Дело № 2-3287/14 подлинник
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Красноярск 03 декабря 2014 г.
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Хвалько О.П.,
при секретаре – Прокаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело:
по иску Межрайонной инспекции ФНС России №22 по Красноярскому краю (далее Инспекция, налоговый орган) к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу;
по встречному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> (далее Инспекция, налоговый орган) о перерасчете задолженности по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу. Требования мотивированы следующим.
ФИО1 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Хмельники, Красноярское водохранилище, общей площадью 21168кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, а потому она обязана ежегодно оплачивать земельный налог. Данную обязанность ответчик не исполняла, в результате чего образовалась задолженность по налоговым платежам за 2012 год. В адрес последней было направлено требование об уплате недоимки, которое осталось без исполнения. В связи с чем, Инспекция в порядке искового производства, просила взыскать с ФИО1 недоимку по земельному налогу в размере №, а также пени в сумме №
В свою очередь ФИО1, обратилась в суд со встречным иском в котором просила обязать налоговый орган произвести перерасчет задолженности по земельному налогу за 2012 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 21168 кв.м, в размере №, ссылаясь на то, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником указанного земельного участка, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для эксплуатации базы отдыха «Маяк», имеющий местоположение: <адрес>, Красноярское водохранилище, в районе <адрес>. Кадастровая стоимость на момент выкупа данного земельного участка составляла № 72 копейки, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка № <данные изъяты> года, которая являлась актуальней до ДД.ММ.ГГГГ. Однако в налоговом уведомлении за 2012 год, указана стоимость земельного участка в размере № В связи с несогласием со стоимостью участка, она (ФИО1) обратилась в Арбитражный суд <адрес> с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, установлена кадастровая стоимость земельного участка №, соответствующей его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом ООО «Альянс-Оценка» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год.
В судебное заседание истец-ответчик Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес>, будучи надлежаще уведомленной о времени и месте рассмотрения спора, своего представителя не направила, о причине его неявки суд не уведомила, однако исковое заявление содержит в себе просьбу на рассмотрение дела в отсутствие представителя.
Ответчик – истец ФИО1, надлежаще уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, представила ходатайство об отложении слушания по делу в связи с выездом из Красноярска.
Судом ходатайство ФИО1 отклонено, в связи с отсутствием уважительных причин, влекущих отложение судебного разбирательства, учитывая, что дата и время рассмотрения дела была согласована судом со сторонами ДД.ММ.ГГГГ года, когда был принят встречный иск ФИО1
При этом, суд учитывает, что ФИО1 выдана доверенность на представителя – ФИО4, явка которого ответчиком-истцом в судебное заседание назначенное на ДД.ММ.ГГГГ года, не обеспечена.
Кроме того, суд учитывает положения ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которым злоупотребление правом не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах. В этой связи дело рассмотрено в отсутствие сторон с учетом ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в установленный законодательством срок; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе в соответствии со ст.48 Налогового кодекса РФ обратиться в суд с иском о взыскании налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В силу п.п.9,14 ч.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом; а также предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (ч.1 ст.32 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ и ст.390 НК РФ установлено, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с главой 31 НК РФ ФИО1 является налогоплательщиком земельного налога.
По сведениям Федеральной регистрационной службы, направленным в Инспекцию, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес>, <данные изъяты>, общей площадью 21 168кв.м. В связи с чем, налоговым органом был исчислен к уплате земельный налог за 2012 год, согласно расчета в общей сумме №
Инспекцией ФИО1 направлено налоговое уведомление № о расчете земельного налога, согласно которому сумма налога составила №, срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
За взысканием недоимки и пени по земельному налогу Инспекция также обращалась к мировому судье судебного участка № в <адрес>, однако судебный приказ, выданный указанным мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ года, был ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с представленными налогоплательщиком возражениями относительно его исполнения. Указанное обстоятельство свидетельствует об исполнении Инспекцией требований налогового законодательства в части досудебного порядка разрешения спора.
Вместе с тем, ФИО1 в установленный срок обязанность по уплате налога не исполнила.
Оценив доказательства по делу, суд учитывает, что ответчик является налогоплательщиком земельного налога за 2012 год, Инспекцией направлено налоговое уведомление по земельному налогу за 2012 год.
Данные обстоятельства подтверждаются налоговым уведомлением № об уплате земельного налога за 2012год в размере №, требованием об уплате налога и пени по состоянию в срок до ДД.ММ.ГГГГ год.
В силу действующего налогового законодательства требование об уплате налога направляется при наличии недоимки, которая возникает после истечения срока уплаты налога.
Суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ ответчику заказной корреспонденцией направлено требование об уплате земельного налога и пени за его несвоевременную уплату.
В этой связи, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 в пользу налогового органа задолженности по земельному налогу за 2012 года в размере №
При этом, основания для удовлетворения встречных требований ФИО1 об обязании МИФНС России № по <адрес> произвести перерасчет задолженности по земельному налогу за 2012 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в силу следующего.
Указанным выше решением Арбитражного суда по делу по иску ФИО1 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадь: 21 168 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для эксплуатации базы отдыха «Маяк», имеющий местоположение: <адрес>, Красноярское водохранилище, в районе <адрес>, в размере №, соответствующей его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом ООО «<данные изъяты>
<данные изъяты> со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В силу требований п. 2 ст. 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящим кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании информации о земельных участках, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. п. 11, 12 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 настоящего Кодекса. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу требований ст. 396 НК РФ, сведения об объектах вносятся в базу данных налогового органа на основании сведений органов, осуществляющих ведение кадастрового учета, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляемых в налоговый орган в соответствии со ст. 85 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база при исчислении земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель, равно как и полномочиями по утверждению результатов такой оценки, не вправе определять правомерность и законность размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что при исчислении земельного налога, предъявленного ФИО1 к оплате за 2012 год, инспекция руководствовалась сведениями (информационной базой данных) по объектам налогообложения и плательщикам земельного налога, предоставленными, в соответствии с п. 11 и п. 12 ст. 396 НК РФ, органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, а также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в силу приведенных выше положений Налогового кодекса Российской Федерации не может быть применена при расчете земельного налога за налоговый период 2012 года, поскольку перерасчет земельного налога налоговым органом возможен только на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, в то время как ФИО1 не представлено доказательств пересмотра ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» кадастровой стоимости указанного земельного участка на налоговый период 2012 года. Права ФИО1, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В силу ст.75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Поскольку ответчиком обязанность по уплате земельного налога не исполнена в установленный срок, суд взыскивает с нее пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме № Расчет пени, представленной налоговым органом судом проверен и принят, при этом ФИО1 данный расчет не оспорен.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика госпошлину в доход местного бюджета в размере, в котором истец был освобожден от ее уплаты в силу закона при подаче иска, пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований, в сумме №
Руководствуясь ст. ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной Инспекции ФНС России № по <адрес>:
налог на землю с физических лиц за 2012 года в сумме № 72 копейки. (код бюджетной классификации <данные изъяты>
пени за неуплату налога на землю с физических лиц за 2012 года в сумме № 37 копеек, (код бюджетной классификации <данные изъяты>
Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход местного бюджета в размере № 93 копейки.
ФИО1 в удовлетворении встречных исковых требований к Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> о перерасчете задолженности по земельному налогу – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья О.П. Хвалько