дело №
Решение
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Приозерский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Т.А.Глазковой
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ; представителя ответчика администрации муниципального образования ФИО6
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 <адрес> к администрации ФИО38 поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, ФИО8 об обязании устранить нарушения,
установил:
ФИО9 <адрес> (далее по тексту Управление Роспотребнадзора по <адрес>) обратилось в Приозерский городской суд <адрес> с иском об обязании устранить нарушения. С учетом уточненных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ и привлечении соответчиков истцом окончательно были сформулированы требования к администрации муниципального образования Краснозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, ФИО10 об обязании администрацию муниципального образования ФИО11 муниципальный район <адрес> организовать жителям домов №,№,6,7,8, расположенных по адресу: <адрес>, д. <адрес>,- холодное водоснабжение, соответствующее по качеству требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения и культурно-бытового водопользования», незамедлительно с момента вступления решения в законную силу.
Обязать ФИО12 обеспечить подачу жителям домов №,№, расположенных по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес>,- холодное водоснабжение, соответствующее по качеству требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения и культурно-бытового водопользования», незамедлительно с момента вступления решения в законную силу.
Мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило обращение ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ-жителя <адрес>, проживающего в <адрес>, по вопросу предоставления холодной воды надлежащего качества в жилых домах №,№ по указанной заявителем улице. В ходе проведения проверки было установлено, что в <адрес> холодная вода не соответствует установленным санитарным правилам, что является нарушением ст.ст.18,19 Закона №52-ФЗ. В силу п.2 ст.2 названного Закона осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения органами местного самоуправления производится за счет собственных средств.
Представитель истца в судебном заседании уточненные требования поддержал, указал, что согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ испытательного лабораторного центра филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» следует, что пять проб питьевой воды исследованных на органолептические, физико-химические показатели на соответствие требованиям централизованных систем питьевого водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03, все они не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения и культурно-бытового водопользования» по содержанию железа, марганца, запаху, мутности.
Представитель ответчика администрации муниципального образования ФИО13 муниципальный район <адрес> ФИО4 требования не признала. Мотивируя свою позицию тем, что между СП ФИО14 <адрес> (далее Администрация) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № о передаче ФИО15) с согласия собственника (Администрации) Арендатору (ФИО16 во временное владение и пользование на возмездной основе имущество (скважина №,№,- имущественный комплекс объектов водоснабжения). В период передачи по акту указанное имущество находилось в исправном состоянии. Арендатор обязался по договору обеспечить поставку потребителям услуг холодного водоснабжения и водоотведения, с обязательством устранения всех выявленных нарушений. Предоставив в суд письменную позицию по делу. Организация подачи питьевой воды в силу положений ч.1 ст.7 ФЗ от 07.12.2001 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», должна осуществляться на основании договоров горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, Организация подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, возложена на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение с использованием системы холодного водоснабжения. ФИО17» на основании договора управления организует предоставление собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся у него в управлении, коммунальной услуги по холодному водоснабжению; заключив договоры с потребителями (жильцами указанных домов), приняло на себя обязательства по организации предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, как исполнитель услуг, которое несет ответственность за качество воды перед потребителями. Обязанность, возложенная на органы местного самоуправления ч.2 ст.23 ФЗ № 416-ФЗ, исполнена в полном объеме. Весь имущественный комплекс, необходимый для подачи воды передан в аренду по вышеуказанному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО18 признано виновным и привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ.
Ответчик ФИО19 в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставив в суд письменный отзыв. Пояснил, что по результатам проведенных исследований воды из системы централизованного холодного водоснабжения, согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ результатов данных лабораторных исследований пробы железа и марганца после очистки не превышают допустимые нормативы.
Ответчик ФИО20 в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставив в суд письменный отзыв. Пояснил, что согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ результатов данных лабораторных исследований пробы железа и марганца после очистки не превышают допустимые нормативы, что свидетельствует о соответствии воды из системы централизованного холодного водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода..».
Суд, руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело при имеющейся явке сторон.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное и горячее водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения и централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую и горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Указанные санитарно-эпидемиологические правила, и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности ФИО21 район ЛО, объекты водоснабжения: насосная станция второго подъема, водопроводные сети, здания станции обезжелезивания, артезианская скважина №, артезианская скважина №, расположенные в д<адрес> <адрес> в реестре муниципальной собственности ФИО22 <адрес>, не числятся (т.1, л.д.46).
На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ весь имущественный комплекс объектов водоснабжения, необходимый для подачи питьевой воды передан с согласия собственника Администрации МП арендодателем «ФИО25 арендатору ООО «ФИО24 (т.1 л.д.47-56). На основании договора на отпуск воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «ЛенСервис+», как ресурсоснабжающая организация, заключила договор с ФИО23 исполнителем (абонент). Согласно названного договора ресурсоснабжающая организация обязалась в течение всего срока действия договора подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть техническую воду установленного качества для оказания Абонентом коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах, находящихся в управлении Абонента в объеме, установленном в соответствии с настоящим договором. Качество подаваемой технической воды и принятых сточных вод должно соответствовать требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (т.1 л.д.115-128).
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 13, подпунктами "а", "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее по тексту - Правила) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 Правил; б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
Из приведенных выше норм права следует, что обязанность поставлять коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения надлежащего качества собственникам квартир многоквартирного дома лежит на товариществе собственников жилья, жилищном кооперативе ином специализированном потребительском кооперативе, или на управляющей организации, осуществляющих управление многоквартирным домом.
Ресурсоснабжающая организация может предоставлять указанные коммунальные услуги в случае заключения соответствующих договоров с собственниками квартир при непосредственном управлении ими многоквартирным домом, либо когда собственниками квартир в многоквартирном доме не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил.
Установлено, что ФИО26 осуществляет управление многоквартирными жилыми домами №,№ расположенных по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес>.
В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01, устанавливающих гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой системами водоснабжения, они предназначены, в том числе для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.
В силу приведенных выше положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
В ходе проведенных проверок <адрес> <адрес> было выявлено несоответствие установленным санитарным правилам качество поставляемой воды в <адрес> ЛО, а именно по результатам проведения физико-химических исследований отобранных проб холодной воды (вход в здание, узел учета), протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, по определяемым показателям проба воды не соответствует требованиям нормативно допустимых по марганцу, осадку, взвешенным частицам-уровень мутности (т.1,л.д.13). <адрес> постановлением начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЛО в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере № рублей (т.1 л.д.14-18).
Как следует из представленных истцом: экспертного заключения №.76.ДД.ММ.ГГГГ.04.19 от ДД.ММ.ГГГГ и копий протоколов лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, пробы питьевой воды, отобранные на объектах водоснабжения № по адресу: ЛО, <адрес>, д<адрес> НЕ СООТВЕТСТВУЮТ требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода……» (т.1, л.д.190-202).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Таким образом, возложенные на ответчиков полномочия по обеспечению населения горячей и питьевой водой исполняются ненадлежащим образом, с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы ответчиков ФИО27 о проведенных лабораторных исследованиях от ДД.ММ.ГГГГ протокол №, свидетельствующих о надлежащем качестве поставляемой воды, суд находит необоснованными и опровергающимся экспертным заключением лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ. Иных доказательств, подтверждающих качественность поставляемой воды со стороны ответчиков не предоставлено, как не предоставлено и ходатайств о назначении судебной экспертизы для разрешения данного спора. Суд принимает за достоверность экспертное заключение предоставленное ФИО28, поскольку данное заключение составлено с учетом получения протоколов лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и из точки отбора: ввод в здание, узел учета <адрес>, а также –ВОС, после очистки на фильтрах с гравийной загрузкой; ВОС, после установки обежелезивания АРЕАЛ; артскважины № (до ВОС). Забор для проб воды произведен в более поздний период времени.
Доказательств, свидетельствующих о недопустимости данного заключения со стороны ответчиков не предоставлено.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 19 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения именно на организации, осуществляющие горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем, лежит обязанность обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Материалами дела установлено, что Администрацией в силу положений ч.2 ст.23 Федерального Закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» мероприятия по организации холодного водоснабжения, выполнены в полном объеме. С целью реализации полномочий, в том числе по водоснабжению жителей домов № расположенных по адресу: <адрес>, д. <адрес> <адрес> заключен договор на передачу всего имущественный комплекса объектов водоснабжения ФИО30 которая как ресурсоснабжающая организация заключила договор с ФИО29» на отпуск воды и прием сточных вод.
В силу вышеуказанного Закона орган местного самоуправления контрольными функциями в отношении ресурсоснабжающей организации не наделен. Уведомление о несоответствии качества питьевой воды не было представлено ТО Управления Роспотребнадзора в орган местного самоуправления.
Таким образом, требования истца к ФИО31, подлежат отклонению.
В силу положенийстатьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание все заслуживающие обстоятельствам по делу, а, также учитывая последствия не выполнения требований санитарного законодательства, полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда незамедлительно с момента вступления решения в законную силу.
Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. Суд считает необходимым в силу положений ст.103 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации взыскать подлежащую уплате при подаче иска государственную пошлину в размере ФИО33 копеек с ФИО32 в доход бюджета муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
исковые требования ФИО34 <адрес> удовлетворить частично.
Обязать ФИО35 обеспечить подачу жителям домов №,№, расположенных по адресу: <адрес>, д. Краснозерное, <адрес>,- холодное водоснабжение, соответствующее по качеству требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения и культурно-бытового водопользования», незамедлительно с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части исковых требований ФИО36 человека по <адрес>, отказать.
Взыскать с ФИО37 в доход бюджета муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца через Приозерский городской суд.
Председательствующий
мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ