Решение от 21.12.2020 по делу № 2а-2163/2020 от 20.10.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2020 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бездетновой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жигало И.В.,

с участием представителя административного истца Дорошенко Я.А., представителя административного ответчика Сударева А.И., представителя заинтересованного лица Бантыш И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД № 71RS0028-01-2020-003054-61 (производство № 2а-2163/2020) по административному исковому заявлению Кузьминой Ю.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее МИЗО Тульской области) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

у с т а н о в и л :

Кузьмина Ю.В. обратилась в суд с административным иском к МИЗО Тульской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В обоснование иска ссылалась на то, что как многодетный гражданин имеет право на бесплатное однократное предоставление в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории области для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома).ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина Ю.В. обратилась в МИЗО Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было сообщено об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка на основании подп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ и подп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, со ссылкой на то, что администрацией г. Тулы было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> г. Тулы для строительства детского дошкольного образовательного учреждения. Правительством Тульской области было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства (детское дошкольное образовательное учреждение). Согласно ранее разработанной проектной документации – Генплан «Застройка индивидуального строительства <адрес>» на территории, ограниченной улицами <адрес>, предусматривалось размещение детского сада, спортивной площадки и учреждения здравоохранения. В настоящее время в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана муниципального образования город Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , на территории, ограниченной <адрес> предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного назначения. Истец не согласна с отказом, поскольку полагает, что имеющиеся в общем доступе документы свидетельствуют о возможности размещения земельного участка на свободной территории. Просила признать незаконным отказ МИЗО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению Кузьминой Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ и обязать административного ответчика в полном объеме устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кузьминой Ю.В. путем обязания административного ответчика повторно рассмотреть ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание истец Кузьмина Ю.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке. Ее представитель по доверенности Дорошенко Я.А. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также указал, что у ответчика отсутствуют надлежащие документы о расположении испрашиваемого земельного участка в границах выделенного для размещения объекта местного значения земельного участка. Полагает, что в соответствии с утвержденной постановлением Администрации города Тулы от 30.10.2013 г. № 3555 схемой расположения земельного участка, выделенного для размещения объекта капитального строительства (детского дошкольного образовательного учреждения), а также нормативами, установленными СП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, СП 42.13330.2011, СП 42.133330.2016, размер земельного участка, обозначенного для размещения объекта местного значения может быть выбран таковой, что не затрагивает границ земельного участка, испрашиваемого истицей.

Представитель ответчика МИЗО Тульской области по доверенности Сударев А.И. в судебном заседании заявленные административным истцом требования не признал, указал, что нахождение испрашиваемого истицей земельного участка в границах земельного участка, предназначенного в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований, для размещения объекта местного значения – детского дошкольного образовательного учреждения, подтверждается представленными доказательствами, в том числе, сведениями из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, сведения в которой содержатся на основании Генплана Тулы. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Тулы по доверенности Бантыш И.Ю. в судебном заседании полагала заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению. Указала также, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте на основании постановления администрации города Тулы от 30.10.2013 г. № 3555 с указанием площади земельного участка, выделяемого для строительства детского дошкольного образовательного учреждения, не имеет значение для разрешения спора, поскольку данное постановление не было реализовано, а определение непосредственного места размещения объекта местного значения осуществляется после проведения проектно-изыскательских работ. При этом учитываются необходимость обеспечения указанного объекта инфраструктурой, определяются охранные зоны для проводимых коммуникаций и т.д., и предварительное согласование предоставления испрашиваемого земельного участка может привести к невозможности последующего строительства запланированного объекта местного значения.

Представитель заинтересованного лица правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.

Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.

Согласно подп. 1 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п.7 ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, в том числе, земельного участка иным не указанным в п.п.6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.2 Закона Тульской области от 26.10.2015 № 2362-ЗТО (ред. от 01.06.2016) «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» гражданину, состоящему на учете, земельный участок может быть предоставлен способом, когда гражданин самостоятельно обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в правительство области или орган местного самоуправления, которое подлежит рассмотрению в соответствии с земельным законодательством.

По смыслу приведенных норм материального права предоставление земельного участка для граждан, имеющих право на его бесплатное предоставление, осуществляется только за счет земельных участков, сформированных исключительно для целей бесплатного предоставления.

В соответствии со ст.2 Закона Тульской области от 21.12.2011 №1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющих трех и более детей» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории области предоставляются в собственность бесплатно многодетным гражданам в следующих случаях: 1) для индивидуального жилищного строительства; 2) для личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома). Многодетные граждане могут использовать право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность однократно.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кузьмина Ю.В. имеет статус многодетного гражданина, что подтверждается копиями свидетельств о рождении детей и удостоверения многодетной семьи, проживающей на территории Тульской области серии .

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к административному ответчику о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> представив схему его расположения.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ей было сообщено об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка на основании подп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ и подп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, со ссылкой на то, что администрацией г. Тулы было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, площадью 8885 кв.м., расположенного в <адрес> г. Тулы для строительства детского дошкольного образовательного учреждения. <адрес> было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства (детское дошкольное образовательное учреждение). Согласно ранее разработанной проектной документации – Генплан «Застройка индивидуального строительства <адрес>» на территории, ограниченной <адрес>, предусматривалось размещение детского сада, спортивной площадки и учреждения здравоохранения. В настоящее время в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана муниципального образования город Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , на территории, ограниченной <адрес> предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного назначения.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания оспариваемого решения необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.

По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.

Таких обстоятельств судом установлено не было.

В соответствии с п.п.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п.п.4 п.16 ст.11.10.Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

В ст.9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно чч.3, 4 и 9 ст.14 ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

В случае, если спорный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа в соответствии со ст.18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 ст.23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно ч.5 ст.23 ГрК РФ на указанных в пп.2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч.6 ст.23 ГрК РФ).

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес> для строительства детского дошкольного образовательного учреждения. Вид разрешенного использования земельного участка на период строительства постановлено определить (территориальная зона Ж-3 – зона застройки индивидуальными жилыми домами): детское дошкольной образовательное учреждение.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Тульской области было принято распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.

В настоящее время в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения Генерального плана муниципального образования г. Тула, утвержденного Решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ на территории, ограниченной <адрес> предусмотрено размещение объекта местного значения учебно-образовательного назначения.

Представленный Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы фрагмент карты планируемого размещения объектов местного значения (Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула от 15.12.2020 г. № по Генплану 244-III-1.04) с нанесением границ испрашиваемого земельного участка, подтверждает, что планируемая к строительству дошкольная образовательная организация предполагается к размещению в границах испрашиваемого административным истцом земельного участка.

Сторонами не оспаривалось, что в настоящее время согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования г.Тула спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (Ж-1).

Вместе с тем, в Градостроительном кодексе РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития перед Правилами землепользования и застройки.

Поскольку утвержденными документами территориального планирования и документацией по планировке территории спорный земельный участок предназначен для размещения объектов местного значения, то административному истцу было правомерно отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Доводы представителя административного истца в судебном заседании о том, что по постановлению Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ под строительство детского дошкольного образовательного учреждения выделен земельный участок площадью 8885 кв.м., тогда как площадь земельного участка, на котором истец просит выделить ей земельный участок составляет более 2 га, в связи с чем с учетом расположения земельного участка, испрашиваемого Кузьминой Ю.В., данный участок ей выделить возможно, опровергаются представленными сведениями ГИСОГД, данные в которые были внесены на основании решения Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Тула» в редакции решения Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ . Кроме того, как следует из пояснений в судебном заседании представителя заинтересованного лица Бантыш И.Ю., названное постановление Администрации города Тулы реализовано фактически не было, тогда как место размещения объекта местного значения осуществляется после проведения проектно-изыскательских работ с учетом необходимостью обеспечения объекта инфраструктурой, определения охранных зон для проводимых коммуникаций и т.д., без учета которого невозможно последующее строительство запланированного объекта местного значения.

На основании изложенного суд приходит к выводу и об отказе в удовлетворении требований административного истца о возложении обязанности на административного ответчика предварительно согласовать предоставление истцу спорного земельного участка.

Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2а-2163/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьмина Юлия Витальевна
Ответчики
МИЗО Тульской области
Другие
Дорошенко Ярослав Александрович
Правительство Тульской области
администрация МО город Тула
Суд
Советский районный суд г. Тулы Тульской области
Судья
Бездетнова Александра Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky.tula.sudrf.ru
20.10.2020Регистрация административного искового заявления
20.10.2020Передача материалов судье
21.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее