Решение по делу № 2-79/2014 (2-1547/2013;) ~ М-1474/2013 от 05.11.2013

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Андрияновой О.М.,

с участием прокурора Дельмана А.О.,

представителя ответчика Исланова В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Юрма»

о возложении обязанности поставить на учет в уполномоченном органе государственной власти гидротехнические сооружения – резервуары для хранения жидких отходов

У С Т А Н О В И Л :

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Юрма» о возложении обязанности поставить на учет в уполномоченном органе государственной власти гидротехнические сооружения – резервуары для хранения жидких отходов.

Иск мотивирован тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по исполнению ООО «Агрохолдинг «Юрма» требований законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС).

В ходе проведения проверки было установлено, что основным предметом деятельности Общества является растениеводство и животноводство. ООО «Агрохолдинг «Юрма» является собственником трех резервуаров для хранения жидких отходов, расположенных в 500 м. от места расположения Общества по адресу: <адрес>. Емкость резервуаров составляет: 2 по 4000 куб.м., 1 на 6000 куб.м. На момент проверки Обществом эксплуатируются 2 резервуара для хранения жидких отходов: на 4000 куб.м. и 6000 куб.м. Эксплуатация еще одного резервуара приостановлена в связи с проведением ремонтных работ. Целевое назначение - хранение птичьего помета (отходы содержания животных и птиц), который согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786, относятся к 3 классу опасности для окружающей среды. По направлению на юго-восток от резервуаров для хранения жидких отходов, на расстоянии порядка 200 м. имеется низменность, по которой протекает река <данные изъяты>.

Вместе с тем в ходе проведения проверки установлено, что эксплуатируемые ООО «Агрохолдинг «Юрма» резервуары для хранения жидких отходов не поставлены на учет в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений. Кроме того, Обществом не обеспечивается: соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений; контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществляется оценка безопасности гидротехнического сооружения; разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; не проводятся регулярные обследования гидротехнического сооружения; не разработаны и согласованы с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правила эксплуатации гидротехнического сооружения; не обеспечена поддержка в постоянной готовности локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях и т.д.

Особенности размещения резервуаров для хранения жидких отходов, в непосредственной близости от водного объекта - река <данные изъяты>, в совокупности со степенью опасности накапливаемых отходов (птичий помет), создают реальную угрозу причинения существенного вреда окружающей среде и нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией РФ. Непосредственно объективную угрозу несут ливневые и талые воды, вместе с которыми в р. <данные изъяты> могут попасть загрязняющие вещества, способные нанести серьезный урон флоре и ихтиофауне водного объекта, а в отдельных случаях будут представлять серьезную опасность для человека. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что неисполнение Обществом вышеизложенных требований законодательства, положений СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» ведет к полному отсутствию возможности надлежащего контроля за состоянием резервуаров и порядком их эксплуатации, со стороны уполномоченных государственных органов. В соответствии с положениями ст. 60 Водного кодекса РФ, ст. ст. 8, Закона собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ремонте. Кроме того, эксплуатация гидротехнического сооружения может осуществляться собственником этого сооружения или эксплуатирующей организацией только при наличии разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного органом, на который возложено осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (далее - орган государственного надзора), Эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми по согласованию с органом государственного надзора.

В соответствии с утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.12.2010 года №1130 Положением о Приволжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

1. Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, сокращенное наименование Приволжское управление Ростехнадзора является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Республики Татарстан, Республики Марий Эл, Чувашской Республики.

2. Приволжское управление Ростехнадзора осуществляет контроль и надзор за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);

3. Выдает и ведет учет разрешений на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений.

Факт того, что пометохранилища ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» являются гидротехническими сооружениями подтверждается, в том числе выводами Приволжского Управления Ростехнадзора, изложенными в Постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии с которым, за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Одной из основополагающих обязанностей балансодержателя пометохранилищ (ООО «Агрохолдинг «ЮРМА») является их постановка на учет в Приволжском управлении Ростехнадзора. Кроме того эксплуатация данного гидротехнического сооружения возможна лишь при наличии соответствующего разрешения, выданного уполномоченным органом Приволжским управлением Ростехнадзора.

Просит обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агрохолдинг «Юрма»
балансодержателя пометохранилищ для хранения жидких отходов производства
расположенных <адрес>емкостью: 2 по 4000 куб.м., 1 на 6000 куб.м.: обеспечить пометохранилища правоустанавливающими документами; обеспечить пометохранилища проектной документацией; разработать и своевременно уточнять критерии безопасности ГТС; обеспечивать организацию эксплуатации ГТС в соответствии с разработанными правилами эксплуатации ГТС; финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечивать его безопасность, а также производить работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; разработать и предоставить в Приволжское Управление Ростехнадзора документацию, предусмотренную федеральным законодательством, для постановки на учет и получения разрешения на эксплуатацию ГТС – состоящих на балансе ООО «Агрохолдинг «Юрма» пометохранилищ.

В судебном заседании представитель Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры – помощник прокурора Дельман А.О. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Агрохолдинг «Юрма» Исланов В.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не признал исковые требования указав, что на балансе ОАО «Агрохолдинг «Юрма» действительно находятся резервуары для хранения жидких отходов, однако решением Чебксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность по проведению капитального ремонта пометохранилища в соответствии с СНиП 2.02.02.-85 «Основание гидротехнических сооружений», утвержденного постановлением Госстроя СССР № 219 от 12.12.1985 г. К указанному сроку капитальный ремонт будет произведен, считает, что иск Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора дублирует решение Чебксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, а возложение дополнительных обязанностей по составлению проектной и иной документации не приведет к желаемому правовому результату.

Третье лицо - Управление Ростехнадзора, извещенное о дне, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направило, ранее представив заявление о рассмотрении делав отсутствие представителя.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как усматривается из копии договора аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, между администрацией <данные изъяты> и ООО «Чебоксарская птицефабрика» (ООО «Агрохолдинг «Юрма»), заключен договор аренды земельных участков, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельные участки площадью <данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>.

Согласно представленному Уставу ООО «Агрохолдинг «Юрма», одними из основных видов деятельности Общества являются растеневодство и животноводство. Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по исполнению ООО «Агрохолдинг «Юрма» требований законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений.

Проверкой установлено, что ООО «Агрохолдинг «Юрма» является собственником трех резервуаров для хранения жидких отходов, расположенных в <адрес>. Емкость резервуаров составляет: 2 по 4000 куб.м., 1 на 6000 куб.м. На момент проверки (09.04.2013г.) Обществом эксплуатируются 2 резервуара для хранения жидких отходов: на 4000 куб.м. и 6000 куб.м. Эксплуатация еще одного резервуара приостановлена в связи с проведением ремонтных работ. Целевое назначение - хранение птичьего помета (отходы содержания животных и птиц), который согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 786, относятся к 3 классу опасности для окружающей среды (код по ФККО 131 004 02 03 013). По направлению на юго-восток от резервуаров для хранения жидких отходов, на расстоянии порядка 200 м. имеется низменность, по которой протекает река Рыкша.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» резервуары для хранения жидких отходов являются гидротехническими сооружениями.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Часть 1 статьи 44 Водного кодекса РФ устанавливает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Часть 6 статьи 60 Водного кодекса РФ запрещает осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водные объектах).

Статья 22 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г. обязывает обеспечить сбор, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов производства и потребления способами, безопасными для здоровья населения и среды обитания, в соответствии с санитарными правилами.

Как усматривается из материалов гражданского дела, в ходе проверки было установлено, что эксплуатируемые ООО «Агрохолдинг «Юрма» резервуары для хранения жидких отходов не поставлены на учет в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

Кроме того, Обществом не обеспечивается: соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений; контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществляется оценка безопасности гидротехнического сооружения; разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; не проводятся регулярные обследования гидротехнического сооружения; не разработаны и согласованы с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правила эксплуатации гидротехнического сооружения; не обеспечена поддержка в постоянной готовности локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях и т.д.

Особенности размещения резервуаров для хранения жидких отходов, в непосредственной близости от водного объекта - река Рыкша, в совокупности со степенью опасности накапливаемых отходов (птичий помет), создают реальную угрозу причинения существенного вреда окружающей среде и нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией РФ. Кроме того, непосредственно объективную угрозу несут ливневые и талые воды, вместе с которыми в реку Рыкша могут попасть загрязняющие вещества, способные нанести серьезный урон флоре и ихтиофауне водного объекта, а в отдельных случаях будут представлять серьезную опасность для человека.

Таким образом, неисполнение Обществом вышеизложенных требований законодательства, положений СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» может привести к полному отсутствию возможности надлежащего контроля за состоянием резервуаров и порядком их эксплуатации, со стороны уполномоченных государственных органов.

Как усматривается из копии постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно выводам Приволжского Управления Ростехнадзора, изложенным в Постановлении о назначении административного наказания одной из основополагающих обязанностей балансодержателя пометохранилищ (ООО «Агрохолдинг «ЮРМА») является их постановка на учет в Приволжском управлении Ростехнадзора. Кроме того эксплуатация данного гидротехнического сооружения возможна лишь при наличии соответствующего разрешения, выданного уполномоченным органом Приволжским управлением Ростехнадзора.

Таким образом, исходя из положений действующего федерального законодательства, организация по постановке на учет гидротехнических сооружений – резервуаров для хранения жидких отходов относится к прерогативе балансодержателя.

Собственником рассматриваемых гидротехнических сооружений является ООО «Агрохолдинг «Юрма», который не имеет правоустанавливающих документов на указанные объекты.

Доводы представителя ответчика о принятых мерах по составлению проектной документации на пометохранилищ, в подтверждение сего представлено письмо в адрес «<данные изъяты>», не могут быть приняты судом во внимание. Указанное обращение не содержит сведений о поступлении его к адресату – в ООО «<данные изъяты>», договор на выполнение проектных работ суду не представлен, в связи с чем оснований признать об устранении нарушений ответчиком в добровольном порядке отсутствуют.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Гидротехнические сооружения пометохранилища, находящиеся на балансе ООО «Агрохлдинг «ЮРМА», не соответствуют действующим санитарным и техническим нормам и правилам, следовательно, на собственника возлагается обязанность по его приведению в соответствие с требованиями вышеприведенных норм закона.

Ссылка представителя ответчика на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым на ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» возлагается обязанность по проведению капитального ремонта ГТС, также не освобождает ответчика от исполнения иных требований, предъявляемых Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в том числе обязанности финансированию мероприятий по эксплуатации ГТС, обеспечивать его безопасность, а также производить работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС.

Доказательств соблюдения указанных требований законодательства ответчиком не представлено.

Более того, ответчиком не оспаривается факт ненадлежащего содержания эксплуатируемых ГТС, что создают реальную угрозу причинения существенного вреда окружающей среде и нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией РФ.

Доказательства, свидетельствующие устранение допущенных нарушений законодательства на момент рассмотрения настоящего дела не представлено, в связи с чем суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении срока устранения нарушений требования природоохранного законодательства, суд считает необходимым исходить из требований разумности этих сроков и установить ответчикам для устранения нарушений срок до ДД.ММ.ГГГГ, как указано в исковом заявлении.

Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежат взысканию с ответчика ООО «Агрохолдинг «Юрма». Учитывая, что государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков, а истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины в доход государства, то подлежащая взысканию государственная пошлина с ООО ««Агрохолдинг «Юрма» составляет <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Юрма» балансодержателя пометохранилищ для хранения жидких отходов производства, расположенных в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, емкостью: 2 по 4000 куб.м., 1 на 6000 куб.м.:

обеспечить пометохранилища правоустанавливающими документами;

обеспечить пометохранилища проектной документацией;

разработать и своевременно уточнять критерии безопасности ГТС;

обеспечивать организацию эксплуатации ГТС в соответствии с разработанными правилами эксплуатации ГТС;

финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечивать его безопасность, а также производить работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС;

заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

Разработать и предоставить в Приволжское Управление Ростехнадзора документацию, предусмотренную федеральным законодательством, для постановки на учет и получения разрешения на эксплуатацию ГТС – состоящих на балансе ООО «Агрохолдинг «Юрма» пометохранилищ.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Юрма» Чебоксарского района Чувашской Республики государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы или апелляционного представления через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики

Председательствующий: А.Ю. Тяжева.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-79/2014 (2-1547/2013;) ~ М-1474/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Агрохолдинг "Юрма"
Другие
Чувашский территориальный отдел Приволжского управления Ростехнадзора
Суд
Чебоксарский районный суд
Судья
Тяжева Алина Юрьевна
05.11.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2013[И] Передача материалов судье
07.11.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2013[И] Судебное заседание
23.01.2014[И] Судебное заседание
17.02.2014[И] Судебное заседание
24.02.2014[И] Судебное заседание
27.02.2014[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2014[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2015[И] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.09.2015[И] Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.10.2015[И] Судебное заседание
06.10.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее