Решение по делу № 33-3983/2014 от 04.03.2014

Судья Романова Ж.В.

Дело № 33-3983/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

03 апреля 2014 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе

председательствующего

Ковелина Д.Е.

судей

Звягинцевой Л.М.

Защихиной Р.Ф.

при секретаре Сорокине А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березовского в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации Березовского ГО, Березовскому МКОУ СОШ № 2, Березовскому МКОУ СОШ № 21, Березовскому МКОУ СОШ №30 о понуждении выполнить мероприятия по соблюдению требований федерального законодательства

по апелляционной жалобе ответчика Администрации Березовского городского округа на решение Березовского городского суда Свердловской области 30.12.2013.

Заслушав доклад судьи Защихиной Р.Ф., объяснения прокурора Привороцкой Т.М., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Березовского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г. Березовского совместно с отделом МВД России по г. Березовскому с целью усиления антитеррористической и противокриминальной защищенности, предупреждения и пресечения противоправных посягательств в отношении работников, учеников, посетителей и имущества образовательных учреждений, расположенных на территории Березовского городского округа, проведены комиссионные обследования объектов данной категории. К таким объектам относятся БМКОУ СОШ № 2, БМКОУ СОШ № 21, БМКОУ СОШ № 30. Результаты проверок показали, что основными недостатками в обеспечении антитеррористической защищенности данных объектов являются недостаточная инженерная укрепленность учреждений, неподготовленность персонала к действиям при реальной угрозе их безопасности, низкий уровень использования технических средств охраны в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в том числе охранного телевидения с круглосуточной фиксацией событий и систем контроля и управления доступа на объект.

Прокурор просил:

1) обязать БМКОУ СОШ № 2 не позднее ( / / ) провести мероприятия по устранению выявленных нарушений в здании и на территории здания по адресу: г. ..., ул. ..., а именно:

- установить и привести в соответствие с законодательством Российской Федерации ограждение и ворота на территории здания БМКОУ СОШ № 2;

- установить защитное остекление, на оконных проемах первого и подвальных этажей, выходящих на оживленную улицы и магистрали, а так же выходящих во дворы, малолюдные переулки, примыкающих к пожарным лестницам, балконам, карнизам в здании БМКОУ СОШ №2;

- установить громкую связь для оперативного оповещения людей о приближающейся или возникшей внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии и т.п.) и координацию их действий;

- привести в соответствие с требованиями двери, выходящие во дворы, малолюдные переулки и охранное освещение в здании БМКОУ СОШ № 2;

2) обязать БМКОУ СОШ №21 не позднее ( / / ) провести мероприятия по устранению выявленных нарушений в здании и на территории здания по адресу: г. ..., пос. ... ул. ..., а именно:

- установить и привести в соответствии с законодательством Российской Федерации ограждение и ворота на территории здания БМКОУ СОШ № 21;

- установить на центральных входных двухстворчатых дверях второе стопорное устройство в нижней части дверного полотна и запирающее устройство;

- установить защитное остекление, на оконных проемах первого и подвальных этажей, выходящих на оживленную улицы и магистрали, а так же выходящих во дворы, малолюдные переулки, примыкающих к пожарным лестницам, балконам, карнизам в здании БМКОУ СОШ № 21;

- установить громкую связь для оперативного оповещения людей о приближающейся или возникшей внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии и т.п.) и координацию их действий;

- привести в соответствие с требованиями двери, выходящие во дворы, малолюдные переулки и охранное освещение в здании БМКОУ СОШ № 21;

- установить систему охранного телевидения;

3) обязать БМКОУ СОШ №30 не позднее ( / / ) провести мероприятия по устранению выявленных нарушений в здании и на территории здания по адресу: г. ..., пос. ..., ул. ..., а именно:

- установить и привести в соответствии с законодательством Российской Федерации ограждение и ворота на территории здания БМКОУ СОШ № 30;

- установить защитное остекление, на оконных проемах первого и подвальных этажей, выходящих на оживленную улицы и магистрали, а так же выходящих во дворы, малолюдные переулки, примыкающих к пожарным лестницам, балконам, карнизам в здании БМКОУ СОШ № 30;

- установить громкую связь для оперативного оповещения людей о приближающейся или возникшей внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии и т.п.) и координацию их действий;

- привести в соответствие с требованиями двери, выходящие во дворы, малолюдные переулки в здании БМКОУ СОШ № 30;

- установить на двери запасных выходов и обособленных помещений по два запирающих устройства не ниже 2 класса защиты;

- установить на двери кабинета информатики второе запорное устройство;

- установить систему охранного телевидения;

4) обязать администрацию Березовского городского округа заложить в бюджет и выделить денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности в срок до ( / / ).

В судебном заседании помощник прокурора города Березовского Свердловской области Нурмухаметов Н.Ф. настаивал на удовлетворении иска по доводам искового заявления.

Представитель ответчика администрации Березовского городского округа Забелина А.А. исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены участники бюджетного процесса: главные распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств, учредителем школ является Управление образования Березовского городского округа, которое утверждает бюджетную смету для муниципальных казенных учреждений и план финансово-хозяйственной деятельности. Решением Думы Березовского городского округа от ( / / )... утвержден бюджет Березовского городского округа на ( / / ) год. Управление образования Березовского городского округа является одним из главных распорядителей бюджетных средств Березовского городского округа. Школы не являются получателями бюджетных средств, администрация Березовского городского округа не осуществляет финансирование за счет бюджетной сметы деятельность школы. Такое финансирование должно осуществлять Управление образования Березовского городского округа. Кроме того, руководящий документ «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств РД 78.36.003-2002», утвержденный МВД Российской Федерации от 06.11.2002, распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые и подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Все перечисленные объекты не относятся к системе образования и образовательным учреждениям. Подобные меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений носят рекомендательный характер. Просила в иске отказать.

Представители ответчиков и третьих лиц Управления образования Березовского городского округа, ОМВД России по г.Березовскому Свердловской области, Управления финансов Березовского городского округа в суд не явились.

Решением Березовского городского суда 30.12.2013 исковые требования прокурора удовлетворены. Суд постановил: обязать администрацию Березовского городского округа заложить в бюджет на ( / / ) год и в срок до ( / / ) выделить денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности БМКОУ СОШ № 12, БМКОУ СОШ № 21, БМКОУ СОШ № 30.

Обязать БМКОУ СОШ № 12, БМКОУ СОШ № 21, БМКОУ СОШ № 30 в срок до ( / / ) провести мероприятия по устранению нарушений требований по антитеррористической защищенности здания и территории школы.

С БМКОУ СОШ № 12, БМКОУ СОШ № 21, БМКОУ СОШ № 30 в местный бюджет взыскана госпошлина по (...) руб. с каждого.

Не согласившись с постановленным судом решением, полагая его незаконным и необоснованным, представитель Администрации Березовского городского округа Забелина А. А., действующая на основании доверенности от ( / / ), подала апелляционную жалобу, в которой указала, что надлежащим ответчиком по делу является Управление образования Березовского городского округа, которое является распорядителем бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отношении БМКОУ СОШ № 11. Также указала, что возложение судом на Администрацию Березовского городского округа обязанности заложить в бюджет денежные средства на данные мероприятия противоречит статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Березовского Нурмухаметов Н.Ф. указал, что согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 31 Устава Березовского городского округа к полномочиям Администрации городского округа относятся формирование и исполнение местного бюджета. Управление образования в соответствии с пунктом 1.9 Положения является главным распорядителем денежных средств. В силу чего, считает, что Управление образования Березовского городского округа не является самостоятельным органом местного самоуправления Березовского городского округа, не имеет полномочий по формированию бюджета, следовательно, не может быть надлежащим ответчиком по делу.

В заседании судебной коллегии прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Привороцкая Т.М. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом. Помимо направления извещений о времени и месте рассмотрения дела по почте, информация о рассмотрении апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции была размещена на сайте Свердловского областного суда.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, прокуратурой г. Березовского совместно с ОМВД России по г. Березовскому проведено обследование БМКОУ СОШ № 12, БМКОУ СОШ № 21, БМКОУ СОШ № 30, в ходе которого установлено, что ограждение и ворота на территории школ не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, отсутствует система контроля и управления доступом в здание школы, система охранного телевидения, громкая связь для оперативного оповещения граждан о приближающейся или возникшей внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии т.п.) и координации их действий, не приведены в соответствие с требованиями законодательства запирающие устройства запасных дверей, отсутствует охранная сигнализация в помещениях с постоянным или временным хранением материальных ценностей, а также уязвимых мест здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты) и т.д.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями пункта 4 статьи 3, пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, пункта 5 части 1 статьи 9, статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», Письмом Рособразования от 16.01.2009 № 16-2235/07-02 «О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности» и пришел к выводу о возложении на БМКОУ СОШ № 12, БМКОУ СОШ № 21, БМКОУ СОШ № 30 обязанности в срок до ( / / ) провести мероприятия по устранению нарушений требований по антитеррористической защищенности здания и территории школы.

В указанной части решение не оспаривается.

Опровергая довод жалобы о том, что Администрация Березовского ГО является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с изменениями, внесенными решением Думы Березовского городского округа от ( / / )... в статью 21 Устава Березовского городского округа, Управление образования исключено из числа органов местного самоуправления и в настоящий момент является структурным подразделением администрации.

На основании пункта 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006, обязанность по организации мер по противодействию терроризма возложена на органы местного самоуправления, которые должны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий осуществляют органы местного самоуправления.

Как следует из статьи 31 решения Березовской городской Думы от 27.06.2005 № 115 к полномочиям Администрации городского округа в числе прочего относятся формирование и исполнение местного бюджета.

Таким образом, именно орган местного самоуправления в лице Администрации Березовского ГО наделен правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями по осуществлению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в данных учебных учреждениях в пределах своей компетенции за счет средств местного бюджета.

При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Однако при всем при этом указание в резолютивной части на обязанность Администрации Березовского городского округа заложить в бюджет на ( / / ) год денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности БМКОУ СОШ № 12, БМКОУ СОШ № 21, БМКОУ СОШ № 30, коллегия считает необоснованным.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из Положения о бюджетном процессе в Березовском городском округе, утвержденного решением Думы Березовского городского округа от 15.12.2011 № ... (в ред. от 26.04.2012 № 276), участниками бюджетного процесса помимо Администрации Березовского городского округа являются Глава Березовского городского округа, Дума Березовского городского округа и другие, указанные в статье 3 настоящего Положения участники. При этом, за каждым из участников бюджетного процесса указанным Положением закреплены конкретные бюджетные полномочия. Окончательное определение объемов финансирования и утверждение бюджета осуществляется Думой Березовского городского округа.

Таким образом, возложение на Администрацию обязанности заложить в бюджет денежные средства на соответствующие мероприятия само по себе не может привести к восстановлению нарушенных прав и, соответственно, не свидетельствует об исполнимости решения.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Березовского городского суда Свердловской области 30.12.2013 отменить в части удовлетворения требований о возложении на Администрацию Березовского городского округа обязанности заложить в бюджет на ( / / ) год денежные средства на мероприятия по антитеррористической защищенности Березовского МКОУ СОШ № 2, Березовского МКОУ СОШ № 21, Березовского МКОУ СОШ №30 отменить. Принять по делу в этой части новое решение, которым в иске отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий Ковелин Д.Е.

Судьи Звягинцева Л.М.

Защихина Р.Ф.

33-3983/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор г. Березовского, в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Березовское МКОУ СОШ №21
Березовское МКОУ СОШ №30
Администрация Б.Г.
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Защихина Розалия Фатхлисламовна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
03.04.2014Судебное заседание
04.04.2014Дело сдано в канцелярию
09.04.2014Передано в экспедицию
03.04.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее