Решение по делу № 2-6777/2017 ~ М-6840/2017 от 02.10.2017

Дело № 2-6777/2017-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2017 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в состав председательствующего судьи Поляковой В.В., при секретаре Исраэлян Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пряжинского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, обществу с ограниченной ответственностью «Грин Лайн» о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пряжинского района РК обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки на том основании, что прокуратурой Пряжинского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что в <адрес> справа вдоль лесной дороги в сторону оз. Кинеярви выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов. Соответствующий земельный участок находится в аренде ООО «Грин Лайн» на основании п. 1.2 договора аренды лесного участка от 24.12.2014 года, заключенного с Министерством по природопользованию и экологии РК. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. На момент проверки деятельности, направленной на ликвидацию несанкционированной свалки силами и средствами Министерства или ООО «Грин Лайн» не обнаружено. Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, реализуя предоставленные ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия, прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, истец просит обязать ответчиков в срок до 01.07.2018 года ликвидировать указанную выше несанкционированную свалку.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, определение надлежащего ответчика оставила на усмотрение суда.

Представитель ответчика Министерства по природопользованию и экологии РК в судебном заседании исковые требования не признал, ранее представил письменный отзыв на иск и дополнения, полагает, что в данном случае надлежащим ответчиком по иску является ООО «Грин Лайн».

Ответчик ООО «Грин Лайн» своего представителя в судебное заседание не направил, о дне рассмотрения извещены надлежащим образом, возражений по поводу иска не представили.

Третьи лица своих представителей в судебное в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы на иск.

Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.17 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 5.1 Постановления от 13.10.2015 № 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей. лесопользователя должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

В соответствии с ч.1 ст. 60.12 ЛК РФ установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно ч.3 ст. 60.12 ЛК РФ установлено, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Мероприятия по охране лесов от загрязнения направлены на предотвращение загрязнения и иного негативного воздействия на леса.

Согласно ч. 1 ст. 60.2 ЛК РФ установлено, что защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.3 ЛК РФ, пунктом 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 607, меры санитарной безопасности в лесах, включают в себя: лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований;, предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Согласно ч. 2 ст. 60.3 ЛК РФ указанные меры санитарной безопасности в лесах, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Мероприятия по защите лесов направлены на выполнение, в том числе, мер санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

При этом согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлено, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пряжинского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что в <адрес> справа вдоль лесной дороги в сторону оз. Кинеярви выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов.

Данный земельный участок находится в аренде у ООО «Грин Лайн» на основании п. 1.2 договора аренды лесного участка от 24.12.2014 года, заключенного с Министерством по природопользованию и экологии РК.

Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В соответствии пунктом 4.4.12 договора аренды лесного участка 163-з, заключенного с ООО «Грин Лайн» от 24.12.2014 года, предусматривается проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке. Пунктом 4.4.13 договора установлено, что работы по охране, защите и воспроизводству лесов выполняются арендатором в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно разделу 4.2 проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ООО «Грин Лайн» в Пряжинском лесничестве РК, утвержденного в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Пряжинского лесничества РК на 2012-2021 гг., санитарно-оздоровительными мероприятиями являются: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного воздействия, что подразумевает под собой также ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.17.2.1 Лесохозяйственного регламента Пряжинского лесничества Республики Карелия (период действия с 2012 по 2021 г.г.) установлено, что на лесных участках, переданных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия, к которым относится и очистка лесов от загрязнения, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

На основании изложенного, а также исходя из того, что перечень мер санитарной безопасности в лесах не является исчерпывающим, следует, что к иным мерам санитарной безопасности в лесах относится также очистка лесов от загрязнения.

На момент рассмотрения дела судом несанкционированная свалка на вышеуказанной территории не ликвидирована, что не оспаривается ответчиком по настоящему делу.

Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Принимая во внимание, изложенные выше правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, тот фат, что обнаруженная несанкционированная свалка находится на территории земельного участка, находящегося в пользовании по договору аренды у ООО «Грин Лайн», при этом, учитывая положения ч.2 ст. 422 ГК РФ, никаких изменений в договор аренды не вносилось, суд считает, что надлежащим ответчиком по иску является арендатор земельного участка - ООО «Грин Лайн», на которое должна быть возложена обязанность по ликвидации указанной выше свалке в срок до 01.07.2018 года

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Грин Лайн» ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в <адрес> справа вдоль лесной дороги в сторону оз. Кинеярви, в срок до 01.07.2018 года.

В иске к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В.Полякова

Мотивированное решение с учетом положений ст. 199 ГПК РФ изготовлено 04.12.2017 года

2-6777/2017 ~ М-6840/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пряжинского района
Ответчики
ООО Грин Лайн
Министерство по природопользованию и экологии РК
Другие
Администрация Ведлозерского сельского поселения
Администрация Пряжинского национального муниципального района
Суд
Петрозаводский городской суд
Судья
Полякова В.В.
02.10.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2017[И] Передача материалов судье
03.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2017[И] Судебное заседание
08.11.2017[И] Судебное заседание
28.11.2017[И] Судебное заседание
04.12.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2018[И] Дело оформлено
31.01.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее