Решение по делу № 33-7440/2013 от 31.07.2013

                КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Гудова Н.В.      33-7440/2013

         А-20

07 августа 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Гареевой Е.Б.,

судей Ашихминой Е.Ю., Туровой Т.В.

при секретаре Алексейцеве И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашихминой Е.Ю.

гражданское дело по иску Г.П., М.С. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района, Администрации Ачинского района, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, войсковой части 74008, 3-ему отделу ФГКУ «Центррегионжилье» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ

на заочное решение Ачинского городского суда Красноярского края от 30 апреля 2013 года, которым постановлено:

«Признать за Г.П., М.С. право собственности по 1/2 доли за каждым в праве общей долевой собственности на <адрес> д. <адрес> общей площадью 47,3 кв. метра».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Г.П., М.С. обратились с иском к администрации Ключинского сельсовета, администрации <адрес> о признании за ними права общей долевой собственности, по 1\2 доле за каждым, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, д.Каменка, <адрес> порядке безвозмездной передачи в собственность граждан (приватизации), ссылаясь на то, что указанное жилое помещение было предоставлено им в 1989 г. для проживания решением жилищной комиссии войсковой части . По настоящее время проживают в этой квартире, которая ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, впоследствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 г. № 1779-р военный городок исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации, в связи с чем квартира не имеет статуса служебной, а ее передача в муниципальную собственность в установленном порядке не оформлена. Ссылаясь на то, что спорная квартира является единственным жилищем истцов, и что право на приватизацию жилья государственного или муниципального жилищного фонда ранее не использовали, настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований.

Определениями Ачинского городского суда от года соответчиками привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ «Специальное ТУИО» Министерства обороны РФ, ФГКУ«Центррегионжилье» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ, войсковая часть 74008, 3-й отдел ФГКУ «Центррегионжилье», Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ.

Судом постановлено приведенное выше заочное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ М.В. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, считая, что истцы не имеют право на приобретение в собственность спорного жилого помещения, предоставленного в качестве служебного для временного проживания на период трудовых отношений с войсковой частью. К тому же, истцы в настоящее время не являются военнослужащими и не имеют соответствующей выслуги лет.

Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, предусмотренных п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

На основании ч.3 ст.6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно ст.11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Статья 4 настоящего Закона устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу ст.6 настоящего Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст.7 настоящего Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил РФ осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

В силу пункта «и» ч.2 настоящего постановления Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.

    В соответствии с ч.1 ст.101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.

На основании пункта 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997. 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ т 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд первой инстанции, дав надлежащую процессуальную оценку представленным участвующими в деле лицами доказательствам, их доводам и возражениям, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о признании за истцами права равнодолевой собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.

Выводы об этом в решении суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что квартира расположенная по адресу: <адрес>, д.Каменка, <адрес> решением жилищной комиссии войсковой части была предоставлена в 1989 году М.С. и Г.П. на условиях социального найма.

При этом М.С. в период с <дата> по <дата> состоял в трудовых отношениях с войсковой части 74008 на должностях гражданского персонала, с <дата> является пенсионером и Ветераном труда, ветераном Великой Отечественной войны.

Г.П. в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> работала в войсковой части 74008 на должностях гражданского персонала, уволена <дата> в соответствии с медицинским заключением, является пенсионеркой по старости с 2000 г.

Истцы М.С., Г.П. после предоставления им спорного жилого помещения постоянно проживают в нем, в том числе и после прекращения трудовых отношений с войсковой частью, оплачивают коммунальные услуги, на их имя открыт финансово-лицевой счет.

Ответчиками законность вселения истцов и факт их постоянного проживания в спорном жилом помещении не оспаривались в суде первой инстанции.

Жилищным кодексом РФ предусмотрено использование жилых помещений в качестве служебных лишь после отнесения их к данному виду на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что подтверждается материалами дела.

Так, перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от <дата> N 752-р.

Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г. «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской федерации, подраздел «Красноярский край» был исключен полностью, а также указанны исключенные из Перечня закрытые военные городки поименно, в том числе и <адрес>, д. Каменка.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из Перечня, а именно Ачинского района д. Каменка, передается органам местного самоуправления.

При этом отсутствие документов о передаче в установленном порядке жилых помещений в муниципальную собственность не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения по договору социального найма, а также не может служить основанием к отказу в иске и ущемлению конституционных прав граждан, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Соответственно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до <дата>, не переданы в муниципальную собственность, право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке.

Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание отсутствие доказательств присвоения спорной квартире статуса служебной, суд первой инстанции обосновано признал за истцами право равнодолевой собственности на занимаемое ими спорное жилое помещение.

Таким образом, судебная коллегия считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановил решение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем постановленное решение является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и обоснованно признанных несостоятельными. Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы основанием к отмене законного и обоснованного решения суда являться не могут.

Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись основанием к отмене решения.

Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

заочное решение Ачинского городского суда Красноярского края от 30 апреля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.

Председательствующий    Е.Б.Гареева     

Судьи     Е.Ю. Ашихмина

    Т.В.Турова

    

33-7440/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Раковские Г.П.,М.С.
Ответчики
Мин.обороны
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Ашихмина Елизавета Юрьевна
07.08.2013Судебное заседание
09.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2013Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее