№ 2-4926/3023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2023 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд города Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Тошевой М.Б.,
с участием:
помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска Воротынской О.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Красноярска, в интересах Смирнова Ивана Руслановича, в лице законного представителя Смирновой Анастасии Владиславовны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности и компенсации морального вреда, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска, действующий в интересах Смирнова И.Р. в лице законного представителя Смирновой А.В., обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к ответчику о возложении обязанности, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что Смирнов И.Р., 00.00.0000 года года рождения, является ребенком-инвалидом, на основании индивидуальных программ реабилитации и абилитации, в перечень технических средств реабилитации, предоставляемых за счет средств федерального бюджета включены, в том числе, кресло-стул с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела. 23 декабря 2022 года Смирнова А.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении вышеуказанного стула, согласно уведомлению от 26 декабря 2022 года, ответчиком принято решение о постановке на учет для обеспечения ТСР, однако, до настоящего времени ТСР не предоставлено. Просит обязать ответчика обеспечить Смирнова И.Р. техническим средством реабилитации инвалидов - креслом-стулом с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в т.ч. для больных ДЦП, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей
В судебном заседании помощник прокурора поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Маташкова Л.А., действующая на основании доверенности от 10 января 2023 года, исковые требования признала частично, просила в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение, в том числе, в случае инвалидности.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее «Закон № 181-ФЗ») государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) (далее «Правила»).
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п. 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием); при наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган:
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану); при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил;срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
В судебном заседании установлено, что Смирнов И.Р., 00.00.0000 года года рождения, является ребенком-инвалидом, его законным представителем является мать - Смирнова А.В., что подтверждается свидетельством о рождении II- БА № 792733 от 12 марта 2012 года, справкой МСЭ-2018 № 1376768 от 18 августа 2020 года.
Согласно Индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида № 644.9.24\2022 от 30 мая 2022 года (далее «ИПР»), Смирнову И.Р. рекомендованы технические средства реабилитации (ТСР) – кресло-коляска с ручным приводом и дополнительной фиксацией головы и тела, в т.ч. для больных ДЦП комнатная, кресло-стул с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией головы и тела, в т.ч. для больных ДЦП.
23 декабря 2022 года Смирнова А.В. обратилась к ответчику с заявлением № 24009567966 о предоставлении кресла – стула, рекомендованного ИПР.
Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, Выписки из реестра электронных сертификатов, Смирнов И.Р. был поставлен на учет для обеспечения ТСР, однако по настоящее время он не обеспечен креслом-стулом с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией головы и тела, в т.ч. для больных ДЦП.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковое требование о возложении обязанности на ответчика обеспечить Смирнова И.Р. ТСР - креслом-стулом с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией головы и тела, в т.ч. для больных ДЦП законно, обосновано и подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с ч.1 и ч. 2 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из позиции, изложенной в п.2 и п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 00.00.0000 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что факт нарушения ответчиком конституционных прав Смирнова И.Р. в части его социального обеспечения как инвалида нашел свое подтверждение в судебном заседании, Смирнов И.Р. по настоящее время не обеспечен ТСР, что ухудшает качество его жизни и, соответственно, нарушает его личные неимущественные права, суд приходит к выводу о законности требований о взыскании компенсации морального вреда.
Вместе с тем сумму в размере 50000 рублей суд находит завышенной и, с учетом всех обстоятельств настоящего спора, исходя из принципа разумности и справедливости, полагает необходимым и достаточным взыскать с ответчика в пользу Смирнова И.Р., в лице законного представителя Смирновой А.В., компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю обеспечить А2 техническим средством реабилитации - креслом-стулом с санитарным оснащением с дополнительной фиксацией головы и тела, в т.ч. для больных ДЦП.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю в пользу А2, в лице законного представителя А3, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его вынесения в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим 26 сентября 2023 года
Копия верна
Судья