Решение по делу № 3а-20/2017 от 18.01.2017

№ За-20/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург                                 20 февраля 2017 года

Оренбургский областной суд в составе:

судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

с участием представителя административного истца Звенигородской Н.С.,

представителя административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации Мухаметовой А.А.,

представителя административного ответчика Министерства финансов Оренбургской области Демидова А.Б.,

представителя административного ответчика Финансового управления администрации г. Оренбурга Ерёминой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Халиковой З.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Оренбургской области, Финансовому управлению администрации
г. Оренбурга о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Халикова З.А., действующая в интересах недееспособного
Халикова Р.Ю., обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, полагая, что в результате бездействия должностных лиц нарушено право на исполнение в разумный срок решения суда об обязании муниципального органа предоставить благоустроенное жилое помещение, право на которое признано судебными органами.

В обоснование иска указала, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от (дата) администрация г. Оренбурга обязана обеспечить Халикову З.А., действующую в интересах Халикова Р.Ю., жилой площадью по месту жительства в г. Оренбурге. Решение суда вступило в законную силу (дата). (дата) на основании выданного исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени должных мер для исполнения решения суда не принято, решение не исполнено. Общая продолжительность неоконченного исполнительного производства составляет более 24 месяцев.

Просила суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации *** рублей в качестве компенсации за нарушение срока исполнения судебного акта.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Оренбургской области, Финансовое управление администрации
г. Оренбурга.

Кроме того, определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство социального развития Оренбургской области, Управление жилищной политики администрации
г. Оренбурга, Управление по социальной политике администрации
г. Оренбурга.

В судебном заседании представитель административного истца Звенигородская Н.С., действующая на основании ордера адвоката, требования и доводы административного иска поддержала.

Представители административных ответчиков Мухаметова А.А., действующая на основании доверенности в интересах Министерства финансов Российской Федерации; Демидов А.Б., действующий на основании доверенности в интересах Министерства финансов Оренбургской области; Ерёмина Е.Е., действующая на основании доверенности в интересах Финансового управления администрации г. Оренбурга, возражали против удовлетворения иска.

В судебное заседание административный истец, представители заинтересованных лиц не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом. Суд вынес определение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив представленные доказательства согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года
N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Как следует из материалов гражданского дела и исполнительного производства, решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от
(дата) администрация г. Оренбурга обязана предоставить Халикову Р.Ю. во внеочередном порядке по договору социального найма в границах муниципального образования «Город Оренбург» благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью на состав семьи из двух человек не менее установленной нормы за счёт средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от (дата) решение Ленинского районного суда г. Оренбурга оставлено без изменения.

На основании исполнительного листа от (дата) гола постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области от (дата) возбуждено исполнительное производство. Должнику предложено добровольно в течение 5 дней исполнить решение суда.

Из материалов дела также видно, что судебный пристав-исполнитель в рамках указанного выше исполнительного производства взыскал с должника исполнительский сбор, неоднократно привлекал должника к административной ответственности за неисполнение решения суда, неоднократно устанавливал новые сроки исполнения, предупреждал и выставлял требования об обязательном и немедленном исполнении решения суда. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено.

С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что Халикова З.А., действующая в интересах недееспособного Халикова Р.Ю. на основании опекунского удостоверения, обладает правом на обращение в суд с требованиями о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок, поскольку до настоящего времени не исполнено решение суда, вступившее в законную силу (дата), возлагающее на орган местного самоуправления обязанность исполнить требования по предоставлению жилого помещения за счёт средств субъекта федерации.

При этом суд принимает во внимание, что данное решение суда исполняется в принудительном порядке; заявление о присуждении денежной компенсации поступило в суд по истечении 6 месяцев со дня истечения срока, установленного для его исполнения постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии с положениями федерального законодательства об исполнительном производстве; исполнительное производство не окончено.

Доводы представителей ответчика о том, что административный истец не обладает правом на обращение в суд, поскольку закон, подлежащий применению к данным обстоятельствам, не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления закона в силу, суд полагает неосновательными по следующим причинам.

Основания и механизм присуждения компенсации при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на государственные органы и организации обязанность исполнить обязательство в натуре, установлены Законом Российской Федерации от
19 декабря 2016 года № 450-ФЗ.

Принятие указанного закона призвано исполнить обязательства Российской Федерации по устранению нарушений в механизме выплаты компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок при удовлетворении требований лица к государственным и иным органам, обладающим властными полномочиями, выявленных Европейским Судом по правам человека.

Закон № 450-ФЗ вступил в силу с 01 января 2017 года.

Частью 2 статьи 3 Закона № 450-ФЗ определено, что в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лица, подавшие в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение их права на исполнение судебного акта в разумный срок, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела, могут обратиться в порядке, установленном Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (в редакции настоящего Федерального закона) и процессуальным законодательством Российской Федерации, в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

Анализируя указанные положения закона, суд считает, что при данных обстоятельствах, устанавливающих действующим процессуальным законодательством право административного истца на обращение в суд с требованиями о присуждении денежной компенсации за неисполнение решения суда, при соблюдении требований части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а именно: обращение в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта, действие Закона № 450-ФЗ распространяется на правоотношения, имеющие место на момент вступления в силу указанного закона. В таком случае вновь принятый закон в полной мере обеспечит обязательства Российской Федерации по устранению нарушений в механизме выплаты компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок при удовлетворении требований лица к государственным и иным органам, обладающим властными полномочиями, выявленных в результате судебного контроля.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Судебным актом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на орган местного самоуправления за счёт средств субъекта Российской Федерации, в связи с чем к участию в деле привлечены их финансовые ораны: Министерство финансов Оренбургской области и Финансовое управление администрации г. Оренбурга, а также распорядители средств соответствующих бюджетов: Министерство социального развития Оренбургской области, Управление жилищной политики администрации
г. Оренбурга, Управление по социальной политике администрации
г. Оренбурга.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона N 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Органом исполнительной власти Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета области, является Министерство финансов Оренбургской области.

Органом администрации г. Оренбурга как муниципального образования, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, является Финансовое управление администрации г. Оренбурга.

Поскольку решением суда установлена обязанность предоставления жилого помещения за счёт средств бюджета Оренбургской области, суд приходит к выводу, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть присуждена за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, так как из материалов дела видно, что решение судебного органа не исполнено ввиду недостаточности средств, выделенных субъектом Российской Федерации на эти цели.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
(дата) N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Решение суда от (дата) вступило в законную силу
(дата). Исполнительное производство возбуждено (дата). Решение не исполнено до настоящего времени (2 года 3 месяца).

Меры, принимавшиеся административным истцом и направленные на исправление создавшегося положения, в виде заявления об изменении способа и порядка исполнения решения суда, о привлечении должника к административной ответственности не дали желаемого результата исполнения решения суда. Напротив, действия лиц, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, в виде заявлений о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, отложении исполнительных действий нельзя признать достаточными и эффективными для своевременного исполнения судебного акта.

Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов указанных в ней субъектов частного и публичного права.

Установление факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
29 марта 2016 года N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», лицо, обратившееся в суд с заявлением о присуждении компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда.

При таких обстоятельствах, с учётом требований действующего законодательства, принципа разумности, справедливости, а также в соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека, суд считает размер заявленных требований чрезмерным, в связи с чем подлежит ко взысканию денежная сумма в размере *** рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Халиковой З.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Оренбургской области в пользу Халиковой З.А. денежную компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере
*** рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда                                  И.Ф.Селютина

Решение в окончательной форме принято 22 февраля 2017 года.

Судья Оренбургского

областного суда                                  И.Ф.Селютина

3а-20/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Халикова Зубарзят Ахмадулловна в интересах Халикова Р.Ю.
Ответчики
Управление Федерального Казначейства по Оренбургской области
Другие
Управление по социальной политике администрации города Оренбурга
Администрация г.Оренбурга
Финансовое управление Администрации г. Оренбурга
Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области
Министерство социального развития Оренбургской области
Министерство Финансов Оренбургской области
Прокуратура Ленинского района г.Оренбурга
Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ор
Суд
Оренбургский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
18.01.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.01.2017[Адм.] Передача материалов судье
20.01.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.01.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
06.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2017[Адм.] Судебное заседание
20.02.2017[Адм.] Судебное заседание
22.02.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее