Дело № 60RS0006-01-2021-000332-81 (2а-128/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2021 года г. Гдов Псковская область
Гдовский районный суд Псковской области в составе председательствующего Зубковой С.Г., при секретаре Ивановой К.А., с участием помощника прокурора Гдовского района Руденко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Гдовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Гдовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требования указано, что прокуратурой Гдовского района проведена проверка в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения нарушающие законодательство Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
В ходе проверки проведен осмотр следующих Интернет-сайтов: https://prava-msk.ru/;http://moskva-kupi.prava-online.net/; https://mockwa.doc-avto.info/,содержащих информацию о возможности приобретения на платной основе водительских удостоверений, минуя установленный законом порядок получения данного документа с проводкой по официальной базе данных согласно существующим требованиям закона. Водительские удостоверения предлагается приобрести, не проходя установленные процедуры получения, а также даже в случае лишения права управления транспортными средствами.
Вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием указанных страниц и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Распространение такой информации подрывает основы конституционного строя Российской Федерации, создает реальную угрозу безопасности и жизни граждан и способствует совершению правонарушений и преступлений, чем нарушаются публичные интересы РФ и права неограниченного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Информация, размещенная на указателях вышеуказанных сайтов в сети «Интернет», содержит предложение приобрести водительское удостоверение на платной основе без прохождения в установленном законом порядке медицинского освидетельствования и сдачи экзаменов. Предложение адресовано, в том числе, лицам, лишенным на основании действующего законодательства права управления транспортными средствами.
Статьей 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, а также водителем, лишенным права управления транспортным средством.
Кроме того, ст. 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в том числе водительского удостоверения.
Таким образом, размещенная на вышеуказанных сайтах информация не соответствует приведенным нормам законодательства, нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на безопасность дорожного движения, в силу чего является незаконной и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.
В целях установления владельца сайта произведены запросы с использованием сервиса «Whois». По результатам полученного ответа сведения о владельце сайта не установлены.
В целях установления наличия (отсутствия) указанных выше указателей страниц сайтов в сети «Интернет» в Едином реестре доменных имен, произведен электронный запрос с использованием сервиса: https://eais.rkn.gov.ru/, размещенного на официальном сайте Роскомнадзора, по результатам которого получены сведения об отсутствии информации об указанных именах доменов сайтов в сети «Интернет» в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории Российской Федерации, в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149), установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее – Постановление № 1101).
В соответствии с положениями Постановления № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных положениями Постановления№ 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
На основании изложенного административный истец просит признать информацию, распространяемую на Интернет-сайтах по сетевым адресам: https://prava-msk.ru/; http://moskva-kupi.prava-online.net/; https://mockwa.doc-avto.info/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Гдовского района Руденко А.С. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Псковской области в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Псковской области, что не противоречит положениям ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав административного истца, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями части 4 статьи 29 КонституцииРФ предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить ираспространять информацию любым законным способом.
Согласно пп. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ №149-ФЗ информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона №. 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 и ч. 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся, в том числе: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Абзацем 8 ст. 5 Закона № 196 установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, среди прочего, посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения.
Согласно ст. 24 Закона № 196 права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
При этом ч. 4 вышеуказанной статьи установлена обязанность участников дорожного движения выполнять требования Закона № 196 и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 25 Закона № 196 определено, что право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в ст. 26 Закона № 196. Кроме того, устанавливаются общие правила проведения экзаменов, определяются полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению нормативных правовых актов в сфере порядка проведения таких экзаменов, требований к техническим средствам контроля и условий их применения, а также выдачи водительских удостоверений.
Соответствующие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами». Среди прочего, п. 26 данных правил закреплены требования к лицам, имеющим право на получение водительского удостоверения. Так, российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного ст. 26 Закона № 196 возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные п. 9 настоящих Правил.
Гражданским кодексом Российской Федерации в ст. 1079, а также п. 18 постановления Пленума Верховного суда от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» определено понятие источника повышенной опасности, каковым является любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.
При этом в качестве примера источника повышенной опасности Верховным судом Российской Федерации называется транспортное средство.
Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее - Постановление № 1101).
В соответствии с положениями Постановления № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных положениями Постановления № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр таких сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Из изложенных норм закона следует, что распространение в сети Интернет информации, распространение которой в РФ запрещено, может служить основанием для вынесения судом решения о признании ее такой для последующего включения в вышеуказанный реестр и блокирования доступа к ней.
Судом установлено, что заместителем прокурора Гдовского района по результатам проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации установлено, что сайты в сети Интернет по сетевому адресу https://prava-msk.ru/; http://moskva-kupi.prava-online.net/; https://mockwa.doc-avto.info/, содержат информацию о продаже водительских удостоверений с официальной проводкой по официальной базе данных согласно существующим требованиям закона. Водительские удостоверения предлагается приобрести, миную установленный законом порядок получения данного официального документа.
Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет- пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, в том числе водительского удостоверения, предоставляющего право управления транспортным средством, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В соответствии с. ч. 5 ст. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Статьей 34 УК РФ установлено, что уголовная ответственность организатора, подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями преступления (ч. 3).
Таким образом, на страницах указанного сайта, находятся объявления содержащие признаки уголовно-наказуемого деяния – пособничества в сфере преступлений против порядка управления.
Информация, размещенная на страницах указанных сайтов, адресована неограниченному кругу лиц, и склоняет к совершению преступных действий, что запрещено законом.
Целью предъявления административного иска о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является внесение указателей страниц сайта и сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Сведения, размещенные на указанных выше интернет -сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.
При таких обстоятельствах суд полагает, что размещенная на сайте информация о приобретении водительского удостоверения в обход установленного законом порядка относится к информации, запрещенной для распространения, поскольку её распространение противоречит целям и задачам федерального законодательства, подрывает авторитет государства, побуждает неопределенный круг граждан к совершению преступлений, способствует совершению уголовно и административно наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативно-правовыми актами РФ.
Таким образом, в целях пресечения действий создающих угрозу нарушения прав граждан и во исполнение действующего законодательства доступ к информации, размещенной на интернет–сайтах по указанным выше адресам следует ограничить, для чегопризнать содержащуюся на нем информацию о приобретении водительского удостоверения в обход установленного законом порядка, с его регистрацией в официальной базе данных, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерациизапрещено.
В силу пункта 5.1.7. Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 N228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций" Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащиеинформацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования заместителя прокурора Гдовского района являются законными и обоснованными, направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, считаетнеобходимым признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет иразмещенную на указанных выше интернет –сайтах, на которых размещена информация о приобретении водительского удостоверения в обход установленного законом порядка, с его регистрацией в официальной базе данных, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Данное решение является основанием для включения указанных интернет -сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно -телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространениекоторой вРоссийской Федерации запрещено.
Поскольку замедление исполнения судебного решения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, с целью их защиты в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 188 КАС РФ решение обратить к немедленному исполнению, копию которого направить в Управление Роскомнадзора по Псковской области и Роскомнадзор РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 265.3, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░: https://prava-msk.ru/; http://moskva-kupi.prava-online.net/; https://mockwa.doc-avto.info/,░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 2, 3 ░░. 188 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░