Дело № 3а-8/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 мая 2018 года город Йошкар-Ола
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В.,
при секретаре Демаковой В.А.,
с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Семиной А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Региональной общественной организации защиты прав потребителей Республики Марий Эл «Контроль»,
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация защиты прав потребителей Республики Марий Эл «Контроль» (далее – РОО ЗПП «Контроль», организация) зарегистрирована на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее – Управление Минюста России по Республике Марий Эл, управление) 28 мая 2012 года <№>, учетный номер <№>, 5 июня 2012 года сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН) <№>. Устав РОО ЗПП «Контроль» (далее - устав) утвержден решением общего собрания учредителей организации от 10 мая 2012 года <№> и является действующим.
Управление Минюста России по Республике Марий Эл обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным иском о ликвидации РОО ЗПП «Контроль» по основанию, предусмотренному абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ), ссылаясь на то, что в результате проведенной с 11 по 29 декабря 2017 года плановой проверки деятельности организации установлено, что организация деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет. Кроме того, в деятельности организации установлены нарушения Федерального закона от 19 мая
1995 года № 82-ФЗ, Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
ГК РФ). Управлением Минюста России по Республике Марий Эл 29 декабря 2017 года правлению организации вынесено представление № 12/03-4158, обязывающее устранить допущенные нарушения в срок до 5 февраля
2018 года. Однако в установленный срок нарушения не устранены. Неустранение нарушений послужило основанием для приостановления деятельности РОО ЗПП «Контроль» на срок до 26 марта 2018 года распоряжением Управления Минюста России по Республике Марий Эл от
7 февраля 2018 года <№>. РОО ЗПП «Контроль» не устранила нарушения до настоящего времени, что в силу закона является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации организации.
Представители РОО ЗПП «Контроль», заинтересованного лица инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены. Председатель правления РОО ЗПП «Контроль» Шкляев С.Ю. в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что с предъявленным иском согласен и не возражает против удовлетворения заявленных требований. В силу части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель Управления Минюста России по Республике Марий Эл Семина А.П. административный иск поддержала по доводам заявления.
В предварительном судебном заседании и в заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие председатель правления РОО ЗПП «Контроль»
Шкляев С.Ю. пояснил и указал, что с предъявленным иском согласен и не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав объяснения представителя Управления Минюста России по Республике Марий Эл Семиной А.П., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения.
Деятельность общественных объединений регламентируется ГК РФ, Федеральными законами от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, от 12 января
1996 года № 7-ФЗ.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.
Статьей 20 указанного федерального закона установлено, что устав общественного объединения должен предусматривать, в том числе наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство); компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января
1996 года № 7-ФЗ некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Как следует из материалов административного дела, в период с 11 по 29 декабря 2017 года на основании распоряжения начальника Управления Минюста России по Республике Марий Эл от 31 октября 2017 года <№> проведена плановая документарная проверка в отношении РОО ЗПП «Контроль» за период с 1 декабря 2014 года по 1 декабря 2017 года с целью установления соответствия деятельности организации требованиям Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям.
Согласно акту от 29 декабря 2017 года по результатам проверки выявлено, что организация деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет, что противоречит целям ее создания. Кроме того, в деятельности РОО ЗПП «Контроль» допущены нарушения законодательства Российской Федерации и устава организации.
В нарушение требований статьи 20, части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ положения устава организации противоречат действующему законодательству, а именно:
положения пунктов 4.4 и 4.5 устава организации в части определения прав и обязанностей членов организации не соответствуют требованиям пунктов 1, 4 статьи 65.2, пункта 1 статьи 123.6 ГК РФ;
положение пункта 5.5 устава организации в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов организации, не соответствует требованиям пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ; пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ;
положение пункта 6.5 устава организации в части определения правомочности заседаний правления противоречит требованиям абзаца 1 пункта 1 статьи 181.2 ГК РФ;
положения пунктов 4.7 и 4.12 устава организации в части отнесения к компетенции президиума вопроса о приеме и исключении членов организации противоречит требованиям пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ.
В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ в общественной организации образуются следующие органы управления: высший орган управления съезд (конференция) или общее собрание; постоянно действующий руководящий орган, который является выборным коллегиальным органом, подотчетен съезду (конференции) или общему собранию; единоличный исполнительный орган.
Уставом организации предусмотрены следующие органы управления:
высший орган управления организации - общее собрание членов (пункт 5.1 устава);
постоянно действующий руководящий орган - правление (пункт 6.1 устава).
Председатель организации согласно пунктам 6.2 и 7.2 устава входит в состав правления и возглавляет его. Следовательно, председатель организации не является отдельным органом управления организации.
Таким образом, в организации не образован единоличный исполнительный орган, что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, пункта 2 статьи 123.7
ГК РФ.
В нарушение требований статьи 29 Федерального закона от
19 мая 1995 года 82-ФЗ организация:
за 2014, 2015, 2016 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;
не соблюдает нормы, предусмотренные ее уставом:
положения раздела 2 устава организации - организация в проверяемом периоде деятельности, предусмотренной учредительными документами, не осуществляет. Документов, свидетельствующих об осуществлении уставной деятельности, к проверке не представлено.
положение пункта 4.5 устава организации - членами организации не уплачиваются вступительные и членские взносы;
положения раздела 5 устава организации - общее собрание членов организации в проверяемом периоде деятельности не осуществляет, документов по осуществлению деятельности высшим органом управления организации в Управление Минюста России по Республике Марий Эл не представлено;
положения раздела 6 устава организации - правление организации деятельности не осуществляет, документов по осуществлению деятельности правления организации в Управление Минюста России по Республике Марий Эл не представлено;
положения раздела 7 устава организации - председатель организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих осуществление деятельности председателем, к проверке не представлено;
положение раздела 9 устава - ревизор организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих осуществление деятельности ревизора, к проверке не представлено.
В нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона от
12 января 1996 года № 7-ФЗ в организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 50 ГК РФ с 1 января 2015 года некоммерческие организации, созданные до 5 мая 2014 года, уставом которых предусмотрено ведение приносящей доход деятельности, должны иметь достаточное для её осуществления имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью (десять тысяч рублей).
Пунктами 3.1, 3.2 устава организации предусмотрено, что организация осуществляет предпринимательскую деятельность, однако в нарушение указанного требования законодательства сведений о наличии необходимого для осуществления предпринимательской деятельности имущества к проверке не представлено.
Из пояснительного письма председателя организации от 11 декабря 2017 года следует, что организация не имеет финансовых средств и иного имущества.
В соответствии с требованиями статьи 42 Федерального закона от
19 мая 1995 года № 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.
В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.
Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.
За указанные выше нарушения в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ Управлением Минюста России по Республике Марий Эл правлению РОО ЗПП «Контроль» внесено представление от 29 декабря 2017 года за <№>, установлен срок для устранения нарушений до 5 февраля 2018 года. В представлении указано, что в случае не устранения нарушений в установленный срок в соответствии с настоящим федеральным законом управление своим решением вправе приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.
Указанные выше акт проверки и представление получены председателем правления организации Шкляевым С.Ю. 29 декабря
2017 года, что подтверждается его подписями на данных документах.
В установленном законом порядке представление РОО ЗПП «Контроль» обжаловано не было.
В связи с тем, что организацией в срок до 5 февраля 2018 года нарушения не устранены, Управлением Минюста России по Республике Марий Эл принято распоряжение <№> от 7 февраля 2018 года о приостановлении деятельности организации до 26 марта 2018 года.
Тождественность оснований для приостановления деятельности, указанных в распоряжении <№> от 7 февраля 2018 года, и обстоятельств, названных в представлении об устранении нарушений закона от 29 декабря 2017 года <№>, судом проверена.
Копия распоряжения <№> от 7 февраля 2018 года направлена Управлением Минюста России по Республике Марий Эл по адресу РОО ЗПП «Контроль», содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц (согласно сведениям по состоянию на 29 марта 2018 года - Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д. 33а, каб. 312) заказным письмом с уведомлением о вручении. Как следует из представленного суду уведомления о вручении заказного письма, данное письмо не получено организацией, конверт возвращен отправителю организацией почтовой связи в связи с истечением срока хранения. В подтверждение факта направления заказанного письма с копией распоряжения административным истцом также представлен список внутренних почтовых отправлений от 19 февраля 2018 года (<№>).
В предварительном судебном заседании председатель правления
РОО ЗПП «Контроль» Шкляев С.Ю. пояснил, что организация по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, уже фактически не находилась. Распоряжение о приостановлении деятельности организации получено им с исковым материалом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
При указанных выше обстоятельствах и на основании пункта 3 статьи 54, статьи 165.1 ГК РФ суд приходит к выводу, что распоряжение Управление Минюста России по Республике Марий Эл <№> от 7 февраля 2018 года о приостановлении деятельности организации считается полученным РОО ЗПП «Контроль».
Как следует из материалов дела, решение о приостановлении деятельности РОО ЗПП «Контроль» не оспорено.
До настоящего времени нарушения законодательства организацией не устранены. Какой-либо информации, свидетельствующей о принятии организацией мер к устранению нарушений, в Управление Минюста России по Республике Марий Эл не поступало, что подтверждается справкой управления от 29 марта 2018 года <№>.
Суд, исследовав представленные доказательства, находит, что выводы о допущенных нарушениях законодательства, указанные в акте проверки и представлении, являются обоснованными, вытекающими из материалов проверки.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 61 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо ликвидируется по решению суда.
Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, согласно абзацу 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от
19 мая 1995 года № 82-ФЗ является основанием для ликвидации общественной организации.
Согласно данной статье заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября
1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом 74 пункта 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 26 от 3 марта 2014 года, Управление Минюста России по Республике Марий Эл имеет право обращаться в суд с заявлением о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица, о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение факты не осуществления РОО ЗПП «Контроль» деятельности, предусмотренной учредительными документами, нарушения действующего законодательства и неустранения общественной организацией этих нарушений, послужившие основанием для приостановления ее деятельности, учитывая длительное неустранение организацией допущенных нарушений и непринятие каких-либо действий к их устранению, несмотря на принятие мер ответственности в виде приостановления деятельности, суд приходит к выводу, что ликвидация РОО ЗПП «Контроль» на основании абзаца 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ в данном случае является обоснованной и соразмерной мерой ее ответственности, поскольку иные меры не привели к выполнению данной организацией требований законодательства.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.
Ликвидировать Региональную общественную организацию защиты прав потребителей Республики Марий Эл «Контроль», учетный номер <№>, ОГРН <№>, с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Марий Эл Братухин В.В.
Мотивированное решение составлено 7 мая 2018 года