Решение по делу № 33-3620/2024 от 04.03.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

№ 2-1888/2023

УИД № 91RS0022-01-2023-001738-92 Дело № 33-3620/2024

    

председательствующий в суде первой инстанции

судья – докладчик в суде апелляционной инстанции

Бойко З.А.

Каменькова И.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 апреля 2024 года          г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Каменьковой И.А.

судей Пономаренко А.В., Балема Т.Г.

при секретаре Бочеговой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Феодосии, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Семенова Людмила Валериевна, Паздников Андрей Сергеевич, Стусь Анна Ивановна, Тромпан Татьяна Михайловна, Кузьменко Юрий Викторович, Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Администрации города Феодосии Республики Крым», о признании незаконным действий в части установления срока отселения из аварийного многоквартирного жилого дома,

    по апелляционной жалобе Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 09 ноября 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

В январе 2023 года заместитель прокурора города Феодосии, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском в котором, просит обязать Администрацию г. Феодосии внести изменения в п.2 постановления Администрации г. Феодосии РК № 1408 от 05 мая 2023 года «О внесении изменений в постановление Администрации города Феодосии от 24 апреля 2017 года № 1283 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО6 <адрес> <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», в части установления разумного срока отселения граждан из многоквартирного дома и сокращении его с указанием срока отселения не позднее шести месяцев с момента вступления решения суд в законную силу.

Требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой города Феодосии проверки установлено, что 20 апреля 2017 года <данные изъяты> на основании заключения специализированной организации <данные изъяты>» от 21 февраля 2017 года принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО6, г. <адрес>, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. На основании указанного заключения Администрацией города Феодосии Республики Крым принято постановление от 28 апреля 2017 года № 1283 о признании многоквартирного дома по адресу: ФИО6, <адрес>, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. Согласно пункту 2 указанного постановления установлен срок отселения физических лиц из жилых помещений указанного многоквартирного дома до 01 февраля 2018 года Постановлением Администрации города Феодосии от 05 мая 2023 года № 1408 «О внесении изменений в постановление Администрации г. Феодосии от 28 апреля 2017 года № 1283 «О признании МКД №13 по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», срок отселения физических лиц из жилых помещений указанного МКД продлен до 31 декабря 2026 года. При этом, учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого (несущие конструкции) находятся в стадии разрушения, установленный в постановлении Администрации города Феодосии срок расселения жильцов дома до 31 декабря 2026 года, не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным и влекущим возможность причинения вреда жизни или здоровью граждан (жильцов дома) в случае его обрушения, иного повреждения его конструктивных или иных элементов, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 09 ноября 2023 года исковые требования заместителя прокурора г. Феодосии удовлетворены частично, на Администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность внести изменения в пункт 2 постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 05 мая 2023 года № 1408 «О внесении изменений в постановление Администрации г. Феодосии от 28 апреля 2017 года № 1283 «О признании многоквартирного <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» в части установления разумного срока отселения граждан из многоквартирного дома и сокращении его, с указанием срока отселения не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением суда Администрация города Феодосии Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение которым, в удовлетворении исковых требований отказать.

Апеллянт указывает, что требования об обязании установить разумный срок для отселения физических лиц Администрация города Феодосии Республики Крым считает необоснованным, так как срок отселения до 31 декабря 2026 года установлен исходя из требований разумности. При этом, действующим законодательством конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести авариный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, Администрация города Феодосии направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Каменьковой И.А., выслушав пояснения прокурора, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалованного решения.

Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, что проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что 20 апреля 2017 года <данные изъяты> г. ФИО6 на основании заключения специализированной организации <данные изъяты>» от 21 февраля 2017 года принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО6, <адрес>, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

Согласно заключению специализированной организации <данные изъяты> от 21 февраля 2017 года конструкции здания жилого дома лит. «А», расположенного по адресу: ФИО6, г. <адрес>, <адрес>, <адрес>, находятся в аварийном и ветхом состоянии. После случившегося пожара часть конструкций выгорела полностью и обрушилась, а часть конструкций грозит обрушением и находится в аварийном состоянии. Конструкции здания потеряли свои несущие способности. Эксплуатационная надежность здания недостаточная. Здание не сейсмостойкое. Проведение реконструкции и капитального ремонта конструкций здания экономически нецелесообразно, дальнейшая эксплуатация здания невозможна.

На основании указанного заключения Администрацией города Феодосии Республики Крым принято постановление от 28 апреля 2017 года № 1283 о признании многоквартирного дома по адресу: ФИО6, г. <адрес>, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 2 постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 28 апреля 2017 года № 1283 установлен срок отселения физических лиц из жилых помещений указанного многоквартирного дома до 01 февраля 2018 года.

Постановлением Администрации г. Феодосии Республики Крым от 05 мая 2023 года № 1408 «О внесении изменений в постановление Администрации г. Феодосии от 28 апреля 2017 года № 1283 «О признании МКД №13 по <адрес> аварийным и подлежащим сносу» срок отселения физических лиц из жилых помещений указанного МКД продлен до 31 декабря 2026 года.

Удовлетворяя частично заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 2,15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о признания жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, и исходил из того, что установленный в постановлении Администрации г. Феодосии Республики Крым от 05 мая 2023 года № 1408 срок отселения жильцов признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: ФИО6, г. <адрес>, <адрес>, до 31 декабря 2026 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным и влекущим возможность причинения вреда жизни или здоровью граждан (жильцов дома) в случае его обрушения, иного повреждения его конструктивных или иных элементов, в связи с чем, пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности внести изменения в п. 2 постановления Администрации г. Феодосии Республики Крым от 05 мая 2023 года № 1408 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО6, <адрес>, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» в части установления разумного срока отселения граждан из многоквартирного дома и сокращении его, не позднее 1 года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, совокупности содержащихся в деле доказательств, правильными по следующим основаниям

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами право на жилище и его безопасность.

К компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с пунктом 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, – в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 3 мотивировочной части определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, указано, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать органы местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу указанных норм, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

При этом ни Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ни Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливает требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Несмотря на то, что сроки отселения не нормированы, они определяются совокупностью факторов (год постройки и признания дома аварийным, место положения, степень износа здания, конструкций, оборудования и т.п.), выявляемых в каждом отдельном случае.

Отсутствие в действующем законодательстве положений об установлении срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок.

Длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер по расселению граждан, проживающих в таких жилых помещениях, не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, влечет ущемление их прав и интересов.

    Суд первой инстанции, исследовав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, обоснованно исходил из того, что с учетом степени аварийности дома, конструктивные элементы которого (несущие конструкции) находятся в стадии разрушения, установленный в постановлении Администрации г. Феодосии от 05 мая 2023 года № 1408 срок отселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО6, г ФИО6, <адрес> <адрес>, до 31 декабря 2026 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным и влекущим возможность причинения вреда жизни или здоровью граждан (жильцов дома) в случае его обрушения, иного повреждения его конструктивных или иных элементов, в связи с чем пришел к правильному выводу о возложении на Администрацию г. Феодосии Республики Крым обязанности внести изменения в п. 2 постановления Администрации города Феодосии Республики Крым № 1408 от 05 мая 2023 года «О внесении изменений в постановление Администрации г. Феодосии от 28 апреля 2017 года №1283 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО6, <адрес> <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», установив разумный срок отселения граждан из многоквартирного дома не позднее 1 года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

В отсутствии какого-либо обоснования установленного ответчиком срока отселения граждан в срок до 31 декабря 2026 года, по мнению судебной коллегии, данный срок установлен произвольно, является чрезмерно длительным, а, следовательно, не может быть признан разумным учитывая аварийность данного строения. Вышеуказанный многоквартирный дом имеет дефекты, являющиеся значительными и критическими, его дальнейшая эксплуатация по условиям прочности и устойчивости небезопасна, существует опасность для пребывания людей.

Срок отселения граждан установлен ответчиком без учета состояния многоквартирного жилого дома, его опасности для здоровья и жизни людей, проживающих в аварийном доме, времени, необходимом для проведения мероприятий, предшествующих отселению жильцов, кроме того, не учтена возможность наступления последствий, которые приведут к прекращению существования дома как объекта недвижимости и нарушению прав жильцов.

При доказанности обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы жизни и здоровью жильцов многоквартирного жилого дома, вмешательство суда в компетенцию органа местного самоуправления в вопросе установления конкретного срока расселении граждан, является обоснованным и не противоречит позиции изложенной в абз. 5 раздела 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В данном случае подача иска заместителем прокурора г. Феодосии направлена на защиту проживающих граждан в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Сокращение срока реализации постановления Администрации города Феодосии от 05 мая 2023 года № 1408 направлено на ускорение реализации прав лиц, проживающих в аварийном доме.

Доводы апелляционной жалобы Администрации города Феодосии Республики Крым о том, что срок отселения из аварийного жилого дома по вышеуказанному адресу до 31 декабря 2026 года установлен в постановлении от 05 мая 2023 года № 1408 из требований разумности с учетом письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 16 июля 2021 года № 10-10/2214 о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, после 2025 года, являются несостоятельными, поскольку установление указанного срока влечет угрозу жизни и здоровью физических лиц, проживающих в аварийном жилом доме.

Отнесение к исключительной компетенции органа местного самоуправления решения вопроса об определении срока отселения физических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует о том, что он не должен быть разумным, отвечающим принципу баланса интересов сторон и социально значимым целям отселения из аварийного жилья.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции на основании вышеприведенных законоположений пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности внести изменения в постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 05 мая 2023 года № 1408 «О внесении изменений в постановление Администрации города Феодосии от 28 апреля 2017 года № 1283 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО6, <адрес>, <адрес>, установив разумный срок отселения граждан из многоквартирного дома не позднее 1 года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение по существу спора, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно.

Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в целом направлены на переоценку правильных выводов суда по существу спора и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат.

Несогласие ответчика с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.

Судебная коллегия в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, находит решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 09 ноября 2023 года законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 09 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 апреля 2024 года.

Председательствующий судья:

Судьи:                                  

33-3620/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г.Феодосии
Ответчики
Администрация города Феодосии Республики Крым
Другие
МКУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ"
Паздников Андрей Сергеевич
Кузьменко Юрий Викторович
Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым»
Стусь Анна Ивановна
Тромпан Татьяна Михайловна
Семенова Людмила Валериевна
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Каменькова Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
04.03.2024Передача дела судье
04.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2024Передано в экспедицию
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее