Решение по делу № 33а-7577/2019 от 07.11.2019

Буйнакский районный суд РД

судья Омаров А. О. Дело №2а-663/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33а-7577/2019г.

г. Махачкала 5 декабря 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Гончарова И. А.,

судей Омарова Д. М. и Хаваева А. Г.,

при секретаре Шахбанове М. М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> к А.Ш.А. о прекращении права управления транспортными средствами и признании недействительным водительского удостоверения, с апелляционной жалобой административного ответчика А.Ш.А. на решение Буйнакского районного суда от <дата>.

Заслушав доклад судьи Гончарова И. А., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан

у с т а н о в и л а:

Прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к А.Ш.А. о прекращении права управления транспортными средствами и признании недействительным водительского удостоверения.

Решением Буйнакского районного суда РД от <дата> административный иск удовлетворен.

Не согласившись с указанным решением, административный ответчик А.Ш.А. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении административного иска.

Прокурор, административный ответчик А.Ш.А., представитель по РД, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан приходит к следующему.

Статьей 310 КАС РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Таких оснований коллегия не установила.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно- транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения.

Статьей 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» гарантируется право граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, которое обеспечивается путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения.

В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 23 этого же Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Статьей 28 указанного Закона предусмотрено, что ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Согласно подпункту «ж» пункта 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.

Управление лицами, имеющие медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам дорожного движения.

Судом первой инстанции установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения действующего законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой выявлены граждане, имеющие противопоказания к управлению транспортными средствами. Одним из выявленных лиц является административный ответчик А.Ш.А., страдающий заболеванием «Органическое заболевание головного мозга», препятствующим управлению транспортными средствами.

Согласно ответа ГКУ РД « <адрес>» от <дата> на запрос прокуратуры <адрес>, А.Ш.А., <дата> года рождения, уроженец и житель <адрес> РД находился на стационарном лечении в ГКУ РД «РПБ <адрес>» в период с <дата> по <дата>, с диагнозом «Органическое заболевание головного мозга».

В соответствии с ответом ФКУ « Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации за от 13.06.2019г. на запрос прокуратуры <адрес> А.Ш.А., <дата> года рождения, проживающий в <адрес> РД, был первично освидетельствован в бюро » 22.11.2011г. и ему установлена вторая группа инвалидности с причиной «Общее заболевание» без срока переосвидетельствования (бессрочно) с установленным диагнозом: «Расстройство личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга».

Из справки выданной ГБУ РД следует, что А.Ш.А. находится на учете у психиатра с 2005 года.

Из ответа ГБУ от <дата> на запрос прокуратуры <адрес> следует, что А.Ш.А., года рождения проживающий в <адрес> наблюдался в РЦОНПЗД с 2004 г. По достижению 18 лет, амбулаторная карта передана в РПНД с диагнозом «Органическое поражение головного мозга, в 2016 году проходил лечение в условиях стационара РПНД с диагнозом «Органическое повреждение головного мозга», в 2016г. проходил лечение в условиях стационара РПНД с диагнозом «Органическое заболевание головного мозга в виде выраженного психоорганического синдрома».

Постановлением Правительства РФ № 377 от 28.04.1993 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» во исполнение ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

В соответствии с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности", следует, что противопоказаниями для управления автомобилями, полная масса которых не превышает 3500 кг, а число сидячих мест, помимо сиденья водителя - 8 (категория В), а также всех иных транспортных средств иной категории, являются умственная отсталость, и задержки умственного развития и др.

Имеющееся у административного ответчика заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), следовательно, деятельность административного ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения и может повлечь причинение вреда в будущем.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда, проверены судебной коллегией и они не нашли своего подтверждения. Судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод, что административным ответчиком не представлено доказательств в подтверждение своих требований.

Судом первой инстанции при удовлетворения административного иска прокурора сделан обоснованный вывод, что в нарушении действующего законодательства А.Ш.А. выдано удостоверение на право управления транспортными средствами, что противоречит ст. ст. 2, 24, ч. ч. 1 и 2 ст. 23, ч. 1 ст. 26, ст. 28 ФЗ от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения, а также подзаконным актам, каковым является Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 года №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан

о п р е д е л и л а :

решение Буйнакского районного суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Ш.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-7577/2019

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Буйнакска
Ответчики
Абасов Ш.А.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Гончаров Игорь Алексеевич
08.11.2019[Адм.] Передача дела судье
05.12.2019[Адм.] Судебное заседание
09.12.2019[Адм.] Передано в экспедицию
09.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее