Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
12 ноября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону Евангелевская Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону жалобу ФИО2 на постановление Административной комиссии администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, № к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.3 Областного закона <адрес> «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.3 Областного закона «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой в порядке ст.30.1 КоАП РФ, в которой ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, указав в ее обоснование, что является инвалидом <данные изъяты>, транспортным средством не управляет, поскольку лишен права управления транспортным средством постановлением мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, сроком на 1 год. С 0ДД.ММ.ГГГГ по договору безвозмездного пользования транспортным средством № пользуется ФИО1.
В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поскольку ему 81 год и он является инвалидом <данные изъяты>., что делает затруднительным его явку.
Представитель административной комиссии администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания представил административный материал в отношении ФИО1 Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Статьей 5.3 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в размере, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением администрации г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городского округа «Город Ростов-на-Дону» (далее – Порядок).
Согласно абз.10 раздела 2 Порядка платная парковка (парковочное место) – специально обозначенные и при необходимости обустроенные и оборудованные места (место), расположенные на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г.Ростова-на-Дону, предназначенные для организованной стоянки транспортных средств на платной основе в соответствии с правовым актом администрации г.Ростова-на-Дону.
К территории платной парковки относится весь участок улично-дорожной сети, обозначенный соответствующими дорожными знаками и разметкой, предусмотренными Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.12 раздела 7 Порядка размещение транспортных средств на платных парковках (парковочных местах) является платным, за исключением бесплатного размещения:
-транспортных средств экстренных оперативных служб (скорой медицинской помощи, пожарной охраны, полиции, военной автомобильной инспекции, аварийно-спасательных служб, органов Федеральной службы безопасности, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), в связи со служебной необходимостью, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы в соответствии с государственным стандартом РФ;
-транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид» – при наличии парковочного разрешения инвалида на местах для парковки автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, а в случае, если в отношении одного и того же автотранспортного средства одновременно действуют резидентное парковочное разрешение и парковочное разрешение инвалида, – на любых парковочных местах платных парковок, расположенных в границах одного кадастрового квартала от адреса жилого помещения, в котором инвалид зарегистрирован по месту жительства, указанного в резидентном парковочном разрешении;
-транспортных средств участников войны – на любых парковочных местах платных парковок при наличии льготного парковочного разрешения, за исключением мест, предназначенных для размещения автотранспортных средств инвалидов, если таковым участник войны не является и (или) не имеет соответствующее парковочное разрешение инвалида;
-транспортных средств резидентов – на любых парковочных местах платных парковок, расположенных в границах одного кадастрового квартала от адреса жилого помещения, в котором резидент зарегистрирован по месту жительства, указанного в резидентном парковочном разрешении, за исключением мест, предназначенных для размещения автотранспортных средств инвалидов, если таковым резидент не является и (или) не имеет соответствующее парковочное разрешение инвалида;
-транспортных средств всех категорий пользователей – на любых парковочных местах платных парковок при использовании платной парковки (парковочных мест) менее пятнадцати минут, за исключением мест, предназначенных для размещения автотранспортных средств инвалидов, если таковыми указанные пользователи не являются и (или) не имеют соответствующее парковочное разрешение инвалида.
Время действия использования на платной основе парковок определено с понедельника по пятницу с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут (за исключением нерабочих выходных и праздничных дней).
Согласно п.1 раздела 7 Порядка размер платы за пользование платными парковками (парковочными местами), методика расчета размера платы за пользование парковками (парковочными местами), определение ее максимального размера устанавливаются в соответствии с правовыми актами администрации г.Ростова-на-Дону.
На основании п.4 раздела 7 Порядка взимание платы за пользование платной парковкой (парковочным местом) производится следующими способами:
1)оплата через паркомат с помощью банковских карт или карт предоплаты;
2)оплата с помощью мобильного приложения;
3)оплата путем направления короткого текстового сообщения (СМС)
на специальный номер с помощью мобильного телефона;
4)оплата с использованием абонементов;
5)оплата в «личном кабинете» водителя на парковочном портале.
В силу п.5 раздела 7 Порядка лицо, размещающее транспортное средство на платной парковке (парковочном месте), обязано в течение пятнадцати минут с момента въезда на парковочное место начать парковочную сессию путем осуществления оплаты за размещение транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) одним из способов, указанных в пункте 4 раздела 7 Порядка.
Невыполнение данного требования считается невнесением платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами) и влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 являясь собственником транспортного средства госрегзнак № ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> по адресу: <адрес> (зона парковки №), допустил парковку транспортного средства <данные изъяты>, в зоне платной парковки более 15 минут без внесения платы за пользование парковкой (парковочным местом).
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 в его совершении подтверждаются представленным административной комиссией администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону административным материалом, содержащим фотографии, полученные с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства <данные изъяты>), на которых зафиксировано нахождение транспортного средства госрегзнак № в зоне платной парковки №, ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> по адресу: <адрес>, а также сведениями базы данных ФИС ГИБДД, согласно которым собственником транспортного средства госрегзнак № является ФИО1
Достоверность представленных доказательств, которыми зафиксировано размещение транспортного средства ФИО1 в зоне платной парковки без внесения платы, сомнений у суда не вызывает, и заявителем не оспаривается
Всем собранным по делу доказательствам административной комиссией дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1, являющегося собственником транспортного средства, состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.3 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об административных правонарушениях».
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к статье 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ).
В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 статьи 2.6.1, примечание к статье 1.5 КоАП РФ). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Доводы заявителя о том, что транспортным средство пользовалось иное лицо, судом ставятся под сомнение, поскольку в материалы дела не представлено допустимых доказательств, подтверждающих указанные доводы: полис ОСАГО, где вписан иной водитель, его водительские права, свидетельские показания.
Сам по себе факт лишения права управления транспортным средством, а также, подписание договора безвозмездного пользования автомобилем, не могут быть безусловным доказательством того, что лицо не пользовалось указанным транспортным средством.
При указанных обстоятельствах, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения обоснованно.
Вместе с тем, судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является нетрудоспособным пенсионером. Кроме того, согласно справке МСЭ-016 № он является инвалидом <данные изъяты> бессрочно.
Указанные обстоятельства, суд принимает, как смягчающие вину.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В рассматриваемом случае доказательств наступления каких-либо негативных последствий, причинения вреда личности, государству, обществу в результате допущенного ФИО1 нарушения, в материалы дела не представлено.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, следует, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В данном случае назначение административного штрафа даже в минимальном размере санкции статьи с учетом всех обстоятельств дела, материального положения лица, привлекаемого к административной ответственности, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Устное замечание, не будучи видом административного наказания, является предупредительной (превентивной) мерой воздействия на правонарушителя, которая при определенных обстоятельствах может рассматриваться органами административной юрисдикции как необходимое и достаточное для правонарушителя негативное последствие. В связи с этим, с учетом установления и указания правонарушителю на противоправный характер его поведения, устное замечание не только отвечает достижению предупредительных целей административного наказания, но может быть оценено и как отвечающее принципам справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд считает возможным освободить лицо от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 31.1, 30.14 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление административной комиссии администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.3 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО2 – отменить и производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись в отношении ФИО2 устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Евангелевская Л.В.