав по вопросу установления кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, а также содержится просьба об отказе в удовлетворении требований к Губернатору Волгоградской области и Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, поскольку данные лица не утверждали результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Представители административного ответчика ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области и заинтересованного лица администрации Волгограда в судебное заседание не явились, объяснений по существу заявленных требований суду не представили.
Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее КАС РФ).
Выслушав явившегося в судебное заседание представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником нежилого здания: кафе с рампой и навесом с кадастровым номером № <...>, площадью 661,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от 02 августа 2016 года (т.1 л.д.9-10), выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т.1 л.д.14-15).
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец привёл доводы о том, что завышенная кадастровая стоимость приведёт к необоснованному увеличению размера налога от продажи спорного объекта недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости при намерении собственника произвести отчуждение указанного имущества, нарушает права административного истца, поскольку ограничивает его право устанавливать цену имущества по своему усмотрению, поскольку иное приведёт собственника имущества к такому положению, при котором он вынужден будет произвести уплату налога на доходы физических лиц (Глава 23 НК РФ).
В любом случае, при продаже объекта недвижимого имущества за цену меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, административный истец вынужден будет произвести оплату соответствующего налога, налоговая база которого будет определена с учётом кадастровой стоимости этого объекта.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 21 марта 2013 г. № 253 утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Волгоградской области по состоянию на 09.07.2012 г. и п.2.1 Приказа Министерства экономического развития РФ от 18.03.2011 г. № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и(или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости». Спорный объект недвижимости в указанном нормативном правовом акте не приведён, а сведения о нём внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) только 31 октября 2017 года.
Приведённые обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН (т.1 л.д.18), сообщением ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области. Кадастровая стоимость здания определена в размере 28391 270 рублей 05 копеек.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В силу пункта 12 Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 21 марта 2013 №253 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Волгоградской области» (Приложение №2) и п.2.1 Приказа Министерства экономического развития РФ от 18 марта 2011 г. №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», и определена в размере 28391270,05 руб. Датой определения кадастровой стоимости является 31 октября 2017 года.
При таких обстоятельствах и рыночная стоимость этого объекта должна быть установлена на указанную дату.
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющими принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В подтверждение заявленных требований административным истцом суду был представлен отчет ООО «Артемида» № 024/18, согласно которому рыночная стоимость здания с кадастровым номером № <...> по состоянию на 31 октября 2017 года определена равной 3301 000 рублей (т.1 л.д.118).
Вместе с тем, согласно выводам судебной экспертизы, содержащимся в экспертном заключении, проведенной ООО «Оценочная фирма «Спектр» экспертом Рогожкиным Г.А. на основании определения Волгоградского областного суда от 01 июня 2018 года, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 31 октября 2017 года составляет 6900 470 рублей.
При оценке указанного экспертного заключения, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нём указана общая информация, идентифицированы объекты оценки, приведен анализ рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объектов оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного объекта недвижимости, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной экспертизы, суду не представлено.
Таким образом, по мнению суда, экспертное заключение, представленное по результатам проведённой судебной оценочной экспертизы, является достоверным и допустимым доказательством.
Представленный ранее административным истцом отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости правового значения при принятии решения не имеет, так как рыночная стоимость объекта недвижимости установлена судом на основании заключения судебной экспертизы, с выводами которой согласился представитель административного истца, уточнивший заявленные требования с учётом выводов названной судебной экспертизы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости объекта недвижимости либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Трояновской Т. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Росреестра» по Волгоградской области и Губернатору Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, поступившее в Волгоградский областной суд 20 апреля 2018 года, удовлетворить в полном объёме.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером № <...> площадью 661,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 31 октября 2017 года в размере равном его рыночной стоимости – 6900470 (шесть миллионов девятьсот тысяч четыреста семьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: \подпись\ Колганова В.М.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2018 года
Судья верно Колганова В.М.