Дело № 2-135/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2016 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филиппова О.П.,
при секретаре Сухотине А.В.,
с участием прокурора Акунченко П.А.,
представителя ответчика Дэка Э.В.,
представителя третьего лица Бектяшкина К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева» и администрации Каратузского района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области противодействия терроризму,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева» (далее по тексту МБОУ «Таятская ООШ») и администрации Каратузского района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области противодействия терроризму, указав, что в нарушение требований Федерального закона «О противодействии терроризму», Постановления Правительства Российской Федерации № 272 от 25.03.2015 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», Инструкции по организации охраны и обеспечения безопасности общеобразовательных учреждений Красноярского края, утвержденной совместным приказом Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю, Министерством образования и науки Красноярского края, Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю, Управлением ФСБ России по Красноярскому краю от 19 января 2010 года № 693/1028/831/168, установленная система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории учреждения, учреждение не оборудовано кнопкой экстренного вызова полиции и громкоговорящей связью. Выявленные нарушения указывают, по мнению прокурора, на непринятие ответчиками мер, предусмотренных законодательством о противодействии терроризму, что нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. В этой связи, по уточненным требованиям просил суд обязать ответчиков организовать видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории школы, а также установить в школе стационарную и носимую (радио) кнопки экстренного вызова полиции и громкоговорящую связь.
В судебном заседании прокурор Акунченко П. А. уточненный иск поддержал и просил удовлетворить его по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика – МБОУ «Таятская ООШ» Ткачев В. А. письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив при этом возражения относительно иска, из которых следует, что в образовательном учреждении установлен пропускной режим с ведением журнала регистрации посетителей, осуществляется сторожевая охрана, в здании школы имеется охранная сигнализация, территория учреждения обнесена деревянным забором, по периметру здания установлено 4 видеокамеры, в наличии пожарная сигнализация, а также ежеквартально проводятся тренировки по эвакуации на случай пожара. Кроме того, считает, что оборудование здания школы громкоговорящей связью и кнопкой экстренного вызова полиции не целесообразно. Полагает, что принятых мер достаточно для осуществления образовательной деятельности в соответствии с требованиями законодательства в сфере противодействия терроризму. В этой связи, просил в удовлетворении иска отказать полностью.
Представитель ответчика – администрации Каратузского района Дэка Э. В. в суде также возражал против удовлетворения иска по аналогичным доводам.
Представитель третьего лица – МКУ по ОБЖ ОУ Каратузского района Бектяшкин К. В. в судебном заседании возражал относительно иска, пояснив, что ввиду удаленности сельских школ от отдела внутренних дел, где располагается централизованный пульт (г.Минусинск) установка тревожной копки нецелесообразна, поскольку в нормативное время прибытие наряда полиции (5-7 минут со времени поступления сигнала) невозможно. Видеонаблюдение образовательных учреждений ведется в местах входа и выхода людей, в остальных местах видеонаблюдение является нецелесообразным. С учетом изложенного просил отказать прокурору в удовлетворении иска.
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в суде, ответчик МБОУ «Таятская ООШ» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, созданным в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования.
Образовательное учреждение также является местом массового пребывания людей.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от <> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
Так, согласно п.23 Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией и системой освещения.
Пунктом 30 Требований определено, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Совместным приказом Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю, Министерством образования и науки Красноярского края, Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю, Управлением ФСБ России по Красноярскому краю от 19 января 2010 года № 693/1028/831/168, утверждена Инструкция по организации охраны и обеспечения безопасности общеобразовательных учреждений Красноярского края.
В соответствии с п.14 Инструкции обязательными компонентами эффективности обеспечения безопасности учреждения образования, являются в том числе, стационарная и носимая (радио) кнопки экстренного вызова полиции и громкоговорящая связь.
Судом установлено, что МБОУ «Таятская ООШ» оборудована системой видеонаблюдения, однако в нарушение перечисленных выше требований действующего законодательства, она не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории объекта.
Кроме того, учреждение не оборудовано стационарной и носимой (радио) кнопками экстренного вызова полиции и громкоговорящей связью.
В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно пункту 2 части 6 этой же статьи, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, требования прокурора, предъявленные к образовательному учреждению, по мнению суда, являются основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
При этом доводы представителей ответчиков и третьего лица, возражавших против иска со ссылкой на нецелесообразность установки требуемого оборудования, судом отвергаются, как не основанные на нормах действующего законодательства.
Согласно Уставу МБОУ «Таятская ООШ» учреждение является муниципальным, а учредителем, осуществляющим его финансирование, является муниципальное образование «Каратузский район».
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
При таком положении, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В этой связи, суд находит требования прокурора, предъявленные к администрации Каратузского района также основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
С учетом необходимых временных и финансовых затрат, требований разумности, суд считает необходимым установить ответчикам срок исполнения решения до 31 декабря 2016 года.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Каратузского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И.Кропочева» и администрацию Каратузского района в срок до 31 декабря 2016 года обеспечить непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории образовательного учреждения, установить в учреждении стационарную и носимую (радио) кнопки экстренного вызова полиции, а также громкоговорящую связь.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца после принятия в окончательной форме, через суд принявший решение.
Председательствующий