Дело № 2-897/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волхов 12 сентября 2019 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Лахно Д.Г.
с участием истца Винодиктова А.С., представителя истца Коробейникова Ю.Е. представителей ответчика Дементьевой М.П.,
при помощнике судьи Анухиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Винодиктова А.С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения № ****** от 03.07.2019 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, обязании включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости период обучения и службы в Вооружённых силах СССР и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 28.08.2018,
установил:
Истец Винодиктов А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) (далее ГУ УПФ РФ в Волховском районе) с требованиями:
- признать незаконным и отменить решение ГУ УПФ РФ в Волховском районе от 25.02.2019 № ****** об отказе в досрочном назначении ему страховой пенсии;
- обязать ГУ УПФ РФ в Волховском районе принять решение о досрочном назначении ему страховой пенсии с 28.08.2018.
В ходе судебного разбирательства истец изменил требования и окончательно просит признать незаконным и отменить решение ГУ УПФ РФ в Волховском районе от 03.07.2019 № ****** об отказе в досрочном назначении ему страховой пенсии;
Обязать ГУ УПФ РФ в Волховском районе включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию:
период обучения с ****** по ****** на дневном отделении училища по специальности моторист-рулевой судов речного флота (2 года 10 месяцев 22 дня);
период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ****** по ****** (3 года 1 месяц 4 дня).
Обязать ГУ УПФ РФ в Волховском районе назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 28.08.2018.
В обоснование требований истец указал, что 28.08.2018 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. При подаче заявления не указывал основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в Волховском районе от 20.11.2018 № ****** ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, дающего право на указанную пенсию со ссылкой на: п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 (далее Федерального закона № 400-ФЗ) и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Решением от 25.02.2019 № ****** ГУ УПФ РФ в Волховском районе решение от 20.11.2018 № ****** было отменено. Решение ГУ УПФ РФ в Волховском районе от 03.07.2019 № ******, было отменно решение от 25.02.2019 № ****** и ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, дающего право на указанную пенсию со ссылкой на: п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ; п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ и п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ. С отказом ГУ УПФ РФ в Волховском районе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости он не согласен. Указал, что действующим законодательством не предусмотрено соблюдение обязательного условия для суммирования наличия полного стажа для мужчин 12 лет и 6 месяцев. В период с ****** по ****** он обучался на дневном отделении училища по специальности моторист-рулевой судов речного флота. По окончании училища ему был выдан диплом и присвоена квалификация моторист-рулевой судов речного флота, слесарь судоремонтник третьего разряда. В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. Положения п. 109 применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце 3 п.п. «а», абзаце 3 п.п. «б» и абзаце 3 п.п. «в» п. 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». В соответствии с подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, действовавшим на период его обучения в профессионально-техническом училище (с ****** по ******), в стаж засчитывается обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации. В связи с чем истец считает, что, период его обучения с ****** по ****** на дневном отделении училища по специальности моторист-рулевой судов речного флота подлежит включению в стаж работы по специальности. В соответствии с п.п. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, действовавшим на период его прохождения службы в Вооруженных Силах СССР (с 04.05.1981 по 08.06.1984), в стаж засчитывается, служба в составе Вооруженных Сил СССР (п.п. «к»), при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (п.п. «в» п. 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Прохождение службы в составе Вооруженных Сил СССР подтверждается военным билетом и справкой Отдела Военного комиссариата ****** от ****** № ******. Истец полагает, что действовавшее в период прохождения его службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Период прохождения его службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до ******, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам, занятым на подземных работах. Таким образом истец полагает, что вышеназванный период прохождения его службы в Советской Армии подлежит включению в стаж работы по специальности.
В судебном заседании истец Винодиктов А.С. и его представитель Коробейников Ю.Е., уточненные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ГУ УПФ РФ в Волховском районе Дементьева М.П., заявленные истцом требования не признала, просила в удовлетворении данных требований отказать, указав, что у истца отсутствует достаточный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Выслушав стороны судебного разбирательства, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с п. 1 п.п. «б» постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и Учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное Пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ при назначении досрочных страховых пенсий применяется «Список № 2,производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее Список № 2 (1991)). При этом к периодам работы до 01.01.1992 может применяйся «Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утверждений постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (далее Список № 2 (1956)).
По ранее действовавшему пенсионному законодательству правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались «Мотористы, старшие мотористы» поименованные подразделом 3 «Речной флот» «Плавсостав судов» (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) раздела XXX «Транспорт» Списка № 2 (1956).
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.12.1983 № ****** «О дополнении разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 02.04.1976 № ****** «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № ******-списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденного Постановлением Государственного комитета. Совета Министров СССР по вопросам труда и Заработной платы и секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 02.04.1976 № ******» за рабочими и инженерно-техническими работниками, пользовавшимися правом на льготное пенсионное обеспечение, объем работы которых увеличивается в связи с совмещением профессий (должностей) и расширением зон обслуживания, сохраняется право на льготное пенсионное обеспечение на весь период, в течение которого им производится доплата или выплачиваются повышенные оклады за выполнение работ по совмещаемым профессиям (должностям) или расширение зон обслуживания.
Списком № 2 (1991), разделом XXVIII «Транспорт», п. 3 «Морской и речной флот», позицией 23003010-14706 право на досрочное пенсионное обеспечение установлено мотористам всех наименований.
Согласно п. 3 «Правил исчисления периодов работы...», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, суммирование к периодам работы по Списку № 2 периодов работы, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ возможно при досрочном назначении пенсии по старости при наличии полного требуемого стажа, для мужчин –12 лет 6 месяцев.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца, досрочная страховая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из анализа вышеуказанных норм закона следует, что суммирование периодов работы со Списком № 2 возможен только когда в результат суммирования имеется полный стаж по Списку № 2, для мужчин 12 лет и 6 месяцев.
Подтверждение и подсчет страхового и специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии регулируется нормами ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления Страховых пенсий», утвержденными постановлением Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014, а также «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О -трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ№ 516 от 11.07.2002.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 28.11.2014 № 958н к заявлению гражданина, обратившегося за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ должна быть предоставлена уточняющая справка, подтверждающая стаж на соответствующих видах работ (п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ), либо дополнительные документы, подтверждающие характер работы.
Для зачета в специальный стаж работы в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ необходимо, чтобы работник был зачислен в плавающий состав, а судно, на котором он работал, не относилось к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, а также наличие сведений о полной занятости работника в должностях.
Плавсостав определяется на каждый тип судна судовладельцем. Вопрос о том, какие суда относятся к судам, работа на которых дает плавсоставу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в каждом конкретном случае решается на основании справки, выданной судовладельцем, который, как правило, подтверждает полную занятость в плавсоставе, на судах морского, речного и флота рыбной промышленности не за весь период, указанный в трудовой книжке работника, а за период, в который непосредственно осуществлялся выход в море.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела 28.08.2018 Винодиктов А.С. обратился в ГУ УПФ РФ в Волховском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Право истца на досрочную страховую пенсию по старости было рассмотрено ГУ УПФ РФ в Волховском районе по основаниям п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ и п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ.
В результате рассмотрения:
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, учтены периоды работы:
с ****** по ****** (00-04-03),
с ****** по ****** (00-06-07) — в качестве моториста-рулевого буксирного т/х «БК-34»;
с ****** по ****** (00-01-01) — в качестве моториста з/к «Беломорская», матроса д/ш «Селемжа»;
с ****** по ****** (00-03-00),
с ****** по ****** (08-03-17) - в качестве моториста-матроса, моториста-матроса-монтера, сменного капитана-сменный механик монтер пути, сменного капитана, капитана Плавсостава в НЛРВПиС.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, не учтены периоды работы:
с ****** по ****** (00-04-21) - в качестве матроса на ДТ-19 для прохождения правительской практики, по записям в трудовой книжке, так как отсутствуют сведения о типе и назначении судна ДТ -19;
с ****** по ****** (00-00-23),
с ****** по ****** (00-00-18) – нахождение в охране каравана, так как навигация полностью не выработана;
с ****** по ****** (01-10-28) – в качестве моториста-матроса при караване СТ «Накат», так как в справке от 14.08.2017 № ****** отсутствуют сведения о типе и назначении судна СТ «Накат».
В итоге специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, составил 09 лет 07 месяцев 22 дня.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, учтены периоды работы:
с ****** по ****** (00-04-03),
с ****** по ****** (00-06-07) - в качестве моториста-рулевого ВБ-130 опыта экспериментального завода Научно-производственного объединения «Судостроение»,
с ****** по ****** (01-10-28) — в качестве моториста-матроса при караване СТ«Накат».
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, не учтены периоды работы:
с ****** по ****** (00-00-23),
с ****** по ****** (00-00-18) – нахождение в охране каравана, так как зачет этого периода в специальный стаж Правилами от 11.07.2002 № ****** не предусмотрен;
с 22.88.2005 по ****** (00-03-00),
с ****** по ****** (08-03-17) - в качестве моториста-матроса, моториста-матроса-монтера, сменного капитана-сменный механик мастер пути, сменного капитана, капитана плавсостава в НЛРВПиС, так как судно не соответствуют требованиям подраздела 3 раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2 (1991). Данные Периоды отражены на индивидуальном лицевом счете с кодом «27-9» (плавсостав).
В итоге специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, составил 02 года 09 месяцев 08 дней.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с учетом суммирования периодов, предусмотренных п. 9, п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, учтены периоды работы:
с ****** по ****** (00-04-21) — работа протекала в местности, приравненной к Крайнему Северу;
с ****** по ****** (00-04-03),
с ****** по ****** (00-06-07) — в качестве моториста-рулевого буксирного т/х «БК-34»;
с ****** по ****** (01-11-29) — в качестве моториста з/к «Беломорская», д/ш «Селемжа»;
с ****** по ****** (00-03-00),
с ****** по ****** (08-03-17) - в качестве моториста-матроса, моториста-матроса-монтера, сменного капитана-сменный механик монтер пути, сменного капитана, капитана плавсостава в НЛРВПиС.
Специальный стаж в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, с учетом суммирования составил: 11 лет 09 месяцев 17 дней.
Страховой стаж составил: 33 года 06 месяцев 15 дней.
Решениями № ****** от 20.11.2018, № ****** от 25.02.2019 и № ****** от 03.07.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, п. 9 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, из-за отсутствия требуемого стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона №400-ФЗ (в редакции, действующей на момент обращения истца в Управление) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 Закона №400-ФЗ, мужчинам достигшим возраста 55 лет. если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Закона №400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с учетом переходных положений в соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» у истца возникнет по достижении истцом возраста 57 лет 10 месяцев.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебновспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Условий назначения пенсии с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности стажа на соответствующих видах работ п. 9 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ не предусмотрено.
Истец в своих исковых требованиях просит включить в специальный стаж период обучения в среднем профессионально-техническом училище № ****** ****** с ****** по ****** (2 года 10 месяцев 23 дня) и период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ****** по ****** (3 года 1 месяц 4 дня), и отменить принятое ГУ УПФ РФ в Волховском районе решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, с обязанием ответчика назначит ее с момента обращения в ГУ УПФ РФ в Волховском районе, то есть с 28.08.2018.
Суд, оценив собранные по делу доказательства приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению с учетом следующего.
В соответствии с п.109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее - Положение от 03.08.1972) при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. «а» и «б» п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. «в» п.16) периоды, указанные в п.п. «з» (обучение в училищах и ….) приравниваются к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а периоды указанные в п.п. «к» (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом согласно вышеуказанным нормам законодательства периоды службы в Армии и обучения могут учтены как специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, только в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Как следует и трудовой книжки истца до его призыва в ряды Советской Армии он осуществлял трудовую деятельность с ****** по ****** (00-06-07) в качестве моториста-рулевого буксирного т/х «БК-34», а после службы в Советской Армии осуществлял трудовую деятельность с ****** по ****** командиром оперативного полка милиции ГУВД Леноблисполкома.
Оба указанных периода трудовой деятельности истца не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, что не является предметом спора.
При указанных обстоятельствах оснований для включения период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР с ****** по ****** (3 года 1 месяц 4 дня), в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не имеется.
Суд считает обоснованными доводы истца о наличии у него права на включение в его специальный стаж периода обучения в среднем профессионально-техническом училище № ****** ******, учитывая, что после прохождения обучения он устроился на работу в Подпорожский судоремонтный завод и в период с ****** по ****** (00-04-03), с ****** по ****** (00-06-07) – работал в качестве моториста-рулевого ВБ-130 опыта экспериментального завода Научно-производственного объединения «Судостроение», при этом указанный период трудовой деятельности истца включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Между тем учитывая, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, без учета обучения, составил 02 года 09 месяцев 08 дней, с учетом периода обучения специальный стаж составит 05 лет 08 месяцев 00 дней, что является менее половины установленного срока установленного п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (12 лет 6 месяцев) для возможности назначения досрочной страховой пенсии по старости с применением уменьшения возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении пенсии.
Согласно оспариваемым решениям, специальный стаж истца на дату обращения, 28.08.2018, в пенсионный орган за досрочным назначением страховой пенсии по старости не достиг значения, позволяющего досрочно назначить истцу страховую пенсию по старости.
Положения Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривают, что назначение пенсии производится на основании решения УПФР.
Согласно ч. 20 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Решение как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему; соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суде.
То есть, по смыслу действующего законодательства, суд не решает вопросы о назначении пенсии, а может решить вопрос о правомерности или неправомерности отказа территориального органа пенсионного фонда. Предметом обжалования в суд является решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, в данном случае досрочно.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответчиком при принятии оспариваемых решений права истца на досрочное назначение пенсии со дня обращения за таковой не нарушены.
Суд, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что требования Винодиктова А.С. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ № ****** ░░ 03.07.2019 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 28.08.2018 – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ –
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ –