Дело № 2а-590/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 февраля 2020 года Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г. Ижевска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее по тексту: административный ответчик, Управление Роскомнадзора по УР) о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на странице по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой Ленинского района г. Ижевска УР проведена проверка исполнения законодательства о кредитно-финансовой деятельности и ценных бумагах. В результате мониторинга в сети Интернет выявлен сайт с URL-адресом: <данные изъяты>, содержащий запрещенную к распространению информацию о способах совершения незаконных финансовых операций с использованием платежных систем, реализации устройств, посредствам которых могут быть изготовлены суррогаты банкнот Банка России, и обналичивании денежных средств. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы, скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют. Таким образом, на страницах указанного сайта находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц сведения о способах совершения незаконных финансовых операций с использованием платежных систем, реализации устройств, посредствам которых могут быть изготовлены суррогаты банкнот Банка России, и обналичивании денежных средств посредствам интернет-пространства, что влечет нарушение действующего законодательства о кредитно-финансовой деятельности и ценных бумагах, информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий за которые предусмотрена уголовная ответственность, является информацией распространений которой на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. ст. 150, 291, 292 КАС РФ дело рассмотрено без участия сторон в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Суд, изучив требования и доводы, изложенные административным истцом в административном иске, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в редакции от 28.07.2012г. (далее – Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также – интернет-страница) – часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Ленинского района г. Ижевска УР проведена проверка исполнения законодательства о кредитно-финансовой деятельности и ценных бумагах. В результате мониторинга в сети Интернет выявлен сайт с URL-адресом: <данные изъяты>, содержащий запрещенную к распространению информацию о способах совершения незаконных финансовых операций с использованием платежных систем, реализации устройств, посредствам которых могут быть изготовлены суррогаты банкнот Банка России, и обналичивании денежных средств. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы, скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Согласно информации Управления Роскомнадзора по УР в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.
Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.
Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о способах совершения незаконных финансовых операций с использованием платежных систем, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции, изготовлены суррогаты банкнот Банка России и обналичивание денежных средств, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно легальности такового вида деятельности, не содержит указаний на противоправность указанных действий, потворствует совершению преступлений, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, а также нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань
Часть 5 статьи 15 ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами
В силу ст. 15.1 ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Реализация товаров неопределенному кругу потребителей при помощи информационных ресурсов через сеть «Интернет» (интернет-магазины, страницы в социальных сетях, объявления на общедоступных порталах) представляет собой продажу товаров дистанционным способом, которая регулируется статьей 26.1 Закона и (Правилами продажи товаров дистанционным способом), утвержденных Постановлением Правительства РФ №612 от 27.09.2007 г. (далее - Правила).
Статьями 174, 174.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем и приобретенными лицом в результате совершения им преступления.
При этом под финансовыми операциями могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.).
Статьей 159.3 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Согласно части 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, относящиеся к одному из видов валюты Российской Федерации, а также денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), признаются средствами наличного платежа на территории Российской Федерации (п.1 ст.1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Статьей 186 УК РФ установлена уголовная ответственность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных валюты Российской Федерации и иностранной валюты.
В соответствии с п.19 ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
В силу ч.1 ст.9.1 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" прием на территории Российской Федерации электронных средств платежа может осуществляться только операторами по переводу денежных средств, в том числе с участием банковских платежных агентов (субагентов), а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях оплаты их товаров (работ, услуг), использования результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с договорами о приеме электронных средств платежа, заключенными с операторами по переводу денежных средств.
Статьей 187 УК РФ установлена уголовная ответственность как за изготовление, так и за приобретение поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств.
Соответственно осуществление денежной эмиссии на территории Российской Федерации является исключительной прерогативой Центрального банка Российской Федерации, никто иной не вправе осуществлять данные функции. Никакая иная организация, за исключением той, которой законом предоставлено соответствующее право, не вправе на территории Российской Федерации осуществлять реализацию электронных средств платежа в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Информация о предоставлении услуг по приобретению фальшивых денежных знаков, получении электронных средств платежа в целях осуществления различного рода финансовых операций противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку заведомо содержит сведения, побуждающие к совершению противоправных действий. Следовательно, распространение, то есть совершение действий, направленных на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п.9 ст.2 Закона №149-ФЗ), такой информации запрещено.
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.15 Закона №149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 Закона №149-ФЗ).
Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 5 ст. 15.1 закона № 149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено является основанием для включения страницы сайта <данные изъяты>, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п. 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Роскомнадзором. Ведение реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме. Процедура взаимодействия Роскомнадзора и оператора реестра с провайдерами хостинга, у которых размещаются сайты с информацией, признанной запрещенной регламентирована.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что распространение информации на странице сайта <данные изъяты> противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где она размещена, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт. Требование прокурора обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В связи с изложенным копия вступившего в законную силу решения суда подлежит направлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения интернет - ресурса в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с частью 1 статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
В части 2 статьи 188 КАС РФ указано, что в случае отсутствия в настоящем кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Суд полагает, что поскольку распространение подобной информации в Российской Федерации запрещено, запрет на размещение направлен на защиту конституционного строя, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений, имеются все основания для немедленного исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора Ленинского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории РФ, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации, запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) для включения интернет-ресурса в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Л.В. Москалева