Дело № 2-457/2-2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2017 года с. Гордеевка
Красногорский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Фединой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Липовой Н.В.,
с участием прокурора Гордеевского района Винникова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Гордеевского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Гордеевской сельской администрации МО «Гордеевское сельское поселение», о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – баню, расположенную по адресу <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гордеевского района Брянской области, обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В судебном заседании заявитель, прокурор Гордеевского района, поддержал заявленные требования, пояснив при этом, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС было установлено, что на территории муниципального образования – ФИО2 сельского поселения - находится баня, расположенная по адресу <адрес> от права собственности на которую, собственник отказался, в связи с получением компенсации за утраченное имущество.
Представитель администрации Гордеевского муниципального района Брянской области в судебное заседание не явился. От представителя администрации Гордеевского муниципального района Батраковой О.И., поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, заявленные требования поддерживают в полном объеме. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав доводы заявителя, прокурора Гордеевского района, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Собственник бани, расположенной по адресу <адрес> отказался от права собственности на данный объект, передав в сельскую администрацию ключи, технический паспорт, свидетельство о государственной регистрации права собственности. По заявлению Гордеевского сельского поселения о постановке на учет в Клинцовском межрайонном отделе Управления Росреестра Гордеевского района Брянской области данное имущество было принято на учет как бесхозяйный объект ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктами 4 и 5 данного Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, то есть Творишинского сельского поселения.
Аналогичные требования к распоряжению вышеуказанным имуществом закреплены п. 9 Положения о комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсаций за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, согласно ст. 5 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, администрации поселений, подвергшихся радиоактивному загрязнению, осуществляют прием на баланс утраченного имущества и ведут его учет, осуществляют государственную регистрацию утраченного имущества в качестве бесхозного, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Действующее гражданское законодательство предусматривает возможность возникновения права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, то есть имущество, которое не имеет собственника, или от которого собственник отказался, или на которое собственник утратил право собственности.
Установлено, что в данной бане никто не осуществляет добросовестного, открытого и непрерывного владения бесхозной недвижимостью, как своей собственной, т.е. бесхозяйная недвижимость не является объектом начавшегося приобретения по давности владения в соответствии со ст. 234 ГК РФ.
Таким образом, право собственности на бесхозяйную недвижимость может возникнуть на основании признания этого права в судебном порядке, причем данный юридический факт может повлечь возникновение только муниципальной собственности.
Кроме интересов муниципального образования учитываются так же интересы малоимущих граждан, состоящих на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляются по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований.
Таким образом, своевременная постановка на учет объекта недвижимости и признание права муниципальной собственности в судебном порядке на указанный объект, предоставляет должностным лицам сельской администрации распределять указанное жилье среди нуждающихся в порядке очередности и тем самым способствует разрешению жилищного вопроса на территории Гордеевского сельского поселения.
Судом установлено, что по заявлению Гордеевского сельского поселения за №У в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии на учет ДД.ММ.ГГГГ бесхозяйного объекта недвижимого имущества: кадастровый (или условный) №, по адресу <адрес>, наименование объекта: баня; назначение объекта: не жилое.
Согласно заявления, владелец указанной бани, ФИО3, заявила отказ от принадлежащего ей на праве собственности недвижимого имущества.
Таким образом, имеются законное основание для удовлетворения заявления прокурора Гордеевского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 225 ГК РФ, ст. ст. 194-198, 262, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Гордеевского района Брянской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество: баню, кадастровый №, расположенную по адресу <адрес> за муниципальным образованием Гордеевское сельское поселение Гордеевского района Брянской области.
На данное решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Брянский областной суд через Красногорский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Федина Л.Н.